С 1 июля в силу вступит республиканский закон, направленный против нелегальных перевозчиков. Согласно ему, разрешение на работу смогут получить только владельцы желтых автомобилей.
Поскольку ответственности за «нарушение» цветовой гаммы российским законодательством не предусмотрено, Минтранс Бурятии решил выступить с такой инициативой на республиканском уровне. После внесения изменений в закон «Об административных нарушениях» размер штрафов для водителей составит 3 тысячи, для должностных лиц – 10 тысяч, а для юридических – 50 тысяч рублей.
На заседании правительства 28 апреля мнения присутствующих в очередной раз разделились. Так, общественники попросили отложить принятие закона до 1 января 2016 года, чтобы перевозчики могли найти средства для «перекраски» автомобилей и успели заново зарегистрировать их в ГИБДД. Сами же перевозчики, озабоченные недобросовестной конкуренцией со стороны диспетчерских служб, выступили «за» единый цвет для такси. В итоге члены правительства все же поддержали законопроект.
«Спорный» цвет
Напомним, народный опрос по выбору цветовой гаммы для такси стартовал на сайте правительства Бурятии еще в 2012 году. Жителям республики предлагалось несколько вариантов, в том числе красный, синий и зеленый цвета, однако большинство респондентов предпочли белый и желтый.
В марте 2014 года на одном из правительственных заседаний республиканское Министерство транспорта остановилось на желтом цвете. Приводилось множество аргументов. В частности, в ведомстве отмечали, что такой стандарт поможет пассажирам легко распознать машины в транспортном потоке и станет своеобразной гарантией качества: садясь в желтое такси, жители республики могут быть уверены, что у водителя есть лицензия и он соблюдает все требования безопасности. В Минтрансе даже ссылались на научные исследования и заявляли, что автомобили яркого цвета попадают в ДТП намного реже остальных.
В сентябре 2014 года Народный Хурал принял законопроект во втором чтении. Правда, не обошлось без прений. Часть депутатов предложила утвердить «желтый стандарт» только в столице Бурятии и не трогать районы, другие делали упор на инновациях в мировой автомобильной практике. Система штрафов для нарушителей обсуждалась уже в феврале – на Общественном совете при республиканском Министерстве транспорта.
Защита от «нелегалов»
Если после долгих споров и обсуждений «единый» желтый цвет для такси все же утвердили, то каким образом отслеживать «бомбил» и как отличить их от автомобилистов, которые, к примеру, решили просто «подбросить» попутчика и немного заработать на бензин, пока неясно.
- Ничто не мешает им ездить на любом виде транспорта, поскольку никакой ответственности для них не предусмотрено, – отметил на заседании правительства 28 апреля глава Бурятии. – Должны действовать административные штрафы, которые бы побудили наших перевозчиков соблюдать закон.
Вячеслав Наговицын подчеркнул, что закон, который вступит в силу с 1 июля, позволит не только улучшить качество обслуживания, но и обеспечит безопасность жителей.
- Об этом много говорилось. Много копий сломано. Но, тем не менее, в обществе уже есть понимание, что мы как государство должны защитить своих граждан от нелегальных перевозчиков, поскольку они выходят в рейс без соблюдения соответствующих требований к перевозке пассажиров, – добавил глава.
Штраф за «несоответствие»
Затем слово взял министр транспорта Бурятии Сергей Козлов. Он напомнил о необходимости введения административной ответственности за «несоответствие» такси «единому» цвету и в очередной раз рассказал о системе штрафов.
- Размер предлагаемых штрафов аналогичен размеру штрафов, предусмотренных п.3. ст. 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях за несоответствие внешнего оформления автотранспортного средства, используемого в качестве легкового такси, – уточнил министр. – Это отсутствие цветографической схемы или опознавательного фонаря на крыше транспортного средства.
При этом отслеживать нарушения будет Минтранс, а составлять протоколы, судя по всему, уполномочат сотрудников ГИБДД. Таким образом, все такси, которые получили лицензию на деятельность до 1 января 2015 года, должны дружно «пожелтеть» к июлю. Все это, отмечают в министерстве, позволит повысить уровень безопасности пассажирских перевозок и улучшить качество предоставляемых услуг при «дифференциации» легальных и нелегальных перевозчиков.
- Законопроект одобрен Общественным советом при Министерстве транспорта 11 февраля текущего года. Также Министерство экономики была проведена оценка регулирующего воздействия проекта закона. По ее результатам сделан вывод о достаточном обосновании решения проблем предложенным способом регулирования, – заключил Сергей Козлов.
Общественники против
Комитет Народного Хурала по экономической политике законопроект поддержал.
- Мы с министерством (транспорта – прим. авт.) постоянно обсуждаем этот вопрос, встречаемся с перевозчиками. Думаю, что возмущение со стороны малого предпринимательства будет незначительным, а качество услуг – более полным. Мы поддерживаем, – отметил председатель комитета Вячеслав Ирильдеев.
По словам члена Общественной палаты Бурятии Алексея Машковича, сегодня в районах Бурятии далеко не у всех таксистов есть возможность перекрасить свои авто уже к июлю.
- К нам обратились предприниматели их Кабанского района – порядка ста человек, которые занимаются перевозками – с просьбой перенести сроки вступления в силу этого закона, – рассказал Алексей Машкович. – Они просто физически не смогут перекрасить и привести в соответствие со стандартами. Из-за кризиса обороты у них упали. Трафик, естественно, не такой, как в городе, дороги плохие, станций техобслуживания практически нет.
Общественная палата Бурятии предложила два способа решения проблемы – «отсрочить» принятие закона до 2016 года, чтобы перевозчики могли самостоятельно найти средства для «перекраски» автомобилей и успели заново зарегистрировать их в ГИБДД или же разработать новый вид господдержки, который бы предусматривал субсидирование таксистов со стороны правительства республики. По мнению общественников, власти должны взять на себя половину расходов на покраску автомобилей. А это порядка 10 миллионов рублей.
- Выдавать субсидии перевозчикам, работающим более одного года до 1 января 2016 года, и ограничить их количество до 1000 штук. Субсидия не должна быть больше 10 000 рублей. Общая стоимость составит 10 миллионов рублей, таким образом, мы сможем легализовать 1000 машин, – уточнил Машкович. – С учетом того, что в республике выдано около 3200 разрешений на такси, мы выведем из тени порядка 39% таксистов. Они смогут работать, соответственно, будут созданы рабочие места, это обеспечит налоговые поступления. Хотелось бы, чтобы эта мера была применена именно для такси, которые работают в районах.
По его словам, перекраска автомобилей обойдется частникам в 10-15 тысяч рублей, что для них «достаточно проблематично».
- Фактически месячный заработок. Есть еще один нюанс: большинство таксистов – физические лица, а не компании. Для человека психологически тяжело перекрасить в желтый свой единственный личный автомобиль. Его и продать потом проблематично, – подчеркнул общественник.
Перевозчики – «за»
А вот сами перевозчики выступили «за» принятие закона. Так, индивидуальный предприниматель Андрей Крылов назвал его «обоснованным».
- Ничего сложного в этом нет. Чтобы перекрасить автомобиль, было предостаточно времени. И это не такая уж затратная процедура. Что касается Кабанского района, я не думаю, что эта проблема там есть. В районе всего 100 предпринимателей. В городе их тысячи. И мы действительно ждем этого закона. Наконец-то все увидят и узнают, каким должно быть настоящее такси, – заявил он.
Такого же мнения придерживаются и в республиканской общественной организации содействия развитию, взаимодействию и координации деятельности такси.
- Сегодня такси – это любой человек, у которого есть машина и шашечки на крыше, – считает председатель организации Елена Саркисашвили. – Диспетчерские службы, которые раздают заявки, принимают любого водителя, у которого есть личный автомобиль. Мы считаем, что желтый цвет эту ситуация кардинально поменяет.
В организации даже предложили принять республиканский закон о диспетчерской службе, согласно которому обслуживать пассажиров смогут только водители, имеющие соответствующее разрешение на перевозку.
Одобрено правительством
В итоге законопроект члены правительства все же одобрили. Так, на слова члена Общественной палаты Алексея Машковича о затратах на покраску автомобилей министр транспорта Сергей Козлов заявил, что можно просто оклеить такси пленкой и обойдется это в 5-7 тысяч рублей.
- Дополнительные затраты, конечно, будут – это госпошлина за изменение цвета в размере 800 рублей, – заявил министр.
Министр экономики Татьяна Думнова дала понять, что на поддержку со стороны государства таксистам рассчитывать не стоит.
- Это индивидуальная деятельность. У нас в республике принят закон о патентной деятельности. Стоимость патента для перевозки граждан и грузов на территории Бурятии очень низкая, потому, думаю, вопрос о государственной поддержке не должен стоять, – отметила министр.
Глава Бурятии Вячеслав Наговицын дал Министерству транспорта поручение подготовить законодательную инициативу о регулировании деятельности диспетчерских служб.
- Думаю, депутаты рассмотрят ее и федеральному законодателю будет легче в принятии решения. Это не срочный вопрос, но чем раньше, тем лучше, – отметил глава.
Он также заметил, что вместо покраски такси можно оклеить машины пленкой.
- Эта пленка легко снимается, и автомобиль потом можно продать. Хочет человек временно подработать – оклеил пленкой, поработал, сколько захотел – снял. Стоит это 4,5 тысячи рублей. Здесь, на мой взгляд, больше разговоров, чем фактических затрат, – заявил Вячеслав Наговицын.
Он добавил, что закон должен вступить в силу уже в июле.
- Иначе мы обманем перевозчиков, которые уже перекрасили или оклеили свои машины. Они ждут, что окупаемость начнется с 1 июля, а мы скажем им: «Нет, давайте до конца года отложим». Это, естественно, вызовет недовольство, – резюмировал глава.