Над Улан-Удэ поднялся арктический «Терминатор»
Главное Популярное Все
Войти

Над Улан-Удэ поднялся арктический «Терминатор»

Фото автора

В столице Бурятии выпустили первый арктический вертолёт

Вертолёт с грозным названием «Терминатор» стал тысячным летательным аппаратом, произведённым на Улан-Удэнском авиазаводе. Ми-8АМТШ-ВА построен на основе последней военно-транспортной модели. «Арктическая» версия способна выдержать суровые условия Крайнего Севера и выполнять полёты при ограниченной видимости, в том числе – полярной ночью.

Силовая установка в «Терминаторе» более мощная, чем у «базового» Ми-8АМТШ-В. А для утепления кабины пилота использовались технологии, которые применяются на космических кораблях. Новый вертолёт отличается обновлённым комплектом авионики. Он оснащён бесплатформенной инерциальной навигационной системой (БИНС), которая позволяет машине безотказно работать при экстремальных температурах – от - 60 до + 55 градусов. К тому же благодаря такой навигации лётчики всегда смогут определить своё местонахождение и прокладывать путь, даже если часть электроники выйдет из строя. Все зарубежные комплектующие заменили российскими.

Заказчик – Министерство обороны России. Контракт на поставку вертолётов для арктической группировки российских войск оборонное ведомство и Улан-Удэнский авиазавод подписали ещё в феврале, он будет действовать в 2015-2016 гг.

В свой первый полёт «Терминатор» отправился в августе, а 20 ноября лётчики Государственного лётного испытательного центра Минобороны России оценили, как работают системы машины и соответствуют ли её характеристики требованиям заказчика. Проверку «арктическая» версия прошла успешно. А 24  ноября вертолёт продемонстрировали представителям СМИ.

- Это первый арктический вертолёт, изготовленный на Улан-Удэнском авиационном заводе. Он продолжит проходить испытания на севере – уже при морозе -50 градусов и ниже, – рассказал директор завода Леонид Белых infpol.ru. – Всем известно, какие богатства есть в Арктике. И их нужно разведывать. Но поскольку эти богатства хочется иметь кому-то, кроме нас, для их защиты нужна авиация.

Торжественная передача первого опытного образца военным состоялась 25 ноября. Презентацию вертолёта разделили на две части – открытую и закрытую.

- Наверное, не зря именно нам выдалась такая честь – проводить испытания арктического вертолёта. Наши географические условия для этого оптимальны, – отметил в своём выступлении заместитель управляющего директора Улан-Удэнского авиазавода по маркетингу, сбыту и послепродажному обслуживанию Михаил Карпушкин.

Он кратко рассказал об истории завода и производимой на нём продукции.

- Всего на нашем предприятии изготовлено свыше тысячи вертолётов типа Ми-171, и, по воле судьбы, «арктический» оказался тысячным. Даже сами сначала не поверили. Проверили документы, и конструкторская служба это подтвердила, – добавил Михаил Карпушкин.

В серийный выпуск модель выйдет в 2016 году. Однако «Терминатор» будет не только обеспечивать интересы России в Арктике: его планируется использовать и для нужд полярников и нефтяников.

- Этот вертолёт – результат совместного труда многих организаций, предприятий и ведомство Российской Федерации. Активное участие в его изготовлении принял наш завод, поставщики комплектующих изделий. И создание вертолёта было бы невозможно без плотного взаимодействия с Министерством обороны России – начиная от технического задания, в котором и были определены основные требования. И на финальной стадии испытания проводились Государственным лётном испытательным центром Минобороны, – рассказал Михаил Карпушкин. – Мы провели серьёзный анализ зона Арктики и выделили четыре основных особенности.

Главной задачей вертолёта является способность выдерживать низкие температуры – чтобы обеспечить комфорт экипажа в экстремальных условиях Крайнего Севера и быструю подготовку к вылету для выполнения боевых задач. «Терминатор» сможет летать над водой.

- Здесь главной целью стало обеспечение безопасности полёта: в случае, если происходит аварийное приводнение, необходимо произвести эвакуацию экипажа и личного состава с минимальными потерями. Третья особенность – большие расстояния между точками базирования, – сообщил представитель авиазавода. – Вертолёт обеспечивает высокую дальность полёта (до 1300 км – прим. ред.).

И, наконец, географические особенности: даже полярная ночь или исчезнувший сигнал спутниковой связи «Терминатору» не помеха. А вот какие именно технические особенности позволяют «арктической» версии работать бесперебойно, предпочли обсудить в узком кругу: во время закрытой части презентации журналистов попросили выйти из зала.

В будущем, возможно, появится и гражданская версия арктического вертолёта.

- Полученный в ходе разработки, производства и испытаний Ми-8АМТШ-ВА научно-технический задел по эксплуатации машины в условиях Крайнего Севера планируется использовать для создания гражданской версии арктического вертолёта, – заявил генеральный директор холдинга «Вертолёты России» Александр Михеев. – Она необходима как субъектам Российской Федерации для создания транспортной инфраструктуры в северных регионах, так и компаниям нефтегазового сектора – для обеспечения офшорных проектов.


Читать далее