Общество
2050

Бурятия в роли нефтяной невесты

После первых общественных слушаний северного варианта нефтепровода экологи еще больше сомневаются. На этот раз многим не понравился проект, разработанный компанией . По их мнению, две черные петли на своем теле Бурятия может и не осилить



ОАО предлагает другой, независимый от южного путь прокладки трубы. Маршрут его лежит из Ангарска в направлении населенного пункта Казачинское Иркутской области и оттуда на восток - юго-восток. Он получил название и впервые в Бурятии был представлен в апреле этого года. За эти три с половиной месяца проведены инженерно-геологические работы и их результаты представлены на первых слушаниях.

Разработчики из ОАО трассу нефтепровода на протяжении почти тысячи с лишним километров вдоль Байкало-Амурской магистрали. На территории Бурятии она имеет длину в 489 километров, и эта цифра, вполне вероятно, несколько раз изменится, поскольку карта маршрута как таковая отсутствует. Этот факт постоянно подчеркивался учеными - геологами, экологами, географами. К тому же проект предусматривает прокладку трассы вокруг северной части озера Байкал и может попасть в зону участка всемирного наследия. В том случае, если ее границы (которых, кстати, юридически еще нет) надо будет обойти, тогда путь удлинится на 90 километров. У присутствующих создалось впечатление, что четкого видения маршрута у авторов проекта попросту нет. Карты еще будут детализироваться в соответствии с замечаниями ученых. Дело в том, что для варианта этап ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) только начинается, и представители об этом говорят прямо. Основные критики волей-неволей сравнивали подход к делу с . Хотя проектировщики не раз подчеркнули, что это два совершенно независимых варианта. этап обоснования инвестиций скоро подойдет к завершению, и к тому же компания провела уже не одни общественные слушания. Поэтому у многих было с чем сравнить.

Во-первых, у многочисленных представителей общественности вызвал раздражение тот факт, что информация о начале слушаний была дана не в таком объеме, к которому они привыкли. В газетном объявлении о дате проведения не было указано время, напечатано оно было среди частных объявлений, уведомлений через официальные СМИ тоже не было.

Во-вторых, , как компания со стопроцентным государственным капиталом, замахивается на невиданный по нашим меркам нефтяной проект. А у всех жителей Бурятии в памяти - БАМ, движение по которой до сих пор проблематично.

И в-третьих, насколько этот вариант маршрута отвечает стратегическим интересам России? 50 миллионов тонн нефти в год будет утекать за рубеж, и с каждым ее литром страны Азиатско-Тихоокеанского региона будут подниматься еще выше, чем сегодня. А это значит, что Россия все больше будет увеличивать свое сырьевое положение в мире.

В Бурятии на пути трубы встречаются зоны сейсмичностью в 10 баллов и не существует их карт, так же, как и карт мерзлоты, потому что эти явления непостоянные и они перемещаются. 70% нефтепровода на нашем участке может пройти по островной мерзлоте. Как будет обеспечена прокладка трубы в этом случае? Каким образом будет преодолен Северомуйский хребет? - эти вопросы пока остались без ответа, и их решением займутся проектировщики.

Сомнения типа представители попытались развеять, сославшись на данные Российской академии наук, оценившей потенциальную потребность в нефти стран АТР. По их выкладкам, к 2008 году, когда планируется построить нефтепровод, нужда в этом виде топлива будет величайшая. Кроме того, по словам Владимира Суханова, с выходом на порты Приморья для России откроется американский рынок. Однако, несмотря на дальневосточный крюк, ветки на Китай разработчиками не предусматриваются.

Сотрудник Народного Хурала Леонид Ламажапов поинтересовался: если компания государственная, то можно предположить, что строительство будет вестись за счет бюджета? На что последовал категоричный ответ - бюджет не пострадает. Будут привлечены кредиты и оборотные средства . Таким же способом она строила Балтийскую трубопроводную систему, Чеченский нефтепровод. Словно опровергая эти слова, в одном из кадров фильма, продемонстрированного на слушаниях, появился президент Путин на церемонии открытия Приморского нефтеналивного терминала (тоже построенного ), посетовавший, что он обошелся стране в полмиллиарда долларов.

По словам руководителя проекта Владимира Суханова, в компании прекрасно осознают сложность предстоящей работы. Ведь аналогов подобному строительству в мире не было. Что-то похожее по климатическим и отчасти геологическим условиям можно было встретить лишь при строительстве Трансаляскинского нефтепровода. Тем не менее, настроена решительно, и у нее уже есть опыт проведения работ в условиях горной местности и особо охраняемых природных территорий в европейской части России, Сибири и стран СНГ. Особое внимание присутствующих Владимир Дмитриевич обратил на то, что выбор трассы был сделан с минимальным риском.

Всем находящимся в зале по этому случаю и был показан видеофильм, сильно смахивающий на киножурналы советской эпохи, в котором наглядно были показаны технические достижения . Кстати, аналогичные технологии есть и у , но так наглядно, как , общественности они их не преподносят.

Впрочем, присутствующие на слушаниях ученые в видеороликах особо не нуждались, ибо информацией подобного рода их не удивишь. А вот той научно-технической документации, которая касалась бы наиболее сложных аспектов прокладки маршрута, им показалось мало. Так как трасса проходит по северу Байкала и пересекает ряд рек и речушек, составляющих водосборный бассейн озера, то ее проектировщики должны были с особым вниманием отнестись к экологической экспертизе. Так считают не только экологи, но и представители других областей науки.

А директор Байкальского института рационального природопользования Арнольд Тулохонов предостерег нефтяников, сказав, что у рек Севера очень низкая самоочищающая способность. И если разлив нефти произойдет, что, по мнению ученого, может случиться, катастрофы не миновать. Поэтому Арнольд Кириллович предложил довольно оригинальный способ удовлетворить амбиции трубостроителей - качать не нефть, а байкальскую воду.

Известный эколог Сергей Шапхаев предложил считать встречу репетицией слушаний, ибо, по его мнению, при их подготовке не соблюден целый ряд процедурных моментов. Пренебрежение ими, по словам Сергея Герасимовича, равносильно нарушению закона.

Однако устроители мероприятия замечания отвергли, сказав, что закона, регулирующего подобные вещи (имелись в виду формальные тонкости общественных слушаний), нет, а значит, предметом юридических разногласий они быть не могут.

В целом же устроители слушаний так и не смогли внятно объяснить, для чего придуман еще один маршрут для нефтепровода. Как бы ни хотели представители обойтись без сравнения их варианта с южным, все будут это делать. И очевидных плюсов оно не прибавит. За исключением единственного, о котором заявил руководитель проекта, - Север получит второе дыхание. Будут возрождены к жизни захиревшие после завершения основной стройки - БАМа районы, откроется доступ к якутским нефтяным месторождениям.

Стоит ли ради такой призрачной надежды на лучшую жизнь северян затевать еще одну стройку, покруче БАМа? Этот вопрос так и повис в воздухе. Видимо, до следующих слушаний.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях