В Бурятии создаются промышленные кластеры и технопарки
Главное Популярное Все
Войти

В Бурятии создаются промышленные кластеры и технопарки

Сергей Александров
3470

Вячеслав Наговицын: «Кластерный подход на Улан-Удэнском авиазаводе дал первые положительные результаты. Они будут тиражироваться на всю республику» / Фото предоставлено пресс-службой правительства РБ

Начало процессу уже положено: сегодня в Улан-Удэ успешно развивается авиационный кластер, в состав которого вошли два предприятия оборонно-промышленного комплекса –  авиационный завод и  приборостроительное производственное объединение, малые инновационные компании, а также научные и образовательные учреждения

Этот авиакластер претендует на звание одного из ведущих центров авиа- и вертолётостроения. Его участники делают ставку на выпуск Ми-171 – самого распространённого в мире вертолёта среднего класса – для нужд оборонного комплекса России. В ближайшие годы в Бурятии появится ещё несколько подобных площадок. Власти уверены: это позволит создать дополнительные рабочие места и привлечь частные инвестиции.

Вопросы, связанные с развитием первого в республике промышленного кластера и созданием новых, обсуждались 14 мая на выездном совещании по науке и инновациям с участием главы Бурятии.

Лаборатории будущего и подготовка кадров

Перед началом заседания Вячеслав Наговицын посетил «ядро» авиакластера – Улан-Удэнский авиационный завод, побывал в учебно-производственном комплексе, размещённом на базе механосборочного цеха, и познакомился с уникальными лабораториями авиационного техникума, где будущие специалисты получают практические навыки. Эти лаборатории, по сути, представляют собой завод в «миниатюре». Каждая из них имеет свои функции и задачи – к примеру, изучение и развитие производства в таком направлении как мехатроника или же обучение сквозному проектированию. Именно здесь студенты получают основные практические навыки. До появления лабораторий практику они проходили в цехах, из-за чего заводчанам приходилось постоянно отвлекаться от рабочего процесса. Аналогов этим лабораториям нет ни в одном учебном заведении России.

Между тем, само здание техникума требует реконструкции. Власти Бурятии готовы выделить на работы порядка 30 миллионов рублей. Ремонт завершится уже к началу нового учебного года.

То, что мы видели – лишь процесс: к концу лета в техникуме будет произведён полный ремонт фасада, и 1 сентября студенты зайдут в полностью обновлённое здание, – отметил в начале заседания совета по науке и инновациям глава республики Вячеслав Наговицын.

Особое внимание, по его мнению, необходимо уделять и подготовке специалистов.

- Система подготовки, которая сложилась в советские годы, диктует необходимость модернизации. Учебный процесс должен быть адаптирован и приближён к производству, для которого готовятся эти кадры. Наша задача сегодня – как строить комфортные здания, так и оснащать их современным оборудованием, – отметил Вячеслав Наговицын. 

Глава Бурятии уверен: у авиационного техникума большие перспективы.

Я почти убеждён, что на первом этапе он будет работать для нужд оборонной промышленности Бурятии, а на втором обеспечит специалистами малый инновационный бизнес. Третий этап – это уже экспорт кадров за пределы республики, – подчеркнул Вячеслав Наговицын.

Рабочие места и вклад в экономику

Идея выбрать путь кластерного промышленного развития возникла у республиканских властей ещё несколько лет назад. В некоторых российских регионах, в частности, в Татарстане, сегодня создано сразу несколько мощных производственных кластеров, в том числе в области химического производства и машиностроения.

- Мы видим, как далеко продвинулись наши коллеги, – отметил глава. – У нас первые результаты есть на авиационном заводе, и их необходимо в дальнейшем тиражировать по всей республике, потому что именно на таких крупных предприятиях, как авиационный, приборостроительный и локомотивовагоноремонтный завод можно создать большое количество рабочих мест.

Благодаря авиакластеру, заявил Вячеслав Наговицын, у региона появится возможность внедрять импортозамещение.

- Мы должны не отдавать работу «на сторону», а максимально использовать потенциал наших флагманов, максимально снабжать их необходимыми комплектующими элементами, – подчеркнул он. – Это путь, который позволяет получать больше добавленной стоимости на товары, которые производятся на наших предприятиях и продаются за пределами Бурятии. Таким образом, мы инвестируем в нашу экономику.

Проблемы и перспективы

Как отметил в своём выступлении и. о. министра промышленности и торговли Бурятии Алексей Унгаев, в 2012 году программа развития Улан-Удэнского авиационного производственного кластера была заявлена на конкурсный отбор Минэкономразвития России для включения в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров.

Правительством Бурятии совместно с администрацией Улан-Удэ и Улан-Удэнским авиационным заводом специально для конкурса была разработана программа развития авиационного кластера, – рассказал Алексей Унгаев. – Из 94 конкурсных заявок было отобрано 25 территориальных кластеров. Бурятия заняла 40 место, хотя Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития России дал высокую оценку по нашей заявке – 10 баллов из 10 возможных. Такой результат был получен только в пяти субъектах. В 2013 и 2014 годах такие конкурсы не проводились.

Тем не менее, добавил Алексей Унгаев, работа по развитию кластера продолжается: проводятся мероприятия по модернизации действующих производств, освоению новой перспективной техники и развитию инновационной инфраструктуры. Кроме того, минпромторгу республики удалось достичь договорённости о размещении дополнительных заказов на предприятиях республики для нужд вооружённых сил России и военно-морского флота страны.

- Перед нами стоит задача сформировать соответствующие компетенции, позволяющие развивать производство приоритетных и критических видов продукции с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности, – добавил Алексей Унгаев. – Соответствующие перечни, в том числе в сфере авиа- и приборостроения, сформированы Минпромторгом России.

Для поддержки и развития авиакластера, по его словам, необходимо создать возможность для привлечения оборотных ресурсов и инвестиций. Немаловажное значение имеет и укрепление научно-образовательной составляющей, внедрение в производство инновационных разработок и технологических процессов, которые отвечают потребностям современного технологического развития предприятий. Проблемным вопросом остаётся низкий уровень взаимодействия между предприятиями авиационного кластера и учебными учреждениями и научными институтами республики.

Сегодня власти прорабатывают вопрос господдержки малых инновационных предприятий, которые могут поспособствовать импортозамещению.

- Здесь заложен большой потенциал для развития малого бизнеса, – заявил и. о. министра промышленности и торговли.

Он подчеркнул: наиболее интересным проектом является строительство технопарка «Биотехнополис». Его появление позволит создать дополнительные рабочие места. Основными направлениями деятельности резидентов станут приборостроение, IT-технологии и биофармацевтика. Для реализации проекта республиканские власти намерены добиваться привлечения средств из федерального бюджета по линии Минэкономразвития и Минкомсвязи России.

Один из корпусов парка планируется запустить уже в конце 2015 года. Кстати, для резидентов будут предусмотрены налоговые преференции и льготы на аренду.

- Даже если не удастся получить федеральную поддержку, нам необходимо и дальше развивать инновационный кластер. Под его эгидой мы можем на федеральном уровне ставить проблемы импортозамещения, дополнительной загрузки наших заводов и обращаться в Минобрнауки России для развития материально-технической базы наших учебных заведений, – заключил Алексей Унгаев.

Теория плюс практика

Сегодня перед Улан-Удэнским авиационным заводом стоит вопрос подготовки высококвалифицированных кадров. Их призван решить авиационный техникум. При этом будущие специалисты, по мнению директора техникума Леонида Будаева, должны изучать как технические, так и гуманитарные науки.

- Должен быть компромисс между гуманитарным и техническим направлением, – отметил в ходе совета Леонид Будаев.

По словам министра образования республики Алдара Дамдинова, при подготовке специалистов авиаотрасли ставку планируется делать на дуальную систему обучения.

- Она построена на сочетании теоретических занятий в техникуме и получении практического опыта на Улан-удэнском авиационном заводе, – пояснил министр.

Между заводом и Министерством образования, по словам Алдара Дамдинова, заключено соглашение.

- Это соглашение предусматривает обязательства по техническому перевооружению учебных классов и лабораторий авиационного техникума. Со стороны правительства это все ремонтные работы, – продолжил Алдар Дамдинов. – В рамках соглашения было внедрено десять современных инновационных комплексов. Они не имеют аналогов в России и, конечно же, для работы с такими станками необходима ещё и кадровая модернизация в самом авиационном техникуме.

На базе учебного заведения планируется создать межрегиональную стажировочную площадку. Кроме того, Минпромторг предложил правительству выделить средства для участия сборной от Бурятии в Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по стандартам World Skills.

«Первый кластер создан»

Подводя итоги обсуждения, Вячеслав Наговицын отметил: появление в Бурятии первого промышленного кластера не может не радовать.

Первый кластер, можно сказать, создан. Нам удалось на одной площадке объединить крупные заводы и средний и малый бизнес, – подчеркнул глава. – Правительство республики также является участником этого кластера, и мы понимаем, что должны поспособствовать включению Улан-Удэнского авиационного завода в различные федеральные программы. Но мы не должны ограничиваться только одним кластером: нужно двигаться дальше и создавать новые, чем больше – тем лучше.


Читать далее