Общество
1690

«БайкалБанк»: испытание на прочность

Многие вкладчики стали жертвами массированной дезинформации

Только прямые потери клиентов за три дня паники, вызванной слухами о банкротстве банка, составили 9 миллионов рублей



На сегодняшний день ситуация с ОАО АК «БайкалБанк» практически полностью стабилизировалась. Примерно со второй половины четверга все операционные кассы, дополнительные офисы и банкоматы работают в прежнем режиме. Но, как считают руководители этого кредитного учреждения, полностью оправиться от удара банку удастся еще не скоро.
Напомним, что проблемы у «БайкалБанка» появились 11 декабря, когда толпы вкладчиков бросились снимать деньги после появления слухов о его тяжелом финансовом положении и даже банкротстве. Правоохранительным органам еще предстоит выяснить, кто конкретно выступил в роли организатора дезинформационной кампании. По горячим следам правление «ББ» даже распространило заявление, в котором обвинило в этом «ряд конкурирующих структур и некоторых руководителей предприятий, которые искусственно создают панику внутри своих трудовых коллективов в угоду своим личным целям и амбициям». Правда, затем тон высказываний изменился и председатель правления Вадим Егоров говорил уже о «группе лиц, стремящихся подорвать деловую репутацию банка» и «организаторах спланированной провокации» без конкретной привязки к роду их профессиональной деятельности.
Представители других банков в республике, в основном на уровне своих пресс-служб, в ответ на это предпочли или отвергнуть подозрения, или попросту отказаться от любых комментариев и даже возложить вину на журналистов, якобы раздувших эту историю. Как бы то ни было, но, по словам первого заместителя председателя правления «ББ» Галины Цыбикмитовой, ряд следственных действий в банке уже проводится.
Власти республики также высказались о возможных организаторах акции достаточно осторожно. Президент РБ Леонид Потапов в своем заявлении для СМИ основной причиной информационной атаки на банк назвал методы недобросовестной конкуренции, а первый заместитель министра финансов Вячеслав Золотухин сказал, что «сейчас подозревать можно кого угодно, но очевидно, что началась охота на один из сильнейших региональных банков в России».
По прошествии недели можно с определенной долей уверенности утверждать, что «сезон охоты на «БайкалБанк» закрыт». Но его руководители не уверены, что в последующем эти попытки не повторятся. Для того чтобы их избежать или минимизировать, уже разработан ряд мер как финансового, так и организационного характера. Из последних можно отметить разработку должностных инструкций, регламентирующих действия банковских работников в кризисных и форс-мажорных обстоятельствах, подобных декабрьским. Хотя действия работников «ББ» в создавшейся ситуации признаны эффективными и своевременными, не обошлось без некоторых технических накладок, которых можно было избежать.
В частности, ужесточится визуальный контроль над банкоматами. Некоторые из них, в частности, те, что не были снабжены камерами видеонаблюдения, в кризисные дни были просто заклеены объявлениями «Банкомат не работает», хотя были заряжены деньгами под завязку. Ограничения коснутся и доступа клиентов в офисы банка. За все эти ново­введения мы должны «благодарить» организаторов акции.

«БайкалБанка» Галина Цыбикмитова." align=right style="margin-left:16; margin-bottom:10; margin-top:10;">

Прямые и косвенные убытки от «рейдерской атаки» «БайкалБанк» еще только подсчитывает. В течение трех дней, начиная с понедельника, 11 декабря, только жители Улан-Удэ сняли со своих счетов более 100 миллионов рублей. Отток денежных средств составил 23 процента, что стало серьезным ударом для финансового обращения в банке. С другой стороны, минимальные ограничения в снятии денег стали одной из главных причин, сбивших ажиотаж. Когда люди убедились, что мобилизованные ресурсы банка позволяют ему рассчитываться со всеми желающими, число осаждающих банкоматы пошло на убыль. Немаловажную роль в стабилизации ситуации сыграли и СМИ республики.
Любопытный факт: объемы продаж в супермаркетах города по пластиковым картам в эти дни увеличились в три с лишним раза. Продавец-консультант магазина «МегаТехника» Сергей рассказывает, что в понедельник и особенно во вторник покупатели буквально сметали с прилавков дорогостоящую технику и аппаратуру. Некоторые из них, правда, потом пытались вернуть под разными предлогами купленное…
Информация о массовом переводе счетов юридическими лицами в другие банки пока не подтверждается.
Пока известны единичные случаи отказа от пластиковых карт «БайкалБанка»
— Весь персонал нашего учреждения получал заработную плату по пластиковым картам «БайкалБанка», — сообщил главный врач Республиканского кожно-венерологического диспансера Николай Ермолаев. — После слухов о банкротстве часть сотрудников написала заявление о том, чтобы обслуживаться в Сбербанке. Это было их личное желание.
Что касается основной массы вкладчиков, то и они сегодня подсчитывают свои потери. Досрочное расторжение договоров с банком ударило по карману многих из них. Но руководство «ББ» уже заявило о том, что не собирается извлекать из случившегося какую-то прибыль: в случае возвращения вкладов до 22 декабря всем физическим лицам — клиентам банка будет восстановлена ранее удержанная 5-процентная комиссия.
Конечно, руководство «БайкалБанка» делает сегодня все возможное, чтобы свести так называемые имиджевые потери к минимуму. А они, несмотря на все уверения банкиров, все же существенны. Не факт, что руководители организаций, взявших время на раздумье, захотят вернуться в зар­платные проекты этого банка. Да и в отношении части индивидуальных вкладчиков в дальнейшем вряд ли стоит питать иллюзии — после вполне объяснимой с точки зрения психологии паузы, после пережитого шока свои вклады они могут понести в другое кредитное учреждение.
— Я перевела свой вклад в Сбербанк, — говорит жительница поселка Восточный Татьяна Михеева. — Хотя и невелики деньги, в большом банке они будут в большей сохранности. Немаловажно и то, что в нашем поселке есть отделение этого банка.
Пока на финансовую реабилитацию «ББ» отводит себе два-три месяца. Восстанавливать некоторую утрату клиентами доверия в прочность положения банка придется гораздо дольше. В этой ситуации делом чести для руководства «БайкалБанка» становится «вычисление» заказчиков акции. При минимальном усердии правоохранительных органов это представляется вполне возможным.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях