Общество
3013

Бурятия становится одним из центров старообрядцев России



Главным в самобытной культуре семейских Забайкалья всегда была приверженность старой вере

В течение двух последних месяцев в Бурятии возведены в сан епископа два представителя основных течений этой церкви. Теперь их влияние распространяется на староверческое население всей Сибири и Дальнего Востока. Республика быстро становится признанным центром старообрядчества всей России, говорит Светлана Васильева, руководитель научного центра БГУ по изучению старообрядчества Забайкалья. Этому способствуют атмосфера толерантности, многочисленность здешней паствы и сильные позиции их представителей во властных структурах республики. Это единственный регион в России, где они не чувствуют ни малейшего ущемления в отличие от некоторых других областей, где их считают раскольниками, говорит религиовед Анатолий Жалсараев. Но, несмотря на очевидные успехи в процессе возрождения веры, бурятские старообрядцы столкнулись со старыми и новыми вызовами.

Семейские во власти

Представители этой веры всегда отличались не только верностью церковной традиции, но и отменной деловой хваткой. В дореволюционное время они контролировали множество фабрик и торговых контор. В современной Бурятии выходцы из староверов возглавляют Улан-Удэнский авиационный завод - Леонид Белых, компанию - Виктор Савельев. Но самых крупных вершин, недоступных им в царское время, они достигли во властных структурах - заместитель председателя Народного Хурала Иван Калашников, зампред Степан Ефимов, министры Татьяна Думнова, Петр Носков, председатель республиканского избиркома Дмитрий Ивайловский и другие. Молва причисляет к семейским и самого президента Леонида Потапова, хотя он и не афиширует это. По этому списку можно судить о степени влияния семейских в политике и экономике республики.

Сейчас старообрядцы составляют около 27 процентов населения республики, они компактно расселены в Тарбагатайском, Заиграевском, Бичурском, Мухоршибирском, Хоринском районах, и, на первый взгляд, представляют монолитную массу.

Но бесславный конец эпохи научного атеизма дал начало процессу возрождения главной составляющей жизни старообрядцев - религии. А вместе с этим вновь возникли различия в толкованиях веры, и старообрядцы Забайкалья, как и сто лет назад, разделились.

, и

- Старообрядчество делится на две митрополии, - говорит Светлана Васильева. - Это и . У нас представлены и те и другие. делятся еще на два течения. Белокриницкая церковь, народное название , а официальное - Русская православная старообрядческая церковь. На территории от Красноярского края до Тихого океана ее возглавляет епископ Герман. Другое направление - это Новозыбковская церковь - , или Русская древлеправославная церковь. Ее возглавляет епископ Сергий, окормляющий паству на территории Восточной Сибири и Забайкалья. Резиденции обоих епископов расположены в Улан-Удэ. Есть в Бурятии и , говорит Васильева, у которых нет своего епископа и иерархии, всеми вопросами веры у них ведают грамотные старики - . Они есть во многих селах, их прежде всего волнует правильность веры - принципиальный вопрос для . В большинстве своем старшее поколение твердо придерживается традиций. , - рассказывала Васильевой жительница Бичуры во время одной из научных экспедиций.

Говорит об этом и владыка Сергий, епископ Русской древлеправославной церкви:

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях