Общество
1915

Старики подземелья

Купля-продажа квартир - дело едва ли не более тонкое, чем восток. Уж, казалось бы, до мельчайших деталей отшлифована процедура регистрации собственности, комар носа не подточит, не то что мошенник. Куда там! Находятся умельцы. Именно на таких нарвались в прошлом году двое доверчивых стариков из Октябрьского района Улан-Удэ.



Подвал

- Вы найдете их сразу, - объяснила позвонившая в редакцию соседка Натальи Ивановны. - Дом прямо, четвертый подъезд. Подвал.

В подвале, куда мы с фотографом Святославом Ивановым спускаемся не без опаски, абсолютно темно. Пахнет сыростью и плесенью. В глубине угадывается убогий топчан, прямо перед входом деревянный ящик, на котором лежат несколько рваных пакетов, стеклянная банка, кабачок: Да, здесь явно кто-то живет, хотя сейчас хозяев, похоже, нет дома. Но первый же прохожий указывает нам на бабушку в синем плаще, которая сидит на лавочке неподалеку рядом со стариком в поношенном коричневом пальто.

- Да, это мы в подвале живем, - поднимает она прозрачные голубые глаза. - Давно? Уж недели две поди:

Как они

Когда-то и у них была крыша над головой. Наталья Ивановна и ее муж Егор Алексеевич 27 лет прожили в доме №8 по улице Краснофлотской в однокомнатной квартире с сервантом и кроватью, холодильником и телевизором. Словом, все, как у людей. В мае прошлого года к ним пришли незнакомые мужчина и женщина. Егору Алексеевичу эта идея понравилась. Да и жена его была не прочь перебраться в Железнодорожный район. Обещанная малосемейка оказалась вполне приличной.

Но получилось опять же, как всегда. взяли у пенсионеров документы и помогли им перебраться на ЛВРЗ. Правда, оказалось, что в новом жилище нет ни мебели, ни элементарной техники, но жить худо-бедно было можно. Старики начали понемногу устраиваться, обзаводиться хозяйством. Но не прошло и пары месяцев, как к ним снова нагрянули нежданные гости. Опешившие бабушка с дедушкой попытались объяснить что и как, но разговора не получилось: их просто сгребли в охапку и выкинули за порог.

Тогда Наталья Ивановна и Егор Алексеевич поняли, как жестоко их обманули: мошенники элементарно сняли на два месяца однокомнатную малосемейку, в которую и стариков. Их собственная квартира, мебель и даже одежда к тому времени, когда вышел срок аренды, были давным-давно проданы.

Вот так двое одиноких пожилых людей и оказались на старости лет на улице.

Год они мыкались по . Кто давал кусок хлеба, кто пускал переночевать. Удалось устроиться и на зиму, но хозяева день и ночь пьянствовали, не гнушались отбирать у квартирантов и мизерную пенсию. , - качает головой Егор Алексеевич. Паспорт Натальи Ивановны, кстати, так и остался у : . Едва дождавшись тепла, старики оттуда ушли. Лето бомжевали, собирали бутылки. А пару недель назад решили вернуться в собственный двор. Поселились в подвале когда-то своего подъезда. С лавочки открывается вид на когда-то свой балкон, где весело трепыхается на ветру разноцветное бельишко. Говорят, с тех пор у квартиры сменился уже третий, если не четвертый хозяин.

Бывшие соседи помогли смастерить какой-никакой топчан, раздобыли старый матрас и жиденькое одеяло. Живут тем, что Егор Алексеевич собирает бутылки. Питаются в основном хлебом и холодной водой - ни света, ни тепла в подвале, разумеется, нет. Жители окрестных домов навещают, кое-кто подкармливает. Даже ЖЭУ не беспокоит. Одно плохо: с каждым днем в подземелье становится все холоднее.

.



Доверяй, но проверяй

Одно в этой дикой истории казалось странным: обмануть наивных пенсионеров, конечно, нетрудно. Но как так вышло, что учреждение юстиции без проблем пропустило сквозь все проверки это шитое белыми нитками дело?

Оказалось, что все гениальное по-прежнему просто. Вот что рассказала нам заместитель учреждения юстиции Анна Абзаева:

- Да, действительно, сделка такая зарегистрирована! В августе 2000 года Егор Алексеевич Зенцов и Наталья Ивановна Пичугина выдали доверенность на гражданина Морского (фамилия изменена) на продажу их квартиры, нотариально все удостоверено. Об обмене там ни слова не говорится. Морской по доверенности продал эту квартиру, все необходимые бумаги были в полном порядке. За то время, пока шел процесс регистрации, никто не обратился, никто доверенность не отозвал. Сделка ведь эта односторонняя, аннулироваться может в любой момент. Сегодня дал доверенность, завтра обратно взял, и никто слова не скажет. Если бы эти люди обратились в ту же нотариальную контору с подобной просьбой, нам бы прислали сообщение, что документ не имеет юридической силы, и регистрация была бы приостановлена.

Конечно, автоматически проблемы бы это не решило. Но тогда у стариков было бы, пожалуй, чуть больше шансов вернуть все-таки свое жилье. Жаль, что об этом они просто не знали: А мошенники предусмотрительно сняли ту самую малосемейку именно на срок, необходимый для государственной регистрации купли-продажи.

Что же касается того, как подобная сделка смогла миновать препоны учреждения юстиции, то Анна Викторовна объяснила, что здесь проверяется только подлинность доверенности: то есть сам факт, что именно эти граждане были именно в этой нотариальной конторе и поставили на бумагах свою подпись. Она склонна считать, что виной всему именно халатность юриста: он был обязан выяснить, чего именно хотят люди, почему и зачем выдают доверенность. Но стряпчего, вероятно, интересовала по большей части платежеспособность клиентов. Заплатили - получайте печать.

В конце августа дело о бездомных стариках будет рассматриваться в суде. Но получат ли они крышу над головой до холодов - вопрос достаточно спорный. Как невесело заметила ведущая дело судья Виктория Иванова, процесс только начинается:

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях