Общество
1636

Завтра начинается сегодня

Школа из деревни Шигаево, что на тысячу дворов, заткнет за пояс иную городскую

Чтобы создать модель средней школы нового типа — с профильным обучением в старших классах, нужна опытная и смелая команда педагогов, менеджеров, психологов. Ладно бы город, но в деревне откуда взяться такой команде?..



В старинном селе Шигаево Кабанского района такая команда есть. Недаром Шигаевскую среднюю школу коллеги называют школой-флагманом.
Улан-удэнские журналисты если и пишут о «сельской глубинке», то мало и снисходительно. Оно так привычнее. А в шигаевской глубинке школьники, управляя компьютером, путешествуют по планетам, составляют в «Photoshop» фотороботы, даже строят сайты. Вот тебе и глубинка.
…На перемене старшеклассники построились парами, разучивая вальс: они готовятся к последнему звонку и выпускному балу. Это не обязанность. Уметь вальсировать — признак хорошего вкуса, считают здесь. В школе сильная хореография, и не только. Здесь учатся победители и призеры чемпионатов России, Сибирского федерального округа, Бурятии по международным шашкам и гиревому спорту. В школьном тренажерном зале занимаются не только пацаны, но и девочки — их не меньше 20 процентов. В зале «беговая дорожка», «велосипед», штанги, гири… Половину тренажеров изготовили или доработали сами школьники. Досуг вообще на уровне: спорт, техническое творчество, хореография, пение, цветоводство… А еще Интернет-клуб, видеопрокат, школьная газета… И краеведческий музей, в котором есть бесценный раздел «История церкви Казанской Божьей матери в с. Творогово». Двери школы открыты с утра до вечера.
… Досуг досугом, но учеба — она была и есть первым номером. За 20-летнюю новейшую историю школы педагоги выпустили 15 медалистов. Команда менеджеров — это директор Александр Суслов, завучи Анна Власова и Лариса Хамуева. Все свои, со стороны никого. В основу своей идеи они заложили две простые истины: традиционные мел и классная доска — на этом дальше Шигаева не уедешь; учить всех одинаково уже нельзя. Базовые знания по всем предметам необходимы. Но ближе к старшим классам школьники должны обнаружить в себе призвание, определиться с будущей профессией. Чем раньше человек обнаружит свой потенциал, тем он счастливее: впереди целая жизнь, чтобы реализовать себя. Но
самоопределиться в юном возрасте, без помощи взрослых, непросто. Помощником детям стал психолог, который не только помогает им открыть себя, но и работает с родителями.



Предпрофильную, профильную и начальную профессиональную подготовку ввели в обиход не сразу.
— Мы нескольку лет изучали проблему «личностно-ориентированного обучения» и пришли к выводу, что существующая система обучения не учитывает индивидуальные способности человека, а значит, не дает развиваться в полной мере, — говорит многолетний директор школы Александр Суслов.
Предпрофильную подготовку проходят девятиклассники. Им предлагается по два предмета из каждого профиля. Это такие курсы, как «Практическое применение математики», «Деловой русский язык», «Основы правоведения», «Тайны Вселенной», «Физиология растений и животных», «Моя родина — Бурятия» на английском языке… Кроме того, информация о профессиях и учебных заведениях, в которых можно их получить. Лекции, беседы, экскурсии, советы психолога и классные родительские собрания — все вместе это и поможет сделать правильный выбор.
— Я мечтаю стать менеджером по туризму, и мне на этой работе понадобится знание языков и мировой культуры, — делится впечатлениями девятиклассница Марина Бабинцева. — Профили начнутся с 10 класса, я выбрала гуманитарный. И уже сейчас занимаюсь.
В 10—11 классах вводится уже профильное обучение по трем направлениям: информационно-технологическому (с профильными предметами информатика и математика), агротехническому (биология, основы агрономии и основы сельхозтехники) и гуманитарному (литература, история, русский и иностранные языки). Но это не все. Для построения индивидуальной образовательной траектории есть множество курсов: «Как стать личностью», «Подготовка к ЕГЭ», «Политическая география», «Компьютерная графика и основы сайтостроения», «Техническое черчение», «Хозяйка усадьбы», «Культура речи»…
Старшеклассники такому выбору только рады.
— Вокруг моей деревни Степной Дворец богатые леса, а мои родители — лесничие, — рассказала девятиклассница Полина Савина. — Я хочу продолжить семейное дело и стать инженером леса, заниматься его охраной. Из трех профилей я выбрала агротехнический. Буду активно изучать химию и биологию — хочу узнать законы живого мира. Новая школьная программа поможет мне осуществить мою мечту…



Цель профильного обучения — подготовка к высшему образованию. Но не только. Это и возможность получить профессию уже к выпускному балу. Понятно, с нуля этого не потянуть. Нужна материально-техническая база. Школа создавала базу своими силами — учителей и учеников. Сами строили гаражи, мастерские, автодром и оранжерею, отремонтировали трактор и грузовой автомобиль, заработали и купили «Жигули». Работали по системе «летний трудовой лагерь» с радостью — для себя же. В оранжерее круглогодично выращивают огурцы и экзотические комнатные растения. И будто в ялтинском летнем саду здесь цветут зимой красные розы. Такого нет ни в одной средней школе Бурятии.
Цветы и огурцы хорошо продаются. Нынче школа вырастила еще и рассаду капусты — для себя и на продажу. И заложила облепиховый сад. Школьников учат работать на земле, бороться с вредителями, сажать цветы и кустарники, ухаживать за ними и выращивать их…
Школа стала настоящим центром развития села, поселения «Твороговское», к которому магнитом тянутся все. Сюда едут учиться и из соседних сел — Истомина, Степного Дворца, Ранжурова.
— Наше педагогическое кредо очень понятное: завтра начинается сегодня, — говорит завуч Анна Власова. — Мечтаем обновить информационно-технологическую базу. Высокоскоростной Интернет, дистанционное
обучение — все это требуется ученикам сегодня, чтобы уверенно выйти из школы в завтра. Мы бы купили и автобус, чтобы ездить классами на культурные и спортивные мероприятия в Улан-Удэ, Кабанск, другие районы.
…В школе ищут возможность заработать. Помимо оранжереи, директор наметил начать изготовление мебели для школ. Ниша на этом рынке почти свободна. Старшеклассники занимаются авторемонтными работами, а школьный трактор способен выполнять любые сельскохозяйственные работы — на него можно навесить плуг, прицеп, погрузчик, сенокосилку. По договору с СПК «Твороговское» школа взялась нынче заготовить корма на 25 гектарах земли. Полный цикл — от посева до сдачи в СПК!
— Я сам учился в этой школе, сейчас в ней учатся двое моих детей, — сказал родитель Александр Мухин. — Поражаюсь просто, какая в родной школе сделана большая работа. А самое важное в этом — результаты уже заметны. Но впереди еще много работы. И мы будем помогать учителям. Нашу школу называют флагманом, а такая честь дорогого стоит…

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях