Общество
2497

Сервиз улан-удэнки купил Эрмитаж

Фарфоровое произведение искусства благословил Далай-лама

Ее сервиз не имеет цены — так о работе 54-летней бурятской художницы Рыгзэмы Жимбиевой отзываются эксперты



Вся ее жизнь связана с искусством. Она известный керамист, прекрасно рисует карандашом, гуашью и акварелью, делает скульптуры из бронзы.
В 15 лет она поступила в училище искусств в Иркутске, проучилась 2 года в академии искусств в Улан-Удэ, а потом перевелась в Строгановку — Московское высшее художественно-промышленное училище. Еще девочкой она иллюстрировала книгу «Цветы на снегу» своего отца Цыден-Жапа Жимбиева, известного бурят­ского писателя.
Позднее рисунки Рыгзэмы украсили книгу Фазиля Искандера «Сандро из Чегема». Не так давно она выпустила серию открыток и приглашений на свадьбу, где до мельчайших подробностей отображен быт бурят — как правильно собирать юрту, делать кумыс, как изнутри выглядит дацан… Счастливые лица детей, объятия любящего дедушки, сильный телом и духом Гэсэр, бурятская свадьба.
Сейчас она готовит новый проект — 30 рисунков к книге стихов на русском и бурятском языках, где будут и произведения ее отца.
Много работ у мастера, но особенно она гордится сервизом из 60 предметов, который сейчас украшает коллекцию отдела Востока Эрмитажа.



«Буддийские символы счастья» — так называется коллекция посуды, которую музей купил в 2002 году.
— Он бесценен. Сервиз «Буддийские символы счастья» — работа зрелого мастера. В нем причудливо сочетаются традиции Востока и Запада, — так в своей рецензии написала Татьяна Арапова, главный эксперт отдела Востока Эрмитажа.
Супница напоминает буддийский храм, чайник, кофейник и сахарницы украшены «символами счастья» — колесом сансары, узлом дружбы, а ручки чашек — это маленькие дракончики. Все 60 предметов выполнены в единой цветовой гамме красного с золотым, которая придает ему торжественный вид. В росписи использовались традиционные для украшения дацанов цвета — оттенки бирюзового, зеленый, темно-синий. Чтобы довести задуманное до конца, художнице потребовался целый год.
По какой цене был продан сервиз, Рыгзэма Цыденжаповна говорить не стала. Стоимость фарфорового произведения можно только представлять, если изготовление только формы одного предмета (из которой потом льют чашки, чайники, блюдца) стоит 48 тысяч рублей.
Изначально заказчиком сервиза был культурный центр Монголии. Им нужна была парадная посуда для приема высоких гостей.



— Я, конечно же, обрадовалась заказу, значит, ценят мою работу, — рассказывает художница. — Сначала сделали формы, потом сам сервиз на фарфоровом заводе в Ленинграде.
Как раз в это время у Рыгзэмы Цыденжаповны сильно заболела мать. Женщине, у которой к тому же на руках был маленький сын, нужно было ухаживать за ней, но любимую работу художница не забросила. Когда сервиз был готов, выяснилось, что директор культурного центра умер. Сделка оказалась расторгнута судьбой.
В 1991 году сервиз впервые показали в Улан-Удэ на выставке, посвященной 250-летию буддизма. Одним из почетных гостей был Далай-лама.
— Я к нему подошла, попросила благосло­вения, — рассказывает женщина. — Он назвал мою работу «саматог», что в переводе с тибетского звучит как «сияние» или «вершина».
Еще 10 лет Жимбиевы хранили сервиз дома. В самые радостные для семьи праздники они доставали чашки с драконами и пили из них чай. Вкус напитка становился совсем другим. Как раз в эти годы случилась неприятность — из мастерской были украдены формы от сервиза. Без них воспроизвести работу художница уже не сможет.
…Недавно Рыгзэма Жимбиева побывала в Санкт-Петербурге и смогла «напоследок» сфотографировать свой сервиз в музее. Он находится в запасниках и пока не выставляется.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях