Общество
1832

Судостроительный снова на плаву

Перековал мечи на орала улан-удэнский судостроительный завод. Нужда заставила...



В десятку крупнейших оборонных предприятий улан-удэнский судостроительный завод не входил, но свое достойное место в промышленности тем не менее занимал: мелкие морские и речные суда в Советском Союзе производились только у нас. Каждый год со стапелей завода сходило 90 судов разных типов: Кризис наступил в 1991 году, когда всей российской промышленности пришлось несладко. А еще через пару лет тарифы на железнодорожные перевозки взлетели на заоблачную высоту, и большинству потенциальных заказчиков приобретение кораблей стало не по карману. Упадок составил более 80 процентов.

- И тогда - году так в 1995, - рассказывает генеральный директор завода Геннадий Цуканов, - мы начали искать какую-нибудь нишу, которую могли бы занять. Кому-то пришло в голову, что хлеб люди всегда сеяли, сеют и будут сеять. Вот так и переключились на сельскохозяйственную технику. Начали с малого: с запасных частей. Потом обратили внимание, что методы обработки почвы, которыми пользуются у нас в Бурятии, далеко не самые передовые. Однажды мы на выставке, что в Западной Сибири используют культиваторы с катками-выравнивателями, которые вычесывают сорняки. Занялись ими. А вскоре один из профессоров сельхозакадемии - Василий Бохиев - заинтересовался нашей работой и предложил одну идею относительно того, как лучше бороться с длиннокорневыми сорняками. Для этого надо было разработать культиватор с вычесывателем! Наше конструкторское бюро воплотило эту идею в чертежи. Сделали опытный экземпляр, испытали его в Джидинском районе: В 1999 году выпустили опытную партию - 10 штук.



Секрет ноу-хау в том, что вычесыватель не просто тащится трактором, как это бывает обычно, а снабжен собственным приводом. Поэтому почва обрабатывается гораздо глубже и у сорняков не остается ни малейшего шанса. Целый год культиваторы-вычесыватели, аналогов которым в России просто нет, зарабатывали себе доброе имя на полях республики, а два даже уехали в Усть-Орду. Еще два новых культиватора, которые сейчас делают для работы в Мухоршибирском районе, уже модернизировали. Сейчас чудо-машина патентуется как изобретение.

Перековывать мечи на орала было, конечно, не так-то просто. Спасало то, что судопроизводство - дело, для которого необходимо иметь на заводе очень большое количество различного оборудования. Единственная производственная мощность, с которой возникли проблемы, - это стальное литье. Такой техники не было, потому некоторые детали приходилось обрабатывать механически, а это увеличивало стоимость. Но в нынешнем году формовочные машины и литейные печи наконец закуплены. И сейчас судостроительный потихоньку осваивает и другую сельхозтехнику: тракторные и конные грабли, сенокосилки:

Так что же: от былого завода осталось одно только название? Однако полностью менять профиль никто не собирается.

- Мы сохранили все производственные мощности по судостроению, пусть даже себе в убыток! - заверил нас Геннадий Ильич. - Ведь флот на Байкале стареет, а новое судно, особенно большое, доставить туда ни по реке (на иркутской плотине нет судоподъемника), ни поездом, ни самолетом невозможно. Иркутский судоремонтный завод почил в бозе. Так что придет наш час. Спрос, кстати, уже появился. Одна проблема: все просят продать готовое. Но судно вещь очень дорогая (средний корабль обходится миллионов в семь. - Авт.), раньше его оплачивали поэтапно: построили часть - оплатили, на эти деньги делаем следующую. Так что с этим сложности.



А пока мы построили для республики три паромные переправы, еще одну заканчиваем. Судоремонтом занимаемся. И:, - директор делает маленькую паузу, - сейчас для новый корабль строим! Числа 15 августа будет готов. Первый за прошедшие десять лет.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях