Семья улан-удэнцев судится с популярным оптово-розничным магазином
Домохозяйка Марина Яковлева, раскладывая в темноте пасьянс, не зажигает лампы. Ей вполне достаточно света яркой неоновой вывески торгового центра, расположившегося под ее окнами
Три месяца назад на улице Приречной, недалеко от нового авторынка, появился крупный магазин так называемого с не-обычным для Бурятии названием . Товары в нем продаются по оптовым ценам, в ассортименте более двадцати тысяч наименований продукции. Вполне понятно, что среди улан-удэнских покупателей центр от компании сразу стал популярным. Приезжая сюда по выходным, горожане стараются обеспечить себя продуктами на неделю, выкладывая за раз от 500 до 700 рублей. За один день через проходят около трех тысяч человек.
Однако то, что радует большинство улан-удэнских покупателей, сегодня доставляет массу неудобств жителям дома, в пристрое к которому появился магазин. Постоянный шум от приезжающих автомобилей и фур с товаром, грохот тележек, гудящие кондиционеры, яркая вывеска, свет от которой проникает даже через плотные шторы и не дает спать, согласитесь, явление малоприятное. В течение трех месяцев возмущенные жители пишут жалобы, однако ответа на них пока не получили. В июне доведенная до отчаяния семья Яковлевых подала на магазин в суд. Разбирательства идут второй месяц, бизнесмены часть требований признали обоснованными. Окончательного решения суд пока не вынес.
Жители дома на Приречной не одиноки в своих требованиях. От соседства с магазинами, барами, ресторанами страдают многие. Люди не знают, как отстаивать свои права, и ограничиваются простыми жалобами в разные инстанции, а потом разводят в бессилии руками.
- Никто не вправе действовать так, чтобы нарушались чьи-то интересы,- убежден Игорь Баертуев, председатель Союза потребителей.- Это бизнес, и надо с ним разговаривать через суд. У нас законодательство не хуже, чем в других странах.
Свет от вывески не дает уснуть
Небольшая двухкомнатная квартира Яковлевых расположена на втором этаже дома под номером пять на улице Приречной. Окна в зале и на кухне выходят на магазин и автомобильную стоянку перед ним, в спальне обзор наполовину закрывает крыша. В оставшемся пространстве видны только верхушки тополей и кусочек неба. В пасмурные дни, по словам Марины Яковлевой, приходится постоянно зажигать свет. Самые большие неприятности от автомобилей. В выходные дни здесь паркуется до 50-ти машин. Из-за шума двигателей и рева сигнализации отдохнуть в тишине невозможно. Открывать форточки даже в жаркий день чревато - от выхлопных газов воздух в квартирах удушливый. Часто приходится мыть окна - на стеклах оседает копоть.
- Я вообще забыла, что такое спать нормально. Голова постоянно болит, не успеваю обезболивающие покупать. Цитрамон и анальгин со скоростью света кончаются,- рассказывает Марина Александровна.
Ее соседке Надежде Доржиевой постоянно приходится выслушивать жалобы учителей, занимающихся с ее дочерью, что из-за шума проводить уроки невозможно. Чтобы свет от рекламной вывески не попадал в квартиру, Доржиевы поставили возле окна шкаф.
У жительницы третьего подъезда 55-летнего инвалида Александры Федосеевой в пяти метрах от стены на крыше магазина, прямо напротив окон, стоят два мощных кондиционера. От них тоже немало шума и влаги.
Раньше на месте нынешнего был небольшой магазин . Потом его продали, и в 1998 году здесь появился оптово-розничный . Особых неудобств жители дома не испытывали, так как неоновой вывески на нем не было, вход находился с другой стороны и никому не мешал. Центр работал до семи вечера, и по выходным здесь было тихо. Полгода назад началась реконструкция. Центральный вход перенесли, под окнами появилась автостоянка.
- Под нашей квартирой пробили несущие стены для дверей. У них корейцы работали, которые тут же и жили, так те могли и ночью какой-нибудь перфоратор включить,- рассказывает Яковлева. - Пока шел ремонт: разбивание, долбежка, - мы терпели, но когда они перешли на крышу, стали возмущаться.
Построенная в советское время крыша была плоской, из-за этого начала протекать. Чтобы этого избежать, поверхность закрыли асбесто-цементными листами и поставили под уклон в 45 градусов. Обзор в квартире Яковлевых наполовину закрылся. Теперь во время дождей вся вода бежит в один сток, который находится возле окна. Если сток не справляется, квартиру топит. У соседей с первого этажа стена тоже отсыревает. Марина Яковлева беспокоится, что будет, когда начнется листопад и будет таять весной снег. Раньше они сами убирались на крыше.
- Теперь все это убирать кто будет?- волнуется женщина.- Они сказали, что все это теперь наше, не смейте ходить, не смейте трогать. Самое главное, ведь ни у кого разрешения не спросили. Может быть, мы пришли бы к какому-нибудь соглашению, но они не хотят с нами ни общаться, ни разговаривать.
Возмущенные жители не раз пытались выйти на руководство компании, но их даже на . Жалобы в многочисленные инстанции тоже результата не принесли. Однако подать в суд решилась только одна семья.
- Нам что бояться?- возмущается Яковлева.- Мы все равно в этом кошмаре живем. Надо, видимо, оставить коммерческим структурам весь город, и пусть они торгуют между собой. А людям, как тараканам, по лесам разбежаться, потому что места нет нигде!
Соседи с надеждой наблюдают за процессом, но в благополучный исход дела мало кто верит.
Руководство компании считает претензии жителей дома на Приречной не-обоснованными. Герман Харахинов, генеральный директор , называет затеянное дело просто .
- Мы подключали СЭС, измеряли уровень шума, все было в норме. А когда собирались строиться, опрашивали жителей, никто не сказал, что магазин им не нужен,- утверждает он.
Несмотря на столь категоричные заявления, руководство компании, тем не менее, предполагает переделать крышу, а вот насчет остальных требований у Германа Степановича есть большие сомнения.
- У них, видимо, есть какой-то материальный интерес,- предполагает Харахинов. - Ведь мы же для людей этот магазин строили, все довольны, всем удобно. Чтобы все требования выполнять, нам, наверное, на острове надо строить.
Если предприниматели ведут свой бизнес не в чистом поле, а используют городскую инфраструктуру, они обязаны считаться с человеческим фактором, убежден Александр Барданов, депутат горсовета по Лебедевскому округу и председатель Союза малого бизнеса Бурятии.
- От этого страдает имидж фирмы,- объясняет он. - Со стороны бизнесменов просто безответственно занимать такую позицию и доводить дело до суда. Необходимо наладить хороший контакт с жителями.
Большинство конфликтов между бизнесменами и простыми горожанами происходит от того, что город неправильно развивается, считает Игорь Баертуев. Вместо того, чтобы ориентировать потенциальных застройщиков на пустыри, которых у нас много, развитие бизнеса почему-то направлено на то, чтобы : на первых этажах ломать несущие стены, перестраивая квартиры под офисы и магазины.
В комитете по строительству и архитектуре города сообщили, что все проекты по реконструкции, которые они утверждают, обязательно проходят экспертизу. Только в этом случае выдается разрешение на строительство объектов.
Однако, если жителей все равно что-то не устраивает, лучше добиваться справедливости через суд. При этом четко определиться с тем, по каким показателям ухудшилось положение в доме: санитарным, экологическим, комфортабельности или другим. Желательно, чтобы интересы горожан во время судебных разбирательств представлял профессиональный юрист.
Общество
1717