Общество
1714
Банда товарищей
Екатерина Сирман.Тел. 21-45-77,e-mail: rinabor@mail.ru.
Семьдесят процентов школьников, звонивших на телефон доверия, жалуются на конфликты со сверстниками
-Мама, а у тебя так не было?- спросила как-то вечером девятилетняя Маша.- Чтобы в горле как будто что-то мешает, ты глотаешь, а оно все равно не проходит
Лишь только дети успевают выйти из младшего школьного возраста, конфликты их друг с другом становятся практически неизбежными.
Дать исчерпывающий ответ, как вести себя подростку, которому объявили бойкот одноклассники, невозможно- в каждой конкретной ситуации нужно действовать по обстоятельствам, утверждают психологи.
Поэтому именно к ним надо обращаться взрослым за помощью. Ребенок может найти выход и самостоятельно. Но, скорее всего, этот путь так или иначе обернется во вред ему самому.
Гордость до болезни
Психологи считают, что, если классный руководитель находит способ занять ребят, вероятность бойкотов в коллективе будет намного меньше. Точно такого же мнения придерживается и Валентина Федоровна Морозова, бабушка шестиклассницы Кати из школы №32. Вялотекущий конфликт с одноклассницами, который тянется еще с мая прошлого учебного года, в октябре привел ее внучку на больничную койку.
За две недели до конца последней четверти Катя повздорила со старостой класса Юлей, с которой они и раньше не дружили. Но тут дошло до открытого противостояния: после девочка пришла домой в синяках, а назавтра ей объявил бойкот весь класс. С ней никто не разговаривал. Катя встретила обидчиков с гордо поднятой головой.
-Я их игнорировала,- спокойно говорит девочка.- Они не здороваются, а я специально громко здороваюсь со всеми.
Взрослые же уповали на то, что за три летних месяца ситуация разрешится сама собой. Но в сентябре все началось сначала.
-Одна девочка со мной общается, но она в эту и не входила,- пожимает плечами Катя.- И еще две, но они разговаривают, только пока Юля не видит:
Тут уж бабушка решила вмешаться. В сердцах она высказала классному руководителю, что погода в классе зависит в первую очередь от педагога. Но делу это не помогло. Напротив. По профильному предмету классной- русскому языку- девочка с тех пор не получала больше двойки.
-У меня так-то тройка,- тихо говорит она.- Я пишу с ошибками, но устно могу ответить! А тут я руку поднимаю, просто из парты выпрыгиваю, а она ноль внимания.
Момент истины наступил в пятницу две недели назад на уроке литературы. Даже не дослушав выученное Катей стихотворение, учитель во всеуслышание заявила, что в любом случае снизит ей оценку на балл и никогда не поставит пятерку. В дневнике красовались четыре двойки подряд за письменные работы.
После этого девочка проплакала все выходные. А в ночь с воскресенья на понедельник ее увезли на с острым приступом астмы.
-До этого у нее последний приступ был, судя по карте, года два назад,- говорит Галина Васильевна Дмитриева, аллерголог детского городского аллергоцентра, которая вела Катю в стационаре.- И вот на фоне острого респираторного заболевания психоэмоциональный фактор вполне мог явиться провокатором.
Школьная администрация в курсе происходящего.
-Родители изначально заняли неправильную позицию,- считает завуч Нина Даботкина, и.о. директора школы.- Они настроены агрессивно, разговаривают с нами на повышенных тонах. Классный руководитель утверждает, что она ничего подобного не говорила, но я думаю, что какие-то слова все-таки прозвучали... Я ее просила следить за собой.
Нина Степановна считает, что бойкота как такового нет, просто Катя слишком эмоциональна. На вопрос, почему в таком случае с ней до сих пор не поработал школьный психолог, пообещала, что теперь он этим займется. Что же касается заниженных оценок, то выходом должна будет стать независимая оценка знаний девочки.
Комок в горле
Бойкот, который объявили Кате Морозовой одноклассники, выдержит не каждый взрослый. Но ребенка к серьезному стрессу может привести даже мелочь.
-Для меня это настоящий шок,- говорит Алина Васильевна, мама девятилетней Маши Перфильевой, пятиклассницы из школы № 25.
А начиналось все вполне невинно: в самом начале года Маша, до тех пор ударница, пропустила неделю из-за того, что мама водила ее на медосмотр. Сначала Алина Васильевна даже не обратила внимания на то, что дочь категорически отказывалась идти в эти дни в школу, даже если они еще успевали к третьему-четвертому уроку.
-А им,- рассказывает женщина,- первая учительница привила такую : в опоздавшего все тыкают пальцем, смеются и кричат:
Такой обычай мама и раньше находила весьма неприятным, но ей даже не приходило в голову, что у Маши перспектива публичного осмеяния вызывает настоящую панику. И пропустив ту, первую неделю, девочка так и не осмелилась прийти в класс.
Родные ни о чем не догадывались. Мама-военнослужащая вынуждена проводить на службе большую часть времени, обычно даже без обеда. Все, что она могла, это позвонить домой и спросить, пошла ли Маша на уроки. И та неизменно отвечала, что все в порядке. А сама оставалась дома.
Выяснилось все случайно- женщина обратила внимание, что последние записи в дневнике дочки датированы прошлой неделей. После трудного для обеих объяснения Маша искренне пообещала больше так не делать, но:
-Следующие две недели слились для меня в сплошной кошмар,- устало вздыхает Алина Васильевна.
В общей сложности за первую четверть Маша пропустила 20 учебных дней. Мама и дед перепробовали и наказания, и уговоры, не помогло ничего. Столкнувшись с любой сложностью- резким словом учителя, обещанием чьей-то родительницы за шалость, дразнилкой мальчишек, ссорой с девочками,Маша прекращала ходить в школу.
Она и сейчас посещает уроки нерегулярно и неохотно. Девочка часто жалуется маме на кошмарные сны и комок в горле, а перед выходом из дома порой запирается в туалете и долго плачет.
-Я пыталась разговаривать с их классной,- говорит Алина Васильевна,- но она мне сказала, что просто она и надо быть строже. У нас вообще-то в классе дети хорошие. Но их надо сейчас направлять. Я не понимаю, куда смотрит школьный психолог.
В принципе, он действительно обязан отслеживать ситуацию, пояснила Татьяна Семенова, главный специалист отдела образования ГУО. Но в 25-й школе такой единицы сейчас вообще нет, рассказала Елена Ларченко, директор школы. Конфликты призван разрешать специальный совет профилактики, заседающий еженедельно. Но о проблемах с Машей Перфильевой классный руководитель администрацию школы в известность не поставила. Первый учитель Маши, Дарима Ухинова, отрицает, что в ее классе когда-либо смеялись над опоздавшими.
Екатерина Сирман.Тел. 21-45-77,e-mail: rinabor@mail.ru.Фамилии девочек изменены по этическим соображениям.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях