Общество
1986

Поиски могилы Петефи завершились полным фиаско

Пришло время поставить точку в истории грандиозного гробокопательства

Эксгумированные на старом баргузинском кладбище останки принадлежат женщине европеоидного типа - к такому выводу пришли российские, венгерские и американские ученые

Началась эта печальная история пятнадцать лет назад, когда по инициативе венгерского предпринимателя Ференца Морваи в поселке Баргузин были произведены раскопки на кладбище, где похоронены декабрист Михаил Кюхельбекер, Зенон Сватош, один из основателей Баргузинского заповедника, народовольцы и многие другие известные люди.

В 1989 году исполнилось 140 лет со дня гибели при битве под Шегешваром (Венгрия) великого венгерского поэта Шандора Петефи. В это же время на его родине началась кампания по выборам в парламент, в которой принял участие и Ференц Морваи, владелец фирмы . Играя на патриотических чувствах своих соотечественников, он добился в Министерстве культуры России разрешения на проведение раскопок. Стоит отметить, что Министерство культуры Бурятии, по словам ее нынешнего министра Владимира Прокопьева, было категорически против этой акции, а Мунко Гармаев, работавший в то время заместителем председателя ВООПИК, в знак протеста даже написал заявление об уходе, потому что не было ни одного доказательства, что на баргузинском кладбище может покоиться прах певца венгерской революции. Была лишь легенда о том, что здесь похоронен некто Зандор Петрович, бывший узник Петровского Завода. Кстати, по словам Натальи Петуновой, директора Научно-производственного центра по охране и использованию памятников, в Бурятии почти на каждом старом кладбище есть могилы с табличками, на которых указана фамилия Петрович - так называли всех узников Петровского Завода.

Как все начиналось

Первый визит венгерского предпринимателя в Улан-Удэ был приурочен ко дню смерти поэта. Представители Министерства культуры и Общества охраны памятников попытались выяснить, на каком основании собираются производить раскопки, но никаких материалов им никто не представил. Кроме того, не была разработана и методика раскопок, без которой их нельзя было производить, тем более что возраст захоронения всего 140 - 150 лет, а вирусные инфекции, как известно, сохраняются в земле в течение трехсот лет. Несмотря ни на что, Морваи нашел в Бурятии единомышленников, которые горячо его поддержали, и вместе с ними рьяно принялся за дело.

Всего было вскрыто 29 могил в центральной части баргузинского кладбища (оно состоит из трех частей: православной, еврейской и инородческой. - Авт.). В основном это оказались могилы тунгусов. Но в одной из них , а в их роли выступили не только венгры, но и местное население, в том числе учителя Баргузинской средней школы, обнаружили останки человека без гроба, завернутые в какую-то ткань, подходящие по некоторым антропологическим данным Шандору Петефи. (Одновременно неподалеку были найдены и , и это несмотря на то, что его настоящая могила с установленным на ней памятником расположена в стороне от места раскопок. - Авт.) , - вспоминает краевед Эдуард Демин. Радости Морваи не было предела, не смутил его даже тот факт, что в этой же могиле, но на большей глубине находились останки еще одного человека в гробу. Кроме того, от великолепной шевелюры поэта почему-то не осталось и следа, в то время как на голове лысого декабриста обнаружились волосы.

Предприниматель, руководивший раскопками, за которые, кстати, он неплохо платил, эксгумированные останки забрал себе. Этот факт был предан огласке. .

Скелет был увезен в Москву для предварительного исследования. Однажды во время перерыва в заседании советско-венгерской академической комиссии в московском ресторане состоялся обед. Рядом со столиком Морваи и иже с ним поместили ящик с останками, дабы не украли злоумышленники. Профессор Алексеев, сотрудник Института археологии и антропологии, и профессор Громов, директор Института судебной экспертизы, независимо друг от друга пришли к однозначному выводу - найденный скелет не принадлежит Шандору Петефи, так как, скорее всего, это женские останки, а не мужские. Более того, исследования ДНК дали еще более удручающие результаты - женщина оказалась беременной. Однако полученные результаты исследования не удовлетворили венгерского предпринимателя, и он вывез кости к себе на родину (как ему это удалось сделать, до сих пор остается загадкой. - Авт.), откуда переправил их в Соединенные Штаты Америки. Выводы оказались теми же.

Спустя годы

В течение последних пяти лет вынашивалась идея о вскрытии могил родителей поэта для идентификации ДНК. Венгерская академия наук и комиссия национального пиетета категорически запретили это делать, сославшись на безосновательность. Кстати, Иштван Кисели позже признал свою ошибку, сам же Морваи до сих пор не смирился с итогами исследований. . А выгода здесь была, и немалая: во-первых, предпринимателю удалось повысить свой рейтинг на родине, а во-вторых, он окупил свои затраты на гробокопательство. По словам Эдуарда Викторовича, Морваи успел между делом закупить в Бурятии крупную партию леса, которую отправил на запад, кроме того, он заключил договоры на поставку электрокотлов, которые производила его фирма .

Точки над

Вся эта тяжба тянется уже пятнадцать лет, периодически затихая и активизируясь вновь. В прошлом году Венгерская академия наук выпустила книгу Ласло Ковача , где четко сказано, что все, связанное с могилой Петефи, лишь романтическая легенда. В этом году известный бурятский краевед Эдуард Демин, постоянно поддерживающий связь с Венгерской академией наук, получил сообщение о том, что Венгрия окончательно признала скелет женским. По мнению сотрудников Центра по охране памятников, Министерства культуры РБ, краеведов, которые в прошлом выступали против раскопок, пришло время поставить в этом деле последнюю точку. , - говорят они.

В конце января 2004 года в Бурятии была создана инициативная группа по возвращению костей на родину. В настоящее время прорабатывается вопрос, как, когда и на какие средства будет осуществлена эта акция.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях