Друзья зовут его Карлсоном - новости Бурятии и Улан-Удэ
Главное Популярное Все
Войти

Друзья зовут его Карлсоном


1428


Улан-удэнец Андрей Зверков каждый день видит город с высоты птичьего полета

Огромный пропеллер за спиной, мотор. Даже возраст подходящий. , - шутит Андрей. Для полного сходства со сказочным персонажем ему не хватает разве что знаменитой кнопки на животе и беззаветной любви к варенью. Но все-таки Карлсон никогда не увлекался парашютным спортом. А Зверков в этой области - профессионал

Почти каждый день, зимой и летом, при условии, что с неба не идут ни снег, ни дождь, жители улицы Геологической и Богородского острова могут наблюдать любопытное явление. Высоко - или не очень высоко - в небе парит огромный синий купол. А под ним в специальном креплении - человек с ревущим пропеллером за спиной. Он то поднимается выше, то пикирует, распугивая зевак, свободно поворачивает направо и налево. Некоторые принимают его за парашют. Но на самом деле все сложнее: это не парашют, а параплан. Еще точнее - парамоторная установка.

Парашютным спортом Андрей Зверков занимается уже 23 года. Когда-то он работал тренером в спортивном клубе при ДОСААФ, но он развалился одновременно с Советским Союзом. Тогда Зверков стал профессиональным спортсменом-парашютистом, членом сборной округа. Но в один прекрасный день он понял, что небо уже не манит его так, как прежде...

- Психологически прыгнуть с самолета страшно. Страшно, конечно, и неохота даже! - смеется он. - Но - адреналин! А сейчас я уже не получаю такого удовольствия от парашютных прыжков. Может быть, потому, что их уже четыре тысячи...

Дорога в небо

И совершенно случайно полтора года назад Андрей познакомился с парамотором. Друг из Иркутска, такой же спортсмен-парашютист, предложил .

- Я ему говорю: . А он мне:

эту Зверков запомнил надолго. Со стороны все выглядит просто: надел на спину мотор с пропеллером, закрепил стропы, расправил купол, разбежался - и взлетай под облака! В действительности управлению парапланом нужно учиться, как и любому другому делу.

- Я набегал не одну сотню метров, прежде чем взлетел, - вспоминает Андрей. - Тогда еще не знали, как учить. Вот бери и беги... А от учителя же тоже очень много зависит. Получается, на тебя надели такую штуку, она гудит, надо еще взлететь. А бежать страшно, тебя, как зайца, из стороны в сторону мотает... И от того, что страшно, газ, естественно, сбрасывается. А тут наоборот: чем больше ты дал газу, тем быстрее оторвешься от земли.

Но начало было положено. Зверков парамоторами и скоро приобрел свой собственный... А потом и еще один - тандем, чтобы летать в компании.

В летную погоду Андрей с удовольствием катает над Богородским островом друзей. Кроме этого, он пристрастил к парамотору своего 14-летнего сына Диму. Сначала мальчик настороженно относился к папиной идее и во время его тренировок предпочитал не находиться в зоне досягаемости, дабы его не заставили летать насильно. Однако незаметно втянулся и теперь чувствует себя в небе уверенно. Пока Дима поднимается под одним куполом с отцом, но скоро планирует начать летать самостоятельно. Ощущения от свободного полета описать словами невозможно...

- Просто человек взлетает, пробежав несколько метров, взлетел и полетел. Сказки о Карлсоне становятся реальностью!.. - смеется Андрей. - С другом однажды полетали, ему жена потом говорит: .

Парамоторный спорт - занятие не для слабаков. Он требует очень хорошей физической подготовки. Держать на спине мотор весом в 20 - 30 килограммов нелегко. Правда, тяжел он только до тех пор, пока купол не оторвется от земли, но тем не менее... Кроме того, не обойтись и без умения хорошо бегать.

- Катал я тут одну девчонку, - говорит Андрей. - Я ей говорю: ну-ка пробегись... Она побежала... Я посмотрел, говорю: вот так же, только в два раза быстрей. Ну, два раза мы с ней попробовали оторваться, поняла, что бежать надо быстро. Если не хочешь падать. Ничего, побежала... Зато потом сколько визгу и писку было!

Параплан очень отличается от парашюта, хотя и похож внешне. У него другая, вытянутая форма, с боков сделаны . На современных парашютах, развивающих скорость в горизонтальном направлении 15 метров в секунду, тоже можно творить чудеса управления. К примеру, садиться в заранее установленную точку диаметром в три сантиметра. Но все-таки парашют Андрей официально называет . А парамотор - это чтобы летать. Это - для удовольствия.

Риск - дело безответственное

При всей внешней экстремальности парамоторный спорт, по уверению Зверкова, практически безопасен. Необходимо лишь соблюдать технику безопасности.

- А у нас же как люди: чуть-чуть научились и - денег же нам не жалко! - купили комбез, крутой парашют, и вперед! А думают уже потом... Раньше неподготовленным людям не давали с парашюта прыгать, а сейчас...

В то же время Андрей не припоминает ни одного трагического случая, связанного с самой парамоторной установкой, - не было такого, чтобы она упала. Травмы - конечно. Но если не лихачить, все будет хорошо.

- Утонувших в результате полетов над водой я нескольких знаю, - говорит Андрей. - Выглядит красиво: человек летит и вот так чуть-чуть пальцами ноги воду царапает. А если сильно макнул себя в воду, сам остановился, а купол его тащит...

Если Андрею приходится лететь над водой, он всегда старается набрать высоту побольше, чтоб улететь, даже если, не дай бог, встанет двигатель. Хотя искушение иногда и бывает.

Но своя голова спортсмену дороже: впереди еще очень много планов. Главный из них - открыть в Улан-Удэ клуб любителей парамоторов. Сейчас этот вопрос рассматривается в городской администрации. Если затея удастся, Андрей мечтает посвятить ей свою жизнь после того, как уйдет на пенсию.

- Открыть авиаклуб очень дорого, - рассуждает он. - Только ремонт самолета стоит 700 тысяч. А если его купить и начать обслуживать... А это дело - парамоторы и парапланы - гораздо дешевле, а ощущения человек получает те же самые.

Впрочем, парапланы - удовольствие тоже не из дешевых. Тандем, то есть установка, на которой можно летать вдвоем, стоит 7,5 - 8 тысяч долларов. Может быть, поэтому Андрей пока единственный житель Улан-Удэ, который серьезно занимается этим видом спорта. Однако он не теряет надежды найти единомышленников. Потому что те, кто однажды поднялся в небо, обойтись без него не смогут уже никогда

Читать далее

Другая сторона профессии