Байкал
11904

Загробный ёхор улейских привидений

В этом селе девушкам запрещают петь, едва стемнеет. Потому что певунью могут забрать к себе улейские привидения

Рисунок Баира Ободоева

Пожалуй, эта мистическая история – самая известная на западной стороне Байкала. Не случайно по этой леденящей душу легенде создан спектакль «Улейские девушки». Наш читатель не только напомнил историю улейских привидений, но и дополнил поздними событиями.

Когда-то в Улее жила девушка, слывшая непревзойденной певуньей. Звали ее Буржуухай-дуухэй - певунья Буржуухай. Она полюбила сына бедного улейца. Но родители, как всегда бывало, не захотели отдавать её замуж за бедняка и просватали за другого жениха, сына богача.

Певунья перед самой свадьбой прибежала к своему возлюбленному в слезах:

- Не могу даже смотреть на жениха того, давай убежим вместе!

- Нет, мне некуда бежать, - ответил парень.

Горе Буржуухай было неизбывно, но ее все-таки выдали замуж за сына богача из далекого улуса Халюта. Она не захотела жить с ним, сопротивлялась. Тогда ее заковали в деревянную колодку и бросили в пустой юрте. Закованная Буржуухай, сидя в юрте, пела про свое горе. Ее песни приходили слушать девушки всего улуса, но они ничем не могли ей помочь. Иные из девушек поднимались на крышу и бросали ей в дымоход цветы. В юрту невольницы проникали пучки света только через дымоход, но, когда Буржуухай засыпала, стены юрты начинали сиять нежным светом. Свекор не мог поверить глазам: он впервые видел девушку, лицо которой излучало свет.

Двадцать долгих дней просидела она в неволе, но ей все-таки удалось бежать. В дороге ей встретился свадебный поезд, везший невесту в улус Тугло. Она присоединилась к ним.
Свадьба в Тугло длилась восемь дней. Лучше всех пела Буржуухай-дуухэй. Молодые парни наперебой старались привлечь ее внимание, особенно рьяно за нее боролись знаменитые тарасинские шаманы. Вскоре свадьба закончилась. Пока Буржуухай пела, ей было хорошо на душе, а после гуляний она не знала, куда деваться. В Халютах ее ждала неволя, дома в Улее ее не примут. Ее горе было огромным. Из-за этого она ушла в овин, где сушили хлебные снопы, и повесилась.

После смерти она стала заянкой, как и все люди, умиравшие трагической смертью или покончившие с собой. Таким людям не было покоя, они не могли попасть на суд к владыке загробного мира Эрлэн-хану, их ждала участь жить меж землей и подземным царством.

Были и другие девушки, которые страдали от неразделенной любви, многие из них разделили судьбу Буржуухай-дуухэй. После смерти она переселилась домой, в Улей, где вокруг нее стали собираться духи-заяны девушек, трагически погибших от несчастной любви. С тех пор и ходит по всему Предбайкалью страшная молва о трехстах шестидесяти улейских привидениях, которые устраивают по ночам увеселения, кружатся в ёхорах и призывают в свой круг звонкоголосых девушек. В Улее до сих пор предостерегают девушек, приехавших сюда погостить, чтобы они в поздний час не пели - подальше от греха, чтобы не услышали их привидения и не увели певуний в стан Буржуухай-дуухэй. Много легенд и страшных историй связано с улейскими привидениями. Вот одна из них.

В советское время

- Я прочитал эту историю в группе «Регион «85» (Усть-Ордынский Бурятский округ), – сразу признался в письме наш читатель.

...Приехала как-то в Улей девушка (уже в советские времена, когда Братское море затопило многие пойменные луга и пастбища долин Приангарья). Девушка та была прислана в сельский клуб по распределению от училища культуры. Как и многие культработники, она любила свою работу, но особенно любила петь. Поселили ее в пустующем доме около залива. Многие улейцы любили купаться, удить рыбу на заливе. Но когда наступала ночь, ни одного селянина даже силком нельзя было вытянуть на залив. Все боялись чего-то. Но девушка, как и многие тогдашние молодые люди, не верила ни в Бога, ни в черта. Ходила она по вечерам на залив, любовалась рукотворным морем, смотрела на закат, слушала крики птиц.

Ко всему прочему, девушка была довольно красива, и местные парни наперебой ухаживали за ней. Особенно на нее запал молодой тракторист Сергей, иногда приходивший по вечерам к ее домику. Однажды после очередного вечера в клубе к ней подошла старуха в старой шали и сказала:

- Дочка, не пой поздним вечером и по ночам на улице, пожалуйста, не ходи на залив.

- А почему? - спросила девушка.

- Потому что на том месте, где сейчас залив, была когда-то юрта, в которой томилась певунья Буржуухай, она повесилась от несчастной любви. После ее смерти в этом месте поселились не нашедшая приюта ее душа и еще много других привидений.

Но девушка, как было сказано выше, не верила ни в Бога, ни в черта. Не поверила и старухе.

Ночью она вышла во двор. Полная луна освещала долину, залив, вода серебрила волны. Вдруг у нее промелькнула озорная мысль. Выбежав из-за калитки, она запела. Песня разнеслась над долиной, ярко освещенной лунным светом. И вдруг у залива девушка увидела огонек. Она пошла на него и вскоре увидела трепещущий свет костра и тени людей, танцующих хоровод. Звуки ёхора донеслись до нее. Девушка, зачарованная песнями, пошла к гулянью.

В это время Сергей, возвращавшийся из гаража, где он ремонтировал свой трактор, решил по дороге заглянуть к своей зазнобе. Подойдя к ее дому, он зашел в ограду, окликнул девушку, постучал в дверь. Поняв, что ее нет дома, он вышел и вдруг увидел вдали у залива белеющee пятно ее платья. Сергей побежал к нему и увидел вдали пламя костра и танцующие вокруг него тени. Его подруга шла к ним.

- Интересно, кто это решился провести гуляние у залива в такой поздний час? - подумал парень.

И вдруг страшная догадка обожгла его - привидения! Сергей побежал еще быстрее. Он закричал и в ужасе увидел, как костер и хоровод вокруг него стали удаляться. Вот они вошли в воду, вот они удаляются по воде, как будто по суше. Девушка же не слышала криков Сергея, она уже вообще ничего не слышала, кроме чарующих песен улейских призраков. Она вошла в воду и стала идти вслед за удаляющимися привидениями все дальше и дальше к середине залива, к глубокому омуту. Вот исчезли ее ноги, вот уже виднелась только голова... Скоро она вся исчезла в серебристых водах залива. Сергей подбежал к берегу и с размаху бросился в воду. Долго он нырял, искал любимую, но найти ее не мог. Обессиленный, он выполз на берег и впал в забытье. Утром односельчане обнаружили его на берегу.

Убитый горем тракторист рассказал им, как было дело. Всем селом искали улейцы тело девушки, но так и не нашли. Говорят, тело ее не всплыло, потому что она осталась в глубоком омуте и теперь по ночам выходит из воды, ища новые души, которые присоединятся к загробному ёхору улейских привидений.

Автор: Батор Ринчино

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях