Общество
6329

Мистическая Бурятия: По следу таинственных «алмасов»

В одном из прошлых номеров «Информ Полиса» мы рассказывали о загадочном существе, которое якобы обитало в горах Восточных Саян. «Субель» - так называли его местные

Рисунок Баир Ободоев

Возможно, кто-то мог воспринять легенду скептически. Однако наш автор нашел документальные свидетельства о таинственных людях, живущих в Центрально-Азиатском регионе.
 
Воспоминания из далекого детства. За Иркутом в Тункинской долине в маленьком улусе Синты жили дальние родственники - старики. Как-то в Сагаалган они приехали в гости. Помню заиндевелых лошадок, толстые длинные тулупы, пахнущие лесом и снегом. Острыми ножами они отрезали вареное мясо у самых губ и долго пили крепкий чай. Блики от огня в печи отражались на стене, шел неспешный разговор о скоте, охоте, и дедушка Дамба тихо, почти шепотом, произнес:

- Видел опять его следы за озером.

- Да это, наверное, медведь-шатун, - так же шепотом произнес кто-то из гостей.

- Я уже семьдесят лет как в тайге, следов медведя не различу, что ли? Это он, и шерсть на деревьях, об которых он терся, рыжеватая, - ответил дедушка Дамба.

Легенды старины далекой

Уже потом во время фольклорных экспедиций не раз слышал о тех неведомых существах, обитавших в Саянах в незапамятные времена. Запомнилась сойотская легенда о людях-полуархарах на двух ногах, у которых коленные чашечки были сзади, как у копытных, и которые быстро бегали по отвесным скалам, бросались камнями в охотников. А в таежном Баунте у эвенков бытуют предания о чукиканах, живущих в неприступных хребтах Иката.

Еще в начале нашего века краевед Г.М. Осокин записал со слов крестьянина Шульгина рассказ о «царстве двужильных людей» к югу от Хамар-Дабана, народ которого имел сплошь волосатые тела. Сами же существа были ростом «со столбы воротные, силища такая, что, говорят, если дров надо было, то целое дерево руками валили да потом руками же из него щепы кололи. Коня на всем бегу за хвост останавливали. Не знаю, веры какой были, только жили долго – верно лет по двести, одежду звериную носили. Мало только, говорят, было их – скоро перемерли».

Во многих бурятских легендах упоминаются существа, которые досаждают людям. Они обычно спускаются с гор или приходят с болот, бродят по ночам возле юрт, и их приход можно узнать по ржанию лошадей или лаю собак. Западные буряты рассказывают о диких людях – «зэрлиг хуун», которые также по ночам с шумом и криком проносятся по улусам, воруют припасы и бросают камни в дымовое отверстие.

Существовали специальные шаманские обряды умилостивления и подкармливания этих «хадын хуун», «ойн хуун» - «горных или лесных людей» в пещерах или на вершинах гор.

Выстрелы в ночи

1939 год. Монголия, Халхин-Гол. На одном из постов линии передовой советских и монгольских войск часовые, которые тревожно всматривались в темноту, вдруг увидели силуэты двух людей, спускавшихся со склона сопки. Они шли прямо к солдатам и не остановились при предупредительном выстреле. Часовые открыли огонь на поражение. Утром небольшой советский отряд выдвинулся вперед, чтобы забрать убитых.  Предполагалось, что это японские солдаты.

Но то, что увидели советские стрелки, было неожиданным и даже пугающим. На земле лежали существа, покрытые шерстью и больше похожие на обезьян, чем на людей. Начальник особого отдела Г.Н. Колпашников составил протокол, опросил часовых и местных монголов-стариков, которые, нисколько не выражая удивления, сказали, что это дикие люди.

Не имеющие научного значения

В архивах Российской Академии наук есть специальный отдел, где хранятся папки с довольно интригующим грифом «Записки, не имеющие научного значения», где наряду с различной информацией имеются сведения серьезных ученых, таких как исследователь Центральной Азии М.И. Пржевальский, философ, историк, профессор Б.Ф. Поршнев, русские ученые-натуралисты В.А.  Хохлов, И.А. Байков, монгольский академик П. Ринчен, английский ботаник Генри Элунс, наши земляки - ученый и общественный деятель Ц. Жамцарано и этнограф Б. Барадин и другие.

В одной из четырех экспедиций М. Пржевальского его помощник казак Егоров сообщил, что, охотясь на яков, он видел необычных полулюдей-полуобезьян, которые, увидев его, скрылись в пещерах, куда он побоялся зайти. Однако это сообщение, как и другие, полученные от проводников монголов и тангутов, ученый не включил в официальные отчеты, поскольку счел, что общественное мнение не подготовлено к такого рода информации и, возможно, повредит его репутации серьезного ученого.

Встречи на караванных тропах

Эстафету исследований русских ученых XIX века о диком человеке подхватили монгольский ученый П. Ринчен, бурятские этнографы Ц. Жамцарано и Б. Барадин. Они оставили много записей о встречах в различных аймаках Монголии с алмасы. Академик Ринчен опубликовал статью в журнале «Современная Монголия», где описал «алмасов». «Очень похожи на людей, но тело их покрыто рыжевато-черными волосами, совсем не густыми – кожа просвечивает между волосами, чего никогда не бывает у диких животных в степи. Рост средний, но «алмасы» сутуловаты и ходят с полусогнутыми коленями, косолапят, но быстро бегают. Могучие челюсти и низкий лоб. Надбровные дуги выступают. Не умеют разводить огонь», - пишет академик.

Также Ринчен подметил, что ареал обитания человекообразных обезьян совпадает с ареалом распространения вымирающих животных: лошади Пржевальского, дикого верблюда – хавтагая и дикого яка.

Во время одной из своих экспедиций по Монголии бурятский этнограф Базар Барадин шел впереди каравана и вдруг увидел «снежного» человека. Один молодой монах погнался за ним. Об этой встрече он рассказал советскому ученому А.Д. Симукову, который зафиксировал этот факт в своих трудах.

В целом вся территория современной Монголии – Хангай, пустыня Гоби, Алашань, Ордос, а также Турфан, равнинные районы Джунгарии и бассейн реки Тарим - изобилует сведениями об «алмасах» - низкорослых существах, покрытых шерстью и выкармливающих младенцев грудью. Тот же Ринчен приводит сообщение о некоем монахе, который наполовину «алмасы» и наполовину человек. Якобы в одном из монастырей есть лама, который прославился своей ученостью и которого все называют сыном «алмаски». Как предполагают, отец этого ламы был захвачен «алмасы» и в плену от «алмаски» у него родился сын. Со временем отцу и сыну удалось бежать и присоединиться к идущему мимо каравану. Впоследствии он отдал в монастырь сына, который, несмотря на свое происхождение, показал большие способности к учебе.

Еще одна история. Караванщик по имени Анух, проезжая по южной части Гоби в 1934 году вместе со своим проводником, заметил в густых зарослях саксаула странное двуногое существо, которое, увидев людей, пустилось бежать. Когда верблюды почти догнали его и караванщики уже раскручивали аркан, «алмасы» издал такой ужасающий крик, что верблюды и люди застыли на месте и никакая сила не могла их заставить сдвинуться. Возможно, это существо обладало сильнейшими способами биозащиты, парализующими волю человека, что и помогло ему скрыться в каменистых склонах …

Продолжение следует...

Автор: Алексей Луговой

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях