21 июня 2007 года, почти через восемь месяцев, истекают полномочия Леонида Потапова на посту президента РБ. В следующем году нас ожидает новый региональный лидер: Леонид Потапов уже много раз подтверждал, что уйдет на покой и не собирается добиваться своего переназначения
Уже сейчас озвучиваются идеи о том, куда пойдет президент после окончания его полномочий. В качестве вариантов — кресло спикера Народного Хурала или представителя в Совете Федерации.
Понятно, что кандидатура, которую предложит Путин республиканскому парламенту, не возникнет ниоткуда. Перед этим администрация президента РФ с помощью аппарата полпреда по Сибирскому федеральному округу составит определенный список лиц, которые могли бы занять искомый пост.
Скорее всего, кандидат пройдет через Народный Хурал без особых проблем. Хотя депутаты могут «поиграть в демократию» и отклонить неугодную им персону. Их, возможно, не испугает перспектива роспуска, которым может воспользоваться глава государства в случае, если предлагаемая им фигура трижды не проходит через региональный парламент. Ведь до следующих выборов в законодательный орган республики останется всего несколько месяцев.
Кто же может поспорить за высшую должность в республике? Список кандидатов до последнего момента будет открытым. Ведь при нынешнем порядке назначения глав субъектов в президенты РБ может попасть совершенно неожиданная фигура, возникшая на горизонте по желанию Кремля. Как в свое время в Иркутской области в кресле губернатора появился Александр Тишанин, ранее возглавлявший Восточно-Сибирскую железную дорогу.
Операция «Преемник»
Уходя с поста, Леонид Потапов постарается сохранить преемственность власти в республике и провести через администрацию президента РФ свое протеже. Здесь в качестве наиболее вероятных кандидатур могут рассматриваться его заместители в правительстве РБ.
Иннокентий Егоров, первый зампред правительства, пользуется авторитетом среди чиновничества, хотя и обладает довольно жестким характером. Как публичный политик, он ничем себя пока не проявляет. Но времени для его «раскрутки» предостаточно. Для этого Леониду Потапову достаточно «заболеть» и уйти в отставку незадолго до окончания своих полномочий, передав их Егорову до утверждения в должности следующего президента РБ.
Баир Бальжиров, зампред — полномочный представитель Бурятии при президенте РФ, прославился как поставщик денег в республику наряду с Виталием Малкиным, представителем РБ в Совете Федерации. Тогда в Бурятии было зарегистрировано «одноразовое» ООО, подконтрольное Малкину, которое совершило крупную сделку на рынке ценных бумаг. В качестве налогов от операции бюджет получил 680 миллионов рублей. В негативном плане его фамилия была зафиксирована как получившего 3 миллиона рублей из бюджета РБ на социальное жилье. Стать реальными кандидатами зампреды смогут только при поддержке Леонида Потапова и, возможно, Виталия Малкина.
Местная элита
Самый большой список вероятных кандидатов получается из представителей высших слоев политического истеблишмента Бурятии, не входящих в правительство.
Валерий Халанов, заместитель полпреда президента РФ в Сибирском федеральном округе, курирует Иркутскую и Читинскую области с входящими в них округами и Бурятию. Возможно, именно ему придется проводить в жизнь идею создания Байкальского края. Для этого у него есть поддержка полпреда Анатолия Квашнина и чекистское прошлое. Неясно, правда, будет ли проходить этот процесс при Халанове, президенте РБ, или он останется на своей нынешней должности.
Василий Кузнецов, депутат Госдумы, уже отказывался публично от президентских амбиций, но в случае, если «общественность попросит», он вполне может включиться в борьбу. Тем более, что за ним стоит партийный ресурс в виде «Единой России». Хотя сам Кузнецов в интервью «МК» в Бурятии» заявлял, что хотел бы, чтобы Бурятию возглавил человек, не связанный с местной элитой.
Иван Калашников, зам. председателя Народного Хурала, некогда рассматривался как
наиболее вероятный преемник Леонида Потапова. Он часто появляется в СМИ, но реальными делами в пользу республики в его должности засветиться довольно трудно. Зато он возглавляет местное отделение «партии власти». Так что «Единой России» будет довольно сложно определиться между ним и Кузнецовым.
Бато Семенов, чья кандидатура до сих пор памятна народу, тоже «единоросс». Он имеет сильного сторонника в лице Иннокентия Егорова, сенатора Совета Федерации от РБ, вице-президента компании «Росгосстрах», филиал которой возглавляет Семенов. Уйдя в тень после поражения на президентских выборах 2002 года, Семенов все же остается узнаваемой персоной и наверняка сохраняет реваншистские настроения.
Национальные кадры
В эту группу входят известные личности, напрямую не имеющие отношения к Бурятии либо давно не живущие в республике, но являющиеся бурятами.
Баир Жамсуев уже много лет олицетворяет образ единственного бурята руководителя субъекта Федерации. Причем образ достаточно успешный. Возможное назначение Жамсуева на пост президента РБ связывается с его лояльной позицией в процессе объединения Читинской области и возглавляемого им округа. При успешном для Кремля исходе в виде появления на карте России Забайкальского края Баир Жамсуев вполне может быть облагодетельствован креслом главы Бурятии.
Зоригто Саханов, малоизвестный в Бурятии московский бизнесмен, недавно начал активно продвигать свою фигуру в СМИ, в том числе делая политические заявления и намекая на широкие связи в российской столице и за рубежом.
Сергей Босхолов, бывший вице-губернатор Иркутской области, сейчас отошел от политической деятельности и преподает в иркутском «нархозе».
Однако он в хороших отношениях с всесильным Владиславом Сурковым, заместителем главы президентской администрации. Когда-то они вместе работали в финансовой группе «Альфа». В Бурятии Босхолов практически неизвестен.
«Бывшие»
Здесь деятели, ранее занимавшие высокие должности в Бурятии, по разным причинам покинувшие республику.
Виталий Морозов известен как экс-глава скандально известного холдинга «МОТОМ». Сейчас он является директором Департамента экономики и госимущества Министерства сельского хозяйства РФ. Нахождение на столь значимой федеральной должности вполне может обеспечить ему лобби в Кремле.
Валерий Шаповалов, бывший мэр Улан-Удэ, ныне работает под началом Дмитрия Козака, полпреда президента РФ в Южном федеральном округе. Козак вполне может предложить «своего человека» в качестве кандидата. Тем более что Шаповалов — человек с чекистским прошлым и уже работал в Бурятии. Хотя опыт его работы в республике не назовешь положительным — в 1997 году, будучи мэром, Шаповалов конфликтовал с руководством республики и даже отсидел в СИЗО.
Андрей Кулаков, экс-глава «Бурятэнерго». Входит в генеральный совет «Деловой России», крупного объединения предпринимателей, финансово поддерживающего «Единую Россию». Однако в свое время Кулаков появился в Бурятии случайно и проработал в качестве руководителя «Бурятэнерго» слишком малый срок, чтобы заиметь сторонников в республике.
Общество
2123
Президент Бурятии: кто после Потапова?
Борьба за высший пост в республике будет вестись ради благосклонности Кремля, а не избирателей