Уроки бурятского в московской школе
Главное Популярное Все
Войти

Уроки бурятского в московской школе


1522

Для московских бурят проблема сохранения языка стоит довольно остро. Свободно говорят на нем в основном люди старшего поколения, а молодежь или не знает его, или использует очень мало. Чужой город, большие расстояния, быстрый темп жизни приводят к тому, что возможностей общаться друг с другом у бурят очень мало, а возможностей научить детей родному языку еще меньше. Идея создать в таких условиях школу, где детей учили бы бурятскому языку, была с самого начала почти нереальной, но она удалась, смогла выжить и даже начала распространяться.



Первый класс с бурятским языком открылся в Москве 10 лет назад на базе одной из средних школ. Ученики ходили в этот класс, как в обычную школу, и получали по окончании ее аттестат о среднем образовании. Но желающих изучать бурятский язык было все больше и далеко не все из них могли ездить в центр города каждый день. Для таких учеников и открылась осенью прошлого года бурятская воскресная школа. Программа отличается от обычной. Здесь не требуют знания литературного языка или досконального знания истории, главная цель - научить детей разговорному языку и приобщить их к национальной культуре.

Учатся в школе дети самых разных возрастов - от 8 до 12 лет. Всего в классе 25 человек, большая часть уже училась в первой бурятской школе и когда открылся второй класс, многие решили, что здесь будет удобнее, и перешли сюда.

Детей, родившихся в Москве, в школе немного. В основном здесь учатся дети, которые совсем недавно приехали из Улан-Удэ, и для многих из них этот класс оказывается хорошей возможностью привыкнуть к чужому городу. "Здесь себя чувствуешь свободнее, - рассказывает один из учеников. - Не знаю почему, но мне очень легко общаться с ребятами в этом классе, они для меня кажутся более родными". К школе детей привлекает не только возможность провести время со сверстниками, но и понимание важности родного языка. Один из учеников, всю жизнь проживший в Москве, объясняет: "Я учу бурятский для того, чтобы хорошо понимать бурят, чтобы не было стыдно за то, что я не знаю своего родного языка. У меня много родственников в Бурятии, и мне неудобно говорить с ними не на бурятском".

Обычно обучение оказывается довольно результативным. В самой первой школе ученики после нескольких лет обучения понимали и могли говорить на бурятском, даже если они вообще не владели языком. "Мой сын родился здесь,- говорит один из родителей, - и у нас не всегда получается отправлять его на лето в Бурятию. Он ходит в бурятский класс уже несколько лет, и это ему помогает. Он научился понимать бурятскую речь, хотя говорит еще не очень хорошо".

И родители, и учителя хотят дать детям намного больше, чем просто владение родным языком. Фактически они хотят воспитать их бурятами в Москве, именно в том городе, где легче всего забыть о своем происхождении и смешаться с окружающими. Любовь Цырендашиева, руководитель воскресной школы, считает, что в обучении "самое главное - чтобы дети осознали, что являются бурятами. Мы хотим, чтобы они не чувствовали себя ущемленными в этом большом городе, умели гордиться своим происхождением".

Ведь бывают и такие случаи, что дети стесняются своего отличия от окружающих и хотят выглядеть так же, как все. "У нас был случай,- рассказывает мама Галдана и Аюны, недавно переехавших из Улан-Удэ, - Аюна захотела поменять свое имя, так как здесь не все могут его запомнить и по нескольку раз переспрашивают ее. Узнав об этом, Галдан стал возмущаться: "Да ты вообще не бурятка, если хочешь поменять имя. Посмотри на мое имя, его тоже не могут хорошо запомнить и вечно коверкают, когда произносят его, но я стою на своем: ГАЛДАН - говорю я им всем. Ничего, привыкнут, так и ты не стесняйся своего имени, оно у тебя необычное и красивое. Так что не вздумай его менять". Больше Аюна об изменении имени не вспоминала".

Желание родителей общаться друг с другом и энтузиазм учителей - это главное, что сохраняет школу на плаву. Какие-либо правительственные бурятские структуры или ВАРК не поддерживают школу. "Наверное, думают, что раз мы живем в Москве, то денег у нас много", - считают учителя. И неизвестно, удалось бы открыть школу или нет, если бы не неожиданная помощь со стороны директора и завуча 729-й средней школы, которые пригласили класс к себе и разрешили ученикам заниматься в выходные.

Читать далее

Другая сторона профессии