Традиционная буддийская сангха совместно с Музеем истории Бурятии выпустила первый фотоальбом работ основателя бурятской школы буддийской живописи и скульптуры Санжи-Цыбика Цыбикова
— Это был разносторонне одаренный мастер, сочетавший таланты скульптора, живописца, графика, столяра, мастера декоративной резьбы по дереву и художественной росписи. При этом он был ламой-философом. Неудивительно, что именно при нем в Оронгое сложилась национальная школа деревянной скульптуры, — рассказывает земляк Цыбикова ширетуй Верхнеберезовского дацана Буда-лама.
Появлению профессиональной буддийской живописи и скульптуры в России способствовал, как ни странно, запрет царского правительства на зарубежные связи бурятских дацанов. Приобретали предметы культа из-за границы только с разрешения забайкальского военного губернатора через Кяхтинскую таможню. Учреждение новых дацанов свыше «комплекта» запрещалось. Запреты и ограничения царского законодательства не приостановили популярность буддизма в Забайкалье, но создали своеобразные условия для его развития. Царская администрация была заинтересована в сокращении потока паломников, устремлявшихся в зарубежные религиозные центры. Поэтому была вынуждена поддерживать усилия бурятского духовенства в развитии зрелищной стороны дацанской обрядности, в создании и оборудовании собственных культовых достопримечательностей.
Санжи-Цыбик Цыбиков своим творчеством откликнулся на веление времени. В конце XIX века бурятские дацаны были перестроены заново и обставлены с максимальной пышностью. Этому способствовало и то, что в Забайкалье сложилось несколько ремесленных центров по аналогии с Хохломой, Палехом и Гжелью, но с религиозной направленностью. Если центром художественного литья считалась Цолга, то художественной обработкой дерева и строительным мастерством славились жители Оронгоя. Именно в этот период и сложился национальный стиль бурятской культовой архитектуры. Уникальность ее в том, что в ней переработались и переплавились черты китайского, тибетского, русского церковного и местного крестьянского зодчества. Бурятские иконописцы и скульпторы работали в манере этих школ и создавали также местные традиции, своеобразие которых наиболее четко выявилось в начале XX века, когда ученый лама-философ из Янгажинского дацана Санжи-Цыбик Цыбиков возглавил группу скульпторов.
Буддийский мир обязан школе Санжи-Цыбика Цыбикова не только тем, что появился реалистический портрет в скульптуре. В иконописи тоже сказался интерес к отражению реальной действительности, передаче пространства и объема. В иконах появились изображения городов и фабрик, железных дорог и самолетов, русских деревень и хороводов.
Общество
2080
Вышел альбом бурятской культовой скульптуры
Традиционная буддийская сангха совместно с Музеем истории Бурятии выпустила первый фотоальбом работ основателя бурятской школы буддийской живописи и скульптуры Санжи-Цыбика Цыбикова