Общество
4239

Бурятские ножи признаны лучшими в мире



В Москве на международной выставке бурятский нож был признан самым красивым, а - самым прочным

В оформлении его автор Антон Танганов использовал мотивы эпоса . Московские коллекционеры оценили нож в 12 тысяч долларов. Бато Мэрдыгееву, создавшему охотничий клинок , тоже предлагали за победителя немалую сумму в американских . Но мастер от сделки отказался. , - объяснил он свое решение. Для художника успех стал неожиданным признанием его дела по возрождению древнего бурятского ремесла

Стальному детищу Бато Мэрдыгеева противостояли десятки соперников. Нож успешно преодолел все конкурсные испытания, набрав 59 баллов из 60-ти возможных. выделялся среди других изделий, представляющих 70 фирм-участников, необыкновенной прочностью и резной чеканкой из черненого серебра.

Конкурсная комиссия международной выставки подвергла изделия мастеров-оружейников специальной проверке. Для начала члены жюри, держа на весу лист бумаги, нарезали клинками тонкие полоски. Потом пробивали ножами доску толщиной 5 сантиметров, определяя, на сколько сантиметров он вошел в глубину. Рубили сучки, строгали ветки, резали толстую кожу, войлок, медную проволоку. Кульминационным моментом испытаний стало пробивание 200-литровой стальной бочки. После всех ножами вновь нарезали тонкие полоски из бумаги.

Творческая мастерская авторских ножей выезжает на международную выставку второй раз. В прошлом году они были третьими. В этом году фотография бурятского ножа украсила обложку международного каталога, став его своеобразной эмблемой. Эксперты-оружейники отметили самобытность и оригинальность национальных моделей . В этом году к выставке начали готовиться заранее. Предполагалось, что повезут 28 ножей, но один сделать так и не успели.

- Чем ближе к выставке, тем напряжение все больше нарастало. Последние дни буквально из мастерских не выходили. Чтобы сделать коллекционный нож, нужно месяца четыре. А вот у технология уже отработанная, за неделю можно изготовить, - рассказывает мастер, с гордостью вертя в руках блестящий стальной клинок.

Два года назад Мэрдыгеев создал в Улан-Удэ творческую мастерскую авторских ножей при Союзе художников Бурятии, где над созданием коллекционных клинков работают сейчас четырнадцать человек, восемь из них - члены Союза художников РБ. В Сибири и на Дальнем Востоке - единственная фирма такого рода. Сейчас производство клинков, таких как , в мастерской поставлено на поток. За месяц оружейники делают 20-30 ножей, принимая заказы со всей России.

- У меня бизнес как таковой стоит на втором плане, - говорит мастер, - самое главное, чтобы люди увидели, каким красивым может быть нож. Ведь красивые вещи многое могут рассказать о народе, их создавшем.

работает в тесном контакте с Улан-Удэнским приборостроительным производственным объединением, покупая у них сталь. У мастерской своя кузница, своя термообработка.

- Мы ни на кого не оглядываемся, - рассказывает Бато Андреевич. - Заказывать дамасскую сталь мы не хотим. Наша, доморощенная, намного лучше. У нас есть, конечно, свои секреты по ее обработке.

В этом году мы почувствовали, как изменилось к нам отношение. Правительство стало нам помогать. Министерство экономики оплатило аренду мест на выставке. Бескорыстную помощь оказали Сергей Кузнецов, директор ООО , и Николай Холодов, директор представительства авиалиний .

О конкуренции с другими мастерами Мэрдыгеев говорит с улыбкой. По его мнению, они все делают общее дело, так что конкуренция может быть только творческая. Художник мечтает, что в Бурятии появится когда-нибудь художественный совет по клинкам

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях