Тайны Байкала: затонувшие суда - новости Бурятии и Улан-Удэ
Главное Популярное Все
Войти

Тайны Байкала: затонувшие суда


1772

Байкал - море священное и коварное. Сколько прекрасных воспоминаний хранит каждый, кто хоть раз побывал на его берегах. А сколько печальных историй помнят его холодные воды. Сколько бед и несчастий принес он людям!



По словам флотинспектора Михаила Вторушина, за последние 6 лет Байкал трижды принимал в свои ледяные объятия затонувшие суда.

8 августа 1995 года во время захода из Байкала в реку Селенгу лодка Байкало-Селенгинской рыбной инспекции наткнулась на подводный предмет (скорее всего, это было затопленное дерево). В результате столкновения судно перевернулось и двое инспекторов рыбной охраны, один из которых участковый, а другой - общественник, оказались в ледяной воде на расстоянии 100 метров от берега. К счастью, рядом работал теплоход Байкало-Селенгинского технического участка. Люди вовремя заметили беду и поспешили на помощь. Обоих инспекторов подняли на борт, а вот лодку и вещи спасти не удалось. Глубина в месте затопления оказалась довольно большой - до 100 метров. Искали с помощью эхолота, но найти не смогли. А сейчас и подавно не найдешь - давно замыло.

В ходе расследования удалось выяснить, что беды можно было избежать, если бы не были нарушены элементарные правила безопасности. Дело в том, что инспектора возвращались с проверки ставных неводов. Обычно, это делается в паре с другим судном. На этот раз в море они вышли без пары. Кроме того моторист-водитель (он же участковый инспектор) самовольно изменил маршрут и вышел в открытое море, хотя можно было пройти более коротким и безопасным путем. Подвергнув себя и напарника опасности, инспектор был отстранен от управления маломерными судами и лишен удостоверения моториста-водителя сроком на 2 года.

В ночь с 4 на 5 ноября 1995 года теплоход , принадлежавший , ушел под воду на глубине 2 метра. К счастью, людей на борту не было - судно было поставлено на зимний отстой в районе Оймура на расстоянии 100-150 метров от берега. Беда случилась по следующей причине: во время шторма шугой забило трубку, вваренную в машинном отделении в днище корпуса для подпитки расходного бачка, и выдавило дюрит (резиновое соединение). Вода пошла по трубке на левый борт и стала проникать внутрь теплохода через неплотно прилегающие люковые крышки, иллюминаторы, двери. С берега заметили, что судно дало крен, но сильный ветер, порывы которого достигали 20 метров в секунду, и шторм на море не позволили вовремя прийти на помощь тонущему .

К утру двадцатичетырехметровый теплоход кормой ушел под воду и пробыл в таком состоянии в течение пяти суток. Когда шторм стих, команда теплохода с помощью пожарных насосов откачала воду, заделала иллюминаторы и теплоход благополучно всплыл на поверхность. От ЧП пострадало электрооборудование и главный дизель. Со всеми неполадками экипаж справился своими силами, а потому, согласно документам, ущерб отсутствует.

Сотрудники , которые использовали судно для научных целей, предпочли от него избавиться, проще говоря продать.

Похожая история случилась на Байкале спустя два года, 18 июня 1997 года, неподалеку от поселка Зеляновский. Судно РКС-3003, в просторечьи именуемое , принадлежащее колхозу , утром высадило бригаду рыбаков в Заречном и, снявшись с якоря, отправилось в Зеляновский. Причала там нет, а потому РКС встало на якорь на расстоянии 70-90 метров от берега на глубине 6-8 метров. Экипаж покинул - рыбаки отправились ночевать на берег.

А тем временем поднялся сильный ветер, волнение на море достигло 4 баллов. Вода начала наполнять кормовую часть. Заметив неладное, экипаж вернулся на борт и стал ведрами вычерпывать воду, но было уже поздно. Судно все больше и больше погружалось и вскоре полностью ушло под воду, где и пробыло почти месяц. Как выяснилось позже, причиной затопления стала отвалившаяся лопасть винта, в результате чего разбило втулку. Судя по всему, это произошло на мелководье при подходе к берегу.

16 июля к РКС подогнали теплоход , в воду спустили водолазов, которые прикрепили лебедку, завели трос и потихоньку-полегоньку начали вытягивать затонувшее судно со дна моря. Как только на поверхности показались борта, стали откачивать воду с помощью насосов, благодаря чему теплоход всплыл. Затем его отбуксировали в село Большая Кудара Кабанского района, где силами членов экипажа и с помощью колхозников полностью восстановили за зиму. А само судно и по сей день бороздит байкальские воды. А вот какую историю, произошедшую году в 89-ом, вспомнил бывший флотинспектор, а ныне пенсионер Павел Иванович Иванов.

Было это 18 ноября, температура стояла низкая. Между островом Ушканьим и Святым Носом шла баржа. Принадлежала она колхозу Северобайкальского района. На барже находилось 700 шкур нерпы, около 30 бочек нерпячьего жира, снасти... Тянули ее два буксира. Шли с приличной скоростью - 9,2 узла в час. От берега были очень далеко. На плавсредстве находились в этот момент 5 человек и две собаки. Внезапно подул сильный ветер, баржа стала накрениваться и уходить под воду. Причин тому могло быть две: либо пробоина носа, либо сильное обледенение. На буксире вовремя заметили беду: обрубили трос и подошли к борту тонущей баржи. Помощь подоспела, когда нос уже был в воде. Людей спасти успели, а вот собак нет. Баржу поднять и не пытались, потому как сделать это на глубине 600 метров практически невозможно. Тут нужен глубоководный аппарат, которого у нас нет. Так что ценный груз до сих пор покоится на дне Байкала.

Читать далее

Другая сторона профессии