Общество
2048

Пятнадцатилетний педагог



Единственным учителем заболевшей в конце года девочки стала подружка

-В свою школу я не вернусь ни за что,- говорит 16-летняя Рита Копосова из поселка Забайкальский.- С друзьями я, конечно, и так встречаюсь... Но если я увижу на улице учителей, я отвернусь. Так же, как они отвернулись от меня

Когда улан-удэнка Рита Копосова побежала апрельским деньком навестить родственницу, она и подумать не могла, что эта прогулка перевернет всю ее жизнь. Неудачно упав, девочка сломала ногу. Осложнения посыпались одно за другим, и в итоге она оказалась на инвалидности.

Но еще больнее, чем нога, ноет у Риты и ее родных душа. После травмы, полученной 4 апреля, и до нынешнего сентября девочка не училась. Она продолжала числиться за школой № 55, но фактически была аттестована на основании оценок за три первые четверти.

-Директор наотрез отказалась помочь нам с домашним обучением,- утверждает Любовь Александровна, мама Риты.

-Да мы, наоборот, пошли им навстречу, аттестовали ее, не мучая ослабленного ребенка контрольными! Даже обидно!- всплескивает руками Августина Аюева, директор школы № 55.

У каждой стороны- своя правда. Одинаково важны и табель за десятый класс, который девочка получила без лишних проблем, и обида подростка, почувствовавшего себя заброшенным и никому не нужным.

Уроки по пути

Травму Рита получила в первый день четвертой четверти. Начавшийся утром снег припорошил и без того скользкую тропинку вдоль ручья, Рита оступилась и упала, неловко вывернув ногу.

-Жутко было,- рассказывает она.- Я пробовала ползти, потом стала звать на помощь... Бабушка одна шла мимо, она и услышала меня.

Споткнулась Рита около 11 утра. Бабушка отыскала дом Ритиной мамы в 3 часа дня. К тому времени девочку уже присыпало снегом. К довольно сложному перелому берцовой кости добавились переохлаждение, травматический шок и гипертонический криз. Неделю Маргарита провела в стационаре. А к середине апреля стало ясно, что за школьную парту она в ближайшее время вернуться не сможет- врачебная контрольная комиссия выдала заключение о необходимости обучения на дому. Любовь Александровна собрала документы и пошла в школу. До конца года оставалось немного, и переводить дочку куда-то казалось нонсенсом.

-Но Августина Хандуевна, директор наш, мне отказала,- качает головой Копосова.- До сих пор у меня ее слова в ушах стоят. . Максимум, который смогла предложить школа своей выбывшей из строя ученице,- это визиты одноклассницы Саши Митахиной.

-Завуч меня отозвала,- вспоминает Саша,- говорит, Рита болеет, ты относи ей уроки, тебе же все равно по пути.

Иногда через нее передавали из школы и специальные задания. Впрочем, справиться с ними без помощи учителя подругам удавалось редко.

-К примеру, вот по алгебре мне дали сделать упражнения, а я сидела-сидела, ничего не понимаю,- говорит Рита.- До слез доходило.

-Я ведь не учитель,- пожимает плечами Саша.- Я объясняю, как могу...

Другие задания Рита, страдавшая от болей в ноге и приступов гипертонии, не одолела из-за их объема: так, по географии ей было предложено за неделю написать 5 конспектов, заполнить 2 таблицы и ответить на вопросы об Индии, Африке, Австралии, Китае и США. В итоге она осилила лишь биологию и бурятскую литературу- преподаватель последнего предмета, классный руководитель девочки, единственная написала подробную инструкцию и помогла с учебником.

Задело Риту, в начале загоревшуюся идеей учиться самостоятельно, и то, что выполнением заданий, похоже, никто особо не интересовался. Передавала она через Сашу результат или нет, реакции из школы не поступало. Оценок за последнюю четверть ей так и не выставили.

С нового учебного года Маргарита Копосова учится в специализированной школе № 60. В конце сентября ей оформили инвалидность.

Даже обидно, или Не первый случай

Для директора школы № 55 Августины Аюевой претензии Копосовых оказались неожиданностью. Она склонна считать, что сделала все возможное для заболевшей ученицы.

-Мы, наоборот, пошли им навстречу,- восклицает Августина Хандуевна.- Одноклассница с ней занималась, а мы все оценки выставили по результатам за три четверти, что делать, раз ребенок болеет!.. Аттестовали так!

В школе, по ее словам, был составлен график посещения Риты учителями, провисевший в учительской весь май. Но посещал ли кто девочку согласно ему, равно как и то, какие именно задания передавали ей педагоги, директору неизвестно. Впрочем, она апеллирует к тому, что мама сама просила их не навещать: ни ее, ни Риты не бывает дома, потому что они проходят всех врачей для подготовки к операции. Отчасти это соответствует действительности, но только отчасти: судя по записям в медкарте, к операции девочку начали готовить уже по окончании учебного года.

В школе не знают точно, сколько времени Рита провела в стационаре: шесть дней, которые она лежала в больнице, по версии директора, растянулись почти на всю четверть. Поэтому и не было смысла организовывать занятия дома, говорит Августина Хандуевна.

-Да там оставалось две недели, только закрепление.Неужели мы должны были ее еще контрольными терроризировать?! Мы ее пожалели, пощадили:

Особенно обижает директора реакция Копосовых на фоне того, что у школы № 55, по ее словам, . Как минимум трое учеников с инвалидностью за последние годы прошли здесь обучение, для двоих- Олега Норбоева и Димы Раздобреева- как раз были организованы уроки на дому, несмотря на то, что для школы это было очень нелегко в финансовом отношении.

-Искали возможность,- говорит Аюева,- то за счет экономии фонда заработной платы, то наши учителя становились временно совместителями в 60-й школе.

Правда, родители обоих ребят о том, как им досталось домашнее обучение, вспоминают не так радужно.

-Когда Олег заболел,- говорит Наталья Васильевна Норбоева, мама мальчика,- мы пошли в школу просить о переводе на домашнее обучение. Ну, Августина Хандуевна начала что-то говорить, мол, никак не получится, нет средств на это: И совершенно случайно в это время в школе работала комиссия из ГУО. Муж просто подошел к какой-то женщине из руководства и пожаловался: так и так. Та и говорит директору: это ваша работа, 12 часов, будьте добры, ребенку обеспечьте. Так все и решилось, а то не знаю:

Родителям Димы Раздобреева повезло меньше: они, по словам мамы Надежды Александровны, добивались домашнего обучения почти два месяца и добились только после вмешательства министерства образования и контроля со стороны поселковой администрации.

-Все это время я ходила в школу прямо настырно, по три-четыре раза в день,- говорит Раздобреева.- Я очень обижена на Августину Хандуевну. Она меня избегала, говорила, что ей некогда... Очень большая проблема была.

Сейчас Рита Копосова- полноправная ученица школы № 60. Она очень довольна своими учителями, те, в свою очередь, хвалят ее старательность. Девушка потихоньку наверстывает упущенную четверть: 35-минутные уроки иногда растягиваются на 2 - 3 часа. Тяжело, но впереди большие планы: выздороветь, сдать ЕГЭ и поступить на медицинский факультет. Вот только первого выпускного бала в ее жизни не ожидается: ради него ученики специализированной школы часто уходят на последнюю четверть в свою родную массовую. А ей туда возвращаться не хочется.

Комментарий ГУО

Девочку обязаны обучать

-Здесь на 80 процентов вина мамы, я считаю,- говорит Татьяна Семенова, главный специалист отдела образования ГУО.- Школы в таких случаях часто жалуются на нехватку финансирования, но по закону об образовании девочку должны были обучать на дому. Если бы мама настояла, пришла к нам, мы бы нашли средства. Но она не обращалась. Так что директор со своей стороны тоже права.

Комментарий школы №60

-У нас постоянно дети среди года и приходят, и уходят, это обычное явление, в среднем человек по 30,- говорит Туяна Гашинова, зам. директора по воспитательной работе школы №60 для детей с ограниченными возможностями.- Мы в бюджет на это специально закладываем средства. В этом году уже ребят 15 пришли дополнительно. Инвалидов мы обязаны брать.

Но, с другой стороны, мы не берем всех подряд: бывает, что домашнее обучение требуется на короткий период, без оформления инвалидности. В таком случае, если речь идет о сроке хотя бы месяца два или четверть, если ребенку на самом деле сложно, лучше к нам. А если меньше- тогда школа обязана его обучать.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях