Общество
2007

Налоговая изнутри

По привычке мы продолжаем называть это учреждение , хотя здесь был бы более логичен средний род - инспекция превратилась в министерство. Интервью с заместителем руководителя Управления МНС России по РБ Александром Афанасьевым состоялось у нас по весьма знаменательному поводу - налоговым органам России и Бурятии исполнилось 10 лет.



- Александр Тимофеевич, как в вашем ведомстве обстоят дела с текучкой кадров, ведь работа у вас довольно специфическая?

В 1999 году у нас много людей . Но почему? Потому что у нас прошло два сокращения. Мы вынуждены были сократить до 20 % специалистов. Ну а потом мы признаем: да, от нас уходят, и что особенно больно, от нас уходят очень хорошие специалисты. Потому что коммерческие фирмы переманивают именно сильных специалистов.

- Чем же переманивают ваших специалистов?

- Например, предложением квартиры и заработной платы, как минимум, в 2-3 раза большей, чем у нас. Если вам интересно, то могу сказать, что сегодня в местной ликероводочной промышленности работают все наши бывшие специалисты. Потому что каждому из них дали в руки сотовый, дали хорошую машину, если у него была двухкомнатная квартира, то ему сделали трехкомнатную. Ну и, естественно, зарплату он получает не 2,5 тысячи... Вот сегодня от нас ушел специалист в .

Почему ушел? Не потому, что здесь так уж плохо, а потому, что мы не могли ему платить столько, сколько он может заработать благодаря своим знаниям и опыту. Недавно ушел специалист главным бухгалтером золотодобывающей артели.

Скем-то мы расстаемся. Не все могут работать с плательщиком, с ним надо уметь работать. Есть люди, которые не могут работать по 10-12 часов за ту зарплату, они просто психологически не могут себя переломить. Но есть и патриоты, которым предлагались квартиры, зарплата, но они остались. Так что у нас, скажем, проблем с нехваткой кадров никогда не было. Это всетаки говорит о том, что наша служба является престижной и почетной.

- Какая сегодня зарплата у инспектора налоговой службы?

- Вам нигде не покажут штатное расписание, а мы покажем. Рядовой инспектор со всеми накрутками получает 2272 рубля, основной оклад у него 1275 руб. Основной оклад начальника 2200 рублей это на уровне Управления, а зарплата в низовых звеньях как минимум на 25 % меньше. Раньше было еще пайковое довольствие, но уже 2 года как его отменили и обмундирование мы уже два года не получаем. Хотя и говорят на уровне правительства России, что людям, которые собирают деньги, надо платить хорошую зарплату, но дальше слов пока не идет.

- Когда, по-вашему, будет проведена налоговая реформа, о которой много говорят и только?

- Принята первая основная часть Налогового кодекса, которая обрисовала общие принципы взаимоотношений государства и налогоплательщика. Я бы сказал, что в новом кодексе строго очерчены рамки деятельности налоговиков и существенно расширены права налогоплательщика. Сложность в том, что теперь наша работа слишком зарегламентирована особенно сроки рассмотрения материалов по выездным документальным проверкам. Это наносит определенный ущерб количеству проверок.

А о том, что необходимость в проверках есть, говорит тот факт, что 70 % проверок выявляют факты нарушения налогоплательщиками налогового законодательства.

- Прошлый 1999 год был для бурятских налоговиков очень успешным, с чем вы связываете это в первую очередь?

- Количество налогоплательщиков на сегодня, что приятно отметить, растет. Можно с уверенностью сказать, что сегодня рост поступления налогов обеспечивается не только за счет инфляции, но и за счет улучшения экономических показателей. Это видно на примере наших самых крупных налогоплательщиков: авиазавода, приборостроительнього объединения, Тонкосуконной мануфактуры и многих других. По республиканскому бюджету весомый вклад вносят Представительство железной дороги, , Селенгинский ЦКК, причем не за счет ценовой политики, а за счет увеличения объемов производства. Весомый вклад вносила бы и Гусиноозерская ГРЭС, которая по налоговой базе является гигантом, но по ряду причин, зависящих и от предприятия, и от позиции РАО , является пока самым крупным недоимщиком.

Хотя определенные сдвиги у нас произошли в угольной отрасли. В этом году Тугнуйский угольный разрез вместе с руководством , несмотря на все сложности, по федеральному бюджету за полугодие рассчитался без недоимки.

- Какие из в 1997 стали платить в 2000?

- По большому счету то, что платило приборостроительное объединение в 97-98 годах, нельзя было назвать платежами, сегодня уже совсем другое дело. Тот же , сегодня это предприятие пошло на реструктуризацию, выплачивает текущие платежи и реструктуризированную задолженность.

То, что в городе начали появляться строительные краны, это первый признак подъема экономики.

В 1997 году тот же Селенгинский ЦКК мы дважды рассматривали на ВЧК. Сегодня Гейдебрехт уже говорит: . Изменилась психология руководителей.

- Бюджет полугодия, говорят, провален, почему?

- По итогам полугодия в целом консолидированный бюджет и бюджеты районов будут выполнены. Вопрос возникает по исполнению республиканского бюджета, я бы выделил две причины. Вопервых, когда шло формирование бюджета 2000 года, та эйфория, которую принесли доходы от налога с продаж, способствовала тому, что были заложены несколько завышенные цифры. Мы доказывали, что будут сложности, что есть предел. Сегодня в Бурятии 11000 кассовых машин и всего 1046 налоговых инспекторов. Даже если заниматься одним только налогом с продаж, то один инспектор должен бегать вокруг 11 ККМ. Отошел инспектор перестают пробивать. Население до сих пор безразлично к тому, что его грабят.

Вторая причина невыполнение плана по акцизам. Не выполняются цифры по объемам производства, наши производители сегодня не рассчитываются с бюджетом. Была предоставлена отсрочка по платежам на 13 млн. руб., этой суммы как раз и не хватает, чтобы закрыть республиканский бюджет по полугодию. Да, бюджет не выполнили, но я хотелотметить: попредварительным данным, за 6 месяцев в республиканский бюджет собрано 237 млн. рублей.

Не хваля нашу службу, замечу, что если в прошлом году на 1 июля было собрано деньгами всего 138 млн. рублей, то в этом году 237 миллионовна 100 миллионов больше и это практически по всем показателям. Если в прошлом году в местные бюджеты было собрано 200 млн., то в этом 300 млн. рублей, причем деньгами, а не зачетами. Если в 1998 году по консолидированному бюджету деньгами было собрано 576 млн. руб, то в этом 1 млрд. 95 тыс. Конечно, это зависит в первую очередь от работы предприятий, но и мы проявляем настойчивость.

- Почему некоторые предприниматели испугались единого налога на вмененный доход?

- Мир давно работает с единым налогом. Надо использовать чужой опыт, а не считать, что мы самые умные. Единый налог это экономия нашего труда.

Бессмысленно носиться за каждой проданной кофточкой, терять время на проверки и приносить в бюджет 5 рублей. Проверять надо те объекты, где мы могли эффективно поработать и внести существенную лепту в пополнение бюджета. Есть объекты, где крутятся более крупные суммы и где происходят серьезнейшие нарушения налогового законодательства. Перевод на единый налог для нашей службы дает возможность заранее планировать поступление налогов, и высвободившиеся силы, которые мы использовали на контрольной работе, бросить на выявление лиц, работающих без свидетельства, и на другие участки.

- И как приживается новый налог?

- На сегодня уже переведены на новый налог 74 процента юридических лиц и 70 процентов физических. На первом этапе будут издержки и вот какого характера. В целом, когда принимался закон, мы могли завысить ряд показателей. То же могли сделать и органы местного самоуправления. Но первые 2-3 месяца нам подскажут, что сделано правильно, а что нет...

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях