Горсовет
13195

Сколько стоят выборы для кандидата?

«Информ Полис» подсчитал дорогой и дешевый варианты избирательной кампании в Горсовет. Сколько стоит победа на выборах? Это один из часто задаваемых вопросов кандидатов политтехнологам

И зачастую кандидат наталкивается на ответ, смысл которого: «В сложившихся условиях реализация определенной концепции кампании обойдется в такую-то сумму». Что это значит для кандидата и каковы его шансы на успех, давайте разберемся вместе.

Политтехнолог – специалист в области практического применения политических технологий, а точнее, руководитель избирательной кампании. Этот человек должен разбираться в политологии, маркетинге, консалтинге и во многих других областях. Именно политтехнолог является архитектором политической игры под названием выборы.

 «А сколько у вас с собой денег?»

В формировании бюджета избирательной кампании существует множество факторов, которые напрямую влияют на ее составляющие. Один из улан-удэнских политтехнологов, который не захотел себя называть, говорит о том, что при расчете сметы необходимо понять, что за кандидат перед тобой. Если это действующий депутат, необходимо знать, какой имидж у него на округе. Если у кандидата, действующего депутата, положительный имидж, его дела знают, помнят, то в ряде случаев в отсутствии конкурентов можно обойтись малыми затратами на кампанию.

Если имидж действующего депутата подвергается различным пиар-атакам либо его дела отрицательно воспринимаются жителями округа, тогда необходимо усиливать направления кампании.
Стоимость избирательной кампании напрямую зависит от того, кто является ее руководителем, местные ли это технологи, либо привезенные с другого региона.

Если кандидат привозит технологов с западной части России, то понятно, что у команды огромный опыт, но в большей степени люди переплачивают за имя. К тому же у приезжих людей имеется масса дополнительных затрат: жилье, суточные, отдельно выделенные автомобили с водителями и т.п.

Бывают даже случаи, что в райдер некоторых технологов включается определенная жилая площадь разного формата, т.к. некоторые предпочитают жить на округе, некоторые - за городом. Есть случаи, когда технологам снимались загородные коттеджи, вплоть до предоставления абонемента в фитнес-клуб и т.д. Здесь все зависит от аппетитов политических пиарщиков.

Если говорить о местных технологах, то они обходятся заказчику по понятным причинам дешевле. Теоретики озвучивают суммы с минимальным порогом в 500 - 700 тысяч рублей.

По некоторым сведениям, политические технологи в месяц получают как минимум 150 000 рублей. А учитывая, что работа начинается намного раньше агитационного периода, политтехнолог за время выборов зарабатывает от 1 млн рублей.

Сколько бы ни стоили услуги отдельных специалистов, кандидат должен знать, сколько он готов потратить на выборы. Российские политологи Евгений Малкин и Евгений Сучков считают, что любая избирательная кампания стоит ровно столько, сколько за нее готов заплатить кандидат. Политологи любят говорить: представьте, вы приходите в магазин, спрашиваете, сколько стоит такой-то товар, и получаете ответ: «А сколько у вас с собой денег?».
Соответственно, можно предположить, что любая избирательная кампания будет стоить ровно столько, сколько готов потратить сам кандидат.  

Однако минимальные кампании, слабо обеспеченные ресурсами, не оптимальны, так как применение «дешевых» стратегий дело рискованное, и вся кампания на протяжении срока не будет уверена в положительном исходе. Хотя примеры таких кампаний имеются. Вспомним Игоря Бобкова, который на прошлых выборах в Народный  Хурал обходил улицы округа с мегафоном и беседовал с жителями.

Кампании с дополнительными гарантиями профинансированы намного лучше. В этом случае кандидат может быть уверен, что ресурсы кампании будут использованы наилучшим образом и принесут максимально возможное количество голосов. Однако «дополнительные гарантии» не стоит понимать как «гарантию победы», ведь на исход голосования влияют различные факторы.

Таким образом, получается, что кандидат, «вытрясая» из изби¬рательного технолога оценку стоимости кампании, часто вводит сам себя в заблуждение. Никогда нельзя оценить стоимость кам¬пании – сколько бы ни было уже потрачено, всегда можно потратить еще больше, пишут Евгений Малкин и Евгений Сучков.
Вспомним выборы на пост губернатора Московской области. Андрей Воробьев одержал ошеломительную победу и официально израсходовал более 200 млн рублей.

При расчете всегда учитываются масштаб выборов и его геополитическое расположение. Так, например, предстоящая полноценная кампания кандидата на пост депутата в городской Совет составит 5 - 7 млн рублей. Если говорить о выборах в западной части России, смета будет варьироваться от 10 до 15 млн рублей, считают местные политтехнологи.

Если говорить о кандидатах, которые действительно хотят победить и обойтись малыми финансовыми ресурсами, то увеличить их шансы можно с помощью репутации среди жителей округа (в данном материале мы не рассматриваем избирательные технологии, например, такие, как подставной кандидат).

Существует опыт, когда  на кандидата работают бесплатно, «за идею», но это схема, как правило, не действует. Такая мотивация хороша, однако люди привыкли и к денежным поощрениям. Тем более у руководителя автоматически исчезает элемент контроля над ходом избирательной кампании.

Холодный расчет

Официальный избирательный фонд на расчетном счету кандидата на предстоящих выборах в горсовет не должен превышать 1 млн рублей. Однако мы с одним из политконсультантов Улан-Удэ, попросившим остаться анонимом, подсчитали необходимые расходы кампании на предстоящих выборах в горсовет.

Основную статью расходов составляет агитационная сеть. Кандидат, нацеленный на победу, должен в среднем нанять 60 - 70 агитаторов, которые будут работать один месяц со средней оплатой в 10 000 рублей. Уже получаем сумму в 600  - 700 тысяч рублей. Подсчитаем зарплату бригадирам «в полях» - 100 тысяч на всех.

Отдельное явление - затраты на мероприятия, направленные на целевые группы. Если приглашаются известные артисты, то понятно, что их гонорар составляет больше 10 тысяч рублей.  

В бюджет кандидата включаются затраты, связанные с продвижением кандидатов в СМИ, затраты на создание агитационно-пропагандистских материалов.
Выборный период связан с разными рода провокациями, поэтому при формировании штаба необходимо закладывать сумму на работу системы безопасности.  

В итоге на предстоящих выборах мы получаем стоимость одного голоса на жителя округа примерно в 2 000 рублей.  
Напомним, что на 1 января 2014 года в Улан-Удэ зарегистрировано 289 787 избирателей. Соответственно, в среднем на каждом округе 9 659 избирателей. Максимальное количество - 10 625 человек.

«Баннерная война»

Опыт прошлых выборов показывает, что случаются парадоксы, связанные с  неправильным выстраиванием работы. В последнее время популярной технологией является наружная реклама. Однако, как считают эксперты, «наружка» занимает мизерную часть по эффективности.

Что бы ни писали ряд теоретиков о том, что мы придумали отличный слоган и подобрали цветовую гамму, дабы создать нужный баннер и с помощью этого выиграть выборы, – это ложь. «Наружка» - сопутствующий материал, который порою не эффективен.

Ни один баннер, ни одна идея в слогане, выраженная в основном посыле кампании, не будет столь действенной по сравнению с работой десятков, порой сотен агитаторов. Это ежедневная, подчас очень сложная, но гораздо более эффективная работа, нежели «баннерная война».

Главное - результат

Выборы в своем явлении - это сконцентрированная жизнь в рамках 2 - 3 месяцев. В течение этого периода кампания делает абсолютно все от нее зависящее, по всем направлениям должен достигаться результат. И если намеченная цель не достигнута  в конкретной точке коммуникации с избирателями, то избирательная кампания автоматически начинает становиться под угрозу.

Поэтому хочется отметить, что деньги как ресурс не исчерпываются их общей суммой. Важным показателем является точность поступления средств с графиком финансового обеспечения кампании.

В любом случае избирательную кампанию ни в коем случае нельзя рассматривать как «войну денег». На выборах в первую очередь выигрывают опыт, харизма и интеллект.

Автор: Анастасия Аюшеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях