Потомки Конфуция будут строить в Бурятии дома
Главное Популярное Все Моя лента

Потомки Конфуция будут строить в Бурятии дома


1406


Отец и сын, несмотря на знатное происхождение и всестороннее образование, живут и работают вместе со своими рабочими

Еще в древности, знакомясь, китайцы, как и буряты, спрашивали не , а . Кун Сянг Лянг является семьдесят пятым потомком великого философа, двадцать два века господствующего над умами

Бывший завод по производству витаминной муки в Иволгинском районе стал площадкой для будущего кирпичного завода. Директор фирмы Кун Сянг Лянг, словно фарфоровая статуэтка, изваян из церемонной вежливости. Извиняясь, что принимает гостей в неподобающей обстановке, он тихо вздыхает, удрученно поглядывая по сторонам.

Старый огромный ангар, на земляном полу наспех сколоченные деревянные кровати и столы, самодельная плита с большими кастрюлями плохо сочетаются с его аристократическими манерами.

Когда предок -совершенный мудрец

Его предку, Конфуцию, тоже была свойственна неподдельная скромность, он был неизменно учтив, внимателен, носил простую одежду черного и желтого цветов. Никогда не выставлял напоказ свою образованность и умел прислушиваться к советам.

Отец и сын Кун приехали из провинции Шаньдун, где находится могила Конфуция и сооружен обширный храм в его честь, там многие поколения приносили жертвы перед его поминальной доской. Многие императоры также совершали туда путешествия. С 1 г. н.э. Конфуцию стали давать почетные титулы. В 657 г. был установлен современный титул: совершенный мудрец, первоучитель Кун. Потомки Конфуция единственными в Китае сохраняли титул князей, имели земельные владения и были освобождены от повинностей.

Семья Кун Сянг Лянга пользовалась льготами при оплате земли. Из-за таких льгот многие меняли свои фамилии на Кун. Настоящие потомки Конфуция называли их . Себя относили к внутренней.

- Мы живем не при храме, а в другом городе Тай Ан. Издавна в нашей семье существует строгое правило: на месте, связанном с Конфуцием, остаются только старший сын и его семья. Остальные должны уехать подальше, чтобы потом не возникало споров из-за дележа земли. Так мои предки очутились в городке Тай Ан. Я представляю собой шестое поколение тех переселенцев. Раньше, до революции, все потомки Конфуция собирались на его могиле, сейчас эта традиция утеряна, - начал рассказ Сянг Лянг.



Не Бог, а Великий Учитель

Обычно биографии основателей религии обожествляют. Но рассказ о жизни Конфуция воспринимается из уст его потомка как обычное семейное предание. Образ мыслителя хранится в его памяти почти без мифологических прикрас. Зато по рассказу его потомков о родословной можно узнать всю историю Китая.

- Основатель и самый знатный представитель нашей династии был даже не великий Конфуций, а первый государь царства Сун. Начиная с его праправнука Кун Фуцзя нашим семейным иероглифом стал знак . Его сын вынужден был бежать в соседнее царство Лу, ныне провинция Шаньдун. Праправнук беглеца, отец Конфуция, Шу Лянхе в достаточно почтенном возрасте, 66 лет, взял себе третью юную жену Янь Чжи. Когда подошло время родов, они отправились совершать молебен в пещере глинистого холма, который, по верованиям, обладал магической силой. Там и родился Конфуций - 27 августа 551 г. до н.э. по лунному календарю, - объясняет Кун Сянг Лянг.

В его семье детей строго заставляли знать двадцать поколений своих предков. В детской памяти Сянг Лянга остались большие бумажные фонари с иероглифами . В последний раз он видел их на свадьбе старшего брата. Мальчика тогда поразило, что, завидев эти фонари, даже князья слезали с носилок или коней и простирались ниц. Во время культурной революции семейные фонари-реликвии пропали.

Если большинство современных китайцев с содроганием вспоминают ХХ века, то для потомков Конфуция она была второй, первая произошла тысячелетия назад. Тогда первый император объединенного Китая велел сжечь все конфуцианские книги, а ученых закопать живьем или послать на строительство Великой стены.

- Суждения Конфуция до Культурной революции заучивали наизусть дети. К ним апеллировали взрослые в делах семейных и политических. Но во время культурной революции под страхом смерти запрещалось любое его упоминание. За это могли уничтожить всю деревню. В нашей семье даже боялись говорить, что мы принадлежим к потомкам Конфуция, - рассказывает Сянг Лянг.

Вопреки распространенному у нас мнению, Сянг Лянг не считает Конфуция основателем религии в строгом смысле этого слова. Он не был такой яркой личностью, как Будда, в его учении не было религиозной глубины Ветхого Завета.

- Порядок и благоденствие всегда имели особое обаяние в глазах китайцев. Конфуций не интересовался тем, что такое жизнь человека, а учил лишь тому, как жить, чтобы достичь мира и изобилия. Он не был ни святым, ни пророком, но именно таким он был дорог людям. Он привлекал симпатии всех: простой народ видел в нем защитника своих интересов, имущие классы - поборника их прав, вся нация - великого вождя, который призван дать ей процветание, - считает семьдесят пятый потомок Конфуция.

И аристократы обжигают кирпичи

Недавно приехав в Бурятию, отец и сын Кун мечтают о том, чтобы строить здесь большие и удобные дома из своего кирпича, для производства которого здесь есть все. Помня семейные предания о трудолюбии предка, Сянг Лянг и Лин Нан, отец и сын, вникают во все мелочи, расспрашивают людей, знающих толк в хозяйстве, беседуют с местными жителями о проблемах жилищного строительства. Большинство иволгинцев сразу показывают на три полуразрушенных бывших общежития гидромелиоративного техникума. Они зияют разбитыми окнами на самом выезде из Иволгинска. Одно из них уже более шести лет пытаются переделать в многоквартирный дом. Квартиры в Иволгинске дорожают с каждым месяцем. Близость поселка к городу, конкуренция среди маршрутных такси все больше привлекают сюда переселенцев из других отдаленных районов республики. Пока они вынуждены заниматься самовольным строительством.

Потомки Конфуция на иволгинской земле как бы повторяют деяния предка в соседнем государстве, куда его пригласили в качестве управляющего, считает председатель комитета по экономическому развитию Иволгинского района Александр Нимаев, который свободно владеет китайским языком.

- Многим трудно понять, как это мы с сыном, люди с высшим образованием, копаем землю и обжигаем кирпичи наравне с рабочими? Но ведь мы простые люди. И пример предка нас вдохновляет. Он говорил ученикам: (выращивать овощи, переносить тяжести, убирать дом и т. п.). И позже, где бы он ни работал, он поступал по справедливости: уменьшал налоги, отбирал у богачей земли, занятые под огромные семейные кладбища... Его деяния вошли в историю. Хотелось бы, чтобы и о нас осталась память в Бурятии в виде теплых и красивых домов, - улыбается на прощание теперь иволгинский предприниматель Кун Сянг Лянг.

Конфуций - латинизированное имя Кун Цзы - Учитель Кун

 Первоначально учение Конфуция воспринималось не как религия, а как философско-этическая система. Высшим божеством считалось строгое и ориентированное на добродетель Небо, а в качестве пророка выступил не вероучитель, подобно Будде или Христу, а мудрец Конфуций, которого назвали .

 Конфуцианство со временем сделалось главной официальной религиозно-философской системой Китая. Определило характер китайского народа, его образ жизни, культуру, формы государственности.
Читать далее