Общество
5249

Мухоршибирский феномен

Стада тучных германских коров, австралийские овцы, орловские рысаки, пруды с карпами и песцовая ферма - и всё это в Тугнуйской долине! Сказка, которая стала былью благодаря энтузиазму, новаторским идеям и трудолюбию. Только финал у этой сказки грустный…  

Фото автора

 

Недавно поздравляли с профессиональным праздником работников сельского хозяйства. Нынешним героям полей и пастбищ мы хотим рассказать невероятную историю о  фантастическом мухоршибирском хозяйстве. Бывший председатель племенного хозяйства колхоза им. Ленина, депутат Верховного Совета СССР, Герой Труда Анатолий Калашников рассказал  то, во что сейчас верится с трудом.

Родом из детства

- Я постоянно думал, почему наши коровы дают мало молока, почему с овец настригают мало шерсти? Помню годы засухи, когда мы кормили скот корневищами растений. Я тогда задумывался, почему же наши поля не плодородные? Возможности же есть. Но ответа так и не получил, - вспоминает Анатолий Петрович свое детство в родном Никольске.

По окончании школы он поступил в авиационное училище. Возможно, мы сейчас гордились бы земляком-героем авиации. Но в тот момент Хрущев  объявил о сокращении авиации. Подав рапорт на увольнение, Анатолий Калашников вернулся в родной колхоз, устроился  трактористом. Отслужив в армии, поступил в сельхозинститут. Это и стало моментом, предопределившем не только жизнь Калашникова, но и всю историю Никольска.

Инновации 70-х

Судьбоносным эпизодом стала встреча с первым секретарем обкома КПСС Андреем Модогоевым.

- Он приехал в наш колхоз и вдруг спросил меня: «Есть проблемы?». Я набрался смелости и сказал: «Во-первых, у нас неправильная организация работ. Мы используем устаревшую схему семиполья. Во-вторых, землю в Мухоршибири можно только перекапывать. Нельзя переворачивать пласты». Привел пример черных бурь в Казахстане, где чернозем буквально выдуло, - вспоминает Анатолий Петрович.

Итог беседы - колхоз превратился в экспериментальную площадку.
 
- Мы использовали новые схемы обработки полей, получили спецтехнику. Вскоре специалисты констатировали, что на наших участках плодородный слой выше, чем был ранее.  Опыт был рекомендован другим хозяйствам, - говорит Калашников.

Так, молодой специалист, пожалуй, впервые применил в Бурятии то, что ныне принято называть «инновационным методом». И было это в застойных 70-х!

Коровы из Германии

Другим поворотным моментом стала поездка в Германию для ознакомления с опытом немецких госхозов. Молодой председатель увидел ухоженные  поля, тучных животных и пруды с сазанами. Особенно поразили германские коровы, которые давали громадные надои.

- Я добился того, чтобы наше хозяйство включили в программу завоза импортного скота. К нам прибыло 100 немецких коров. Затем я узнал, что аналогичная порода разводится в Подмосковье. Договорился, чтобы нам прислали еще 200 голов. Этого уже хватало, чтобы организовать племенное хозяйство, - вспоминает Калашников.

Первый же год дал потрясающие результаты.  Надои увеличились в десятки раз, а на «германскую» ферму брали только лучших доярок. Тем временем Анатолий Петрович взялся за новую идею.

- У нас были коровы симментальской породы. Мы скрестили их с герефордами и получили мясную породу, - говорит Анатолий Калашников.

Такие результаты не остались незамеченными. Хозяйство Калашникова официально утвердили как племенную ферму. А никольский колхоз внесли в Книгу почета на ВДНХ.

Посланники Ставрополья

Еще одним направлением стало овцеводство.

- Овцы у нас были, но настригали мало.  Как решить вопрос? Помог случай. В Бурятии проходил аукцион, на который приехали животноводы СССР.  В их числе был знатный овцевод Василий Морозов, основоположник новой породы ставропольских овец. Он закупил в Австралии тонкорунных овец и успешно скрестил их с местными породами, – рассказывает наш собеседник.

По  окончании аукциона Калашникову объявили, что Морозов хочет посмотреть Бурятию, в частности, хозяйство в Никольске. Погостил у нас, и знатный овцевод пригласил к себе. Тогда-то Калашников использовал шанс – он договорился с Морозовым о поставке в Бурятию тонкорунных овец.  

- Мы построили кошару, получили ягнят. На следующий год Морозов прислал нам австралийских баранов-производителей, что позволило скрестить их с местными породами. В 90-м наше хозяйство вышло в Бурятии на 1-е место по получению чистого волокна.  Настригали по 3 кг в чистом волокне! Специалисты рекомендовали организовать поставки наших овец в другие хозяйства республики. А нашей ферме было присвоено звание «Племенное овцеводческое хозяйство», - продолжает Анатолий Петрович .

Кони и песцы

К сожалению, объемы газеты не позволят полностью рассказать  обо всех аспектах хозяйства Анатолия Калашникова. Коснемся лишь ряда эпизодов.

- Мы решили заняться коневодством. Обратились на московский конезавод и закупили орловских рысаков. Но нам нужна была так называемая «русская порода».  Стало известно, что «пожилые» кобылицы такой породы есть на ипподроме.  Я тут же обратился к ним и предложил обменять на любых моих скакунов. Довольны остались все: ипподром получил молодых жеребцов, а я  кобылиц, которые дали приплод, - вспоминает Анатолий Калашников.

После этого успеха хозяйству был присвоен титул «Племенной завод колхоза им. Ленина».  А неугомонный руководитель задумался о том, куда девать отходы животноводства. Решили разводить песцов и рыб. Пушного зверька привезли с Култука. Очень скоро звери дали приплод. К 90-м  ферма уже выходила на промышленные объемы,  а жители Никольска  щеголяли в песцовых шапках. Отдельного слова заслуживает рыба.  Пруды с сазанами поразили Анатолия Калашникова еще во время давней поездки в ГДР.  

- Потом на ВДНХ я увидел американский журнал о том, как разводят рыбу в США, какое место она занимает в рационе. Приехав домой, поднял старый проект создания плотины в Никольске. Мы создали несколько искусственных прудов, куда запустили карпов.  Вскоре получали до 30 тонн продукции. И даже определили место для нового большого пруда. Исходили из того, что там будет теплая проточная вода. По расчетам, карпы должны были «догнать» вес до 500 граммов! – восклицает Анатолий Петрович.

Грустный итог

Таких задумок у председателя было много. Он, например, собирался вывести на новый уровень племенное хозяйство КРС.

- Была задумка об искусственном оплодотворении коров.  Изучил японский опыт, который показал, что при таком размножении коровы обычно рожают двойню. То есть стадо можно быстро увеличить в два раза! – с восторгом рассказывает Анатолий Калашников.
Но до реализации проекта дело не дошло.

Уверенно развивалось в Никольске и коневодство. Привезли лошадей-тяжеловозов, что гарантировало создание в будущем конной базы. Прорабатывался вариант выхода зверофермы на российский уровень. Шли работы по развитию овцеводства… Но… Грянули 90-е.

- Тогда никому ничего не надо было. Хозяйство стало развалиться, начали его растаскивать. Мы лишились конезавода и зверофермы. Пришли в запустение пруды. Пали элитные коровы, за которыми некому было ухаживать.  Коровы стояли голодные, в грязи. За одну зиму мы лишились 300 голов! А потом сгорела кошара с породистыми овцами, - с горечью говорит Анатолий Петрович.

С австралийскими баранами вообще странная история. Кошара выгорела, но председатель, осмотрев пепелище, не обнаружил там останков животных.

- У меня были кое-какие подозрения. Но никто этим вопросом так и не занимался. Зато я «заработал» инфаркт, - хмуро сказал Анатолий Калашников.

Сейчас от некогда богатого и именитого хозяйства остались буквально «рожки да ножки».

- Все это осталось в истории, - с грустью говорит Анатолий Петрович, завершая свой рассказ о «мухоршибирском феномене».

Впрочем, руки он пока не опустил. Наш собеседник уверен, что все еще можно восстановить.

- Главное, чтобы  работали честные и порядочные люди, которые не путают свой карман с государственным. База есть, специалисты живы, пример не позабыт. Может быть, все-таки попробовать начать сначала? – спрашивает глава бывшего племенного хозяйства, чье имя внесено в Книгу почета ВДНХ СССР.  

Справка

Анатолий Петрович Калашников. Председатель колхоза им. Ленина села Никольск, Герой Социалистического Труда. Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 11-го созыва от Бурятской АССР. Прошел все ступени трудовой деятельности  – от тракториста до председателя племенного хозяйства.  Герой Социалистического Труда («За достижение выдающихся результатов в увеличении производства сельскохозяйственной продукции, большой личный вклад в развитие сельского хозяйства и проявленную трудовую доблесть»). Награжден: орденами Ленина, «Знак Почета», медалями и почетными грамотами. В «Википедии» есть отдельная статья об Анатолии Калашникове.

Автор: Леонид Актинов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях