Байкал
2782

Доклад Главы РБ – Председателя Правительства РБ В.В. Наговицына в рамках VI БОФ 3 июля 2014 г

Уважаемые участники VI Байкальского образовательного форума!

 

От имени Правительства Республики Бурятия рад сердечно приветствовать вас на нашей гостеприимной земле! Состав участников VI Байкальского образовательного форума является свидетельством признания авторитетности Форума для всего отечественного образования. Сегодня здесь собрались региональные министры, отвечающие за образование, эксперты федерального уровня, учителя.


Развивая свой бизнес, Билл Гейтс напутствовал свой коллектив словами: «Мы всегда переоцениваем изменения, которые произойдут в ближайшие два года, и недооцениваем изменения следующих десяти лет. Не бездействуйте».
Занимаясь подготовкой форума, мы тоже руководствовались этим напутствием и выбрали девиз нашей нынешней встречи – «Ребенок в пространстве будущего». Эта формулировка не случайна – она выступает логическим продолжением и развитием проблематики, обсуждавшейся на предыдущих форумах. Сегодня мы хотели бы заглянуть в будущее, допустим, в 2030 год. Тематика наших форумов всегда четко и последовательно отражала повестку дня образовательной модернизации, давая участникам возможность обменяться мнением в неформальном, экспертном режиме.


Ежегодно мы готовим несколько новинок для участников форума. Новшество этого форума в «дискуссии без границ». Впервые не только в Бурятии, но и в России, в рамках форума работают 8 дискуссионных площадок, где каждый желающий, и не только участник форума, но и простой прохожий может высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. По-новому пройдет и пленарное заседание.


Позвольте мне обозначить основные темы, идеи, которые предлагается обсудить на круглых столах, дискуссионных площадках и пленарном заседании.


Одна из таких тем это создание механизмов стимулирования педагогических работников к повышению качества образования. Как заинтересовать учителя улучшать свою работу? Как оценить эти улучшения? И как эту оценку перевести в денежные выплаты? Сегодня, выполняя Указы Президента России, мы резко повышаем зарплату учителям, в надежде, что пропорционально будет расти и качество образования. Однако повышение заработной платы педагогических работников в обществе сегодня воспринимается зачастую как мера социальной поддержки со стороны государства, а не как механизм стимулирования повышения качества образовательных услуг в образовательных организациях. Этот процесс идет уже несколько лет подряд, но ощутимых изменений к лучшему нет, мало того, снижаются показатели ЕГЭ по физике и математике. Как поменять ситуацию? Может быть, необходима новая кадровая политика и ежегодная аттестация? В Татарстане, например, в качестве эксперимента всех учителей попросили сдать ЕГЭ, почти треть протестированных учителей не смогла сдать профильный экзамен. Может, пойти по этому пути?
Какую роль во всем этом процессе должен играть бюджетный контракт? Какова наиболее эффективная модель бюджетного контракта? Какой должна быть новая организация сквозного образовательного процесса: от детского сада до рабочего места? Как сделать так, чтобы у каждого ребенка действительно была своя индивидуальная непрерывная образовательная траектория, позволяющая ему прийти к выбору цели? Эти вопросы я и предлагаю вам обсудить. Речь, как вы понимаете, должна идти не только о школах, но и о детских садах, дополнительном образовании, техникумах и вузах.


Второй темой для обсуждения выносятся технические и технологические перспективы школы будущего. В новом стандарте общего образования определены требования к новым результатам, которые ведут и к изменению технологии работы учителя. Если в начальной школе мы будем обучать только писать ручкой и не будет обучения клавиатурной грамоте, возможностям гаджетов и компьютеров, мы потеряем интерес ребенка к обучению. Уже сегодня в первый класс дети приходят зачастую компетентнее учителей в информационной грамотности. Сегодня компьютерные технологии меняются достаточно быстро и предсказуемо на обозримый период планирования модернизационных процессов. Например, мы понимаем, что управление компьютерами будет двигаться от «мышки» до управления мыслью, учебный процесс перейдет в виртуальные лаборатории, обычное учебное оборудование вытеснят компьютерные симуляторы станков, самолетов, машин. Уже серьезно ведутся разговоры о замене учителя роботом, как это сегодня происходит в производстве, на телевидении, в медицине. В учебные заведения войдут стены-дисплеи, парты-компьютеры, 3D принтеры, голографические презентации, занятия в электронной среде и т.д. - куда мы движемся? Какой будет образовательная среда в 2030 году, что останется учителю, а что заберет машина? Будет ли ребенок учиться в школе, расположенной по месту жительства, или будет выбирать одну из десяти школ, находящихся по всему миру? Как этим управлять? Как не сделать лишних неоправданных затрат, не ошибиться и вписаться в тенденции?


Уже сегодня в некоторых странах Европы вообще создали систему, когда ребенок может не ходить в школу, а обучаться по скайпу, используя цифровую литературу. Данная модель востребована и у нас, в России, но пока в тех местах, где люди живут на удаленных территориях, куда можно добраться только в ограниченное время года. Прогресс безжалостен, и остановить его нельзя, к нему можно только приспособиться. Давайте обсудим эту ситуацию.
Третья тема связана с обновлением инфраструктуры образовательных организаций. В этом направлении уже много сделано. Мы существенно пополнили оборудованием наши школы, провели ремонт зданий, обеспечили доступ школ к сети Интернет. Что необходимо сделать в будущем? Куда и в каком направлении нам двигаться? В последнее время основной упор делается на решение проблемы с детскими садами, а ведь дети «беби-бума» уже доросли до первого класса, и скоро школ будет также не хватать. Кроме того, стоит задача обеспечения обучения детей в одну смену, а это на фоне позитивной демографии требует серьезных усилий по строительству новых школ, реконструкции и капитального ремонта имеющихся зданий школ. К 2020 году нам понадобятся десятки тысяч новых мест. Это очень существенные расходы, которые будет вынуждена нести система образования. Для решения этой проблемы понадобятся несколько лет и огромные финансовые затраты. Готовы ли субъекты к решению этой проблемы, и где взять эти средства?


Но есть еще более острые проблемы, которые требуют скорейшего решения.


Так, сегодня по скорости интернета создалась ситуация, когда надо бить тревогу во все колокола. Дело в том, что мы сегодня направляем огромные финансовые средства на обеспечение трафика в школах, но по факту школы не получают необходимую скорость, не могут организовать работу в электронной среде. Есть школы, которые ежемесячно вынуждены дополнительно оплачивать собственными средствами обеспечение отдельного канала интернета, когда регионом уже потрачены за них деньги. Сегодня провайдер – победитель конкурса - практически прекратил свое развитие и отстал от своих конкурентов. Его дальнейшее поддержание за счет средств образования приводит к дискредитации всей ранее проделанной работы по компьютеризации школ. Что с этим делать? Какой у нас есть выход из этой ситуации?


Четвертая тема касается обеспечения большей самостоятельности образовательных учреждений.


Если сегодня спросить директора школы, в чем состоит цель его работы, он, скорее всего, придет в легкое замешательство. Потому что сегодня директор выполняет только то, что ему скажут. К сожалению, в последнее время и Правительство РФ резко усилило процесс централизации в управлении всеми отраслями, не исключая и образование. Вал проверок и отчетов буквально захлестнул образовательные организации, они вынуждены принимать по несколько проверок, писать огромное количество различных отчетов и справок. Электронная отчетность в образовании так и не прижилась, растет бумажный поток. Растет и количество различного вида совещаний, правда, теперь с использованием возможностей видеоконференции.


Необходимо на деле, а не на бумаге, предоставить образовательным организациям больше самостоятельности, в том числе право организации управления учебным процессом, материальными и коммунально-бытовыми расходами, ремонтом и энергосбережением, оказания услуг и т.д.


Предлагаю участникам форума обсудить тему самостоятельности и эффективности образования, а результаты обсуждения мы готовы обкатать в нашей республике как на пилотной площадке и весь положительный опыт распространить на регионы России.


Пятая тема, на которой хотел бы остановиться, связана с процессами модернизации дошкольного образования и сферы дополнительного образования детей.


В рамках реализации «дорожных карт», подписанных субъектами с Министерством образования и науки РФ, все регионы предпринимают усилия по ликвидации очередности на получение услуг дошкольного образования.
Благодаря тому, что поддержаны все инициативы наших предыдущих форумов по внесению изменений в санитарные и противопожарные требования, в России активнее стали внедряться альтернативные формы дошкольного образования.


Но и этот процесс можно было бы ускорить, если ввести лицензирование не образовательного учреждения, а образовательной услуги. Это принципиальное изменение позволило бы реализовать образовательный дошкольный стандарт силами значительно большего круга людей и организаций. Я прошу рассмотреть этот вопрос. Также на форуме предлагаю обсудить вопрос выдачи образовательных сертификатов родителям, у которых дети достигли возраста от 3 до 7 лет. Другими словами, создать систему движения денег за ребенком. При наличии утвержденного образовательного стандарта и лицензии на образовательную услугу знания ребенку сможет дать любое конкурентное учреждение.


Очень серьезная тема это кому и на каких условиях предоставлять места в детском саду, образовательном дошкольном учреждении, семейной группе, группе кратковременного пребывания. Понятно, что все родители хотят отправить своего ребенка в детский сад, но такого количества мест нет и не будет, поэтому и создаются более дешевые альтернативные дошкольные образовательные места.
В этой ситуации надо четко определить зону ответственности родителей и государства. Порядок формирования и снятия с очереди детей при различных формах устройства. Приоритетность при постановке ребенка на учет нуждаемости при двух работающих родителях, одном работающем родителе в полной семье, неполной семье, безработной семье и т.д. Эта тема давно будоражит общество, но не находит своего логического, простого и ясного решения. Прошу обменяться мнениями по этой теме и дать свои рекомендации.


Считаю, что главной задачей образования является не только гибкое реагирование на спрос родителей, но и реализация права каждого гражданина на доступность дошкольных образовательных услуг. Создать систему, при которой родители получают законное право лишь только на тот или иной вид образовательной дошкольной услуги. Это серьезная, в том числе и социальная, задача государства по урегулированию имеющей место проблемы. Решение этой задачи позволит эффективно использовать средства, выделяемые сегодня бюджетами разных уровней на дошкольное образование.


Особую значимость в современном мире приобретают и вопросы модернизации дополнительного образования.


Дополнительное образование призвано развить или развеять мысли ребенка о его будущем, укрепить его в понимании, кем он хочет быть во взрослой жизни на самом деле. Широкий выбор кружков, свободное перемещение и обязательность посещения, хотя бы одного из них, несомненно, проведут «селекцию» среди ребят и помогут им выбрать свою будущую специальность. Именно здесь нужна кропотливая работа специалистов, способных помочь ребятам выстроить их личную траекторию развития с учетом их наклонностей, тяги к определенным школьным предметам с учетом сформировавшихся семейных традиций. Нам надо обсудить, кто скоординирует всю эту работу, кто будет таким наставником у ребенка. Как это все встроить в сегодняшнюю систему образования.


Еще одна тема – среднее специальное и высшее образование.


В настоящее время в экономике России ощущается катастрофическая нехватка опытных высококвалифицированных кадров. А подготовленные государством кадры имеют низкую квалификацию и абсолютно не готовы к конкретной работе. 38 % выпускников работает не по специальности, от 70 до 80% выпускников школ страдают различными хроническими заболеваниями, еще не вступив во взрослую жизнь. Выпускники школ плохо ориентированы на будущую специальность и поступают в вузы, чтобы только получить высшее образование, а не профессиональную компетенцию. Практически отсутствуют связи вуз – производство.
Понятно, что здесь зона ответственности не только общего и высшего образования, но и производственной сферы. Без прямой заинтересованности работодателей образование работает неэффективно, и цели не достигаются. Так что же сегодня мешает нам готовить нужных специалистов и в необходимом количестве? Что нам надо поменять в системе подготовки кадров для того, чтобы удовлетворить потребности производства и снизить неэффективные расходы в образовании? Думаю, вам удастся ответить на эти вопросы.


В мире все активней в дошкольных и среднеобразовательных учреждениях используются технологии интеллектуального образования, которая призвана развить специальные умственные способности путем вооружения детей инструментом интеллектуального действия и обучения методам самостоятельного добывания знаний и правильного реагирования на происходящие вокруг события и выработки собственного решения, опираясь на накопленный мировой интернет-опыт.


Мы не можем не замечать того, что мир стремительно меняется и становится все более информационно открытым. Первое СМС в мире было отправлено в 1992 году. В 1984 году в мире выпущено 1000 компьютеров, в 1992 – их было уже 1 млн. штук. Сегодня в мире 4 миллиарда абонентов мобильной связи, 2 миллиарда пользователей интернета. Количество входящих в интернет-сеть и взаимодействующих между собой приборов приближается к триллиону. В 2006 году Google обрабатывал 2,7 млрд. запросов в месяц, в 2012 - уже 31 млрд. в месяц, а сегодня – уже более 7 млрд. в день. Поэтому интеллектуальное образование выходит на первый план. Вдумайтесь! К 2030 году более 50% жителей планеты будет поколением, которое не помнит времени, когда не было компьютеров.


При таких темпах компьютеризации и обилии информации обычная школьная зубрежка становится просто бессмысленной. Каким будет образование в 2030 году? Что будут изучать дети? Это очень важный вопрос нашего форума.
Сегодня необходимо определиться и с региональными стратегиями развития профессионального образования. Развивающаяся экономика регионов требует гибких и мобильных подходов к подготовке кадров. Большой срок освоения программ профессионального образования в отрыве от реального производства, фактическое отсутствие мотивации к получению качественных знаний и навыков, понимания перспективного спроса на трудовые ресурсы – всё это заставляет ставить на повестку дня вопрос о формировании новых моделей взаимодействия системы среднего профессионального образования с предприятиями, обеспечивающих смещение акцентов при реализации программ профессионального образования с профессиональных квалификаций на профессиональные компетенции. Другими словами, готовить не просто токаря, а готовить человека к работе на конкретном станке, на котором он будет изготавливать вполне конкретные детали.


Профессиональные компетенции могут быть сертифицируемыми и накопительно могут обеспечивать выход студента на квалификационное испытание в то время, когда он будет к этому готов. В скором времени, и я в этом убежден, приобретённая сертифицированная компетентность будет необходимым условием для начала профессиональной деятельности. Такие модели уже реализуют работодатели, самостоятельно создавая учебные центры. Думаю, что и региональные системы профессионального образования должны разрабатывать и внедрять модели, которые позволят образовательным учреждениям создавать многопрофильные учебные центры и становиться корпоративными учебными центрами для предприятия и региона. Система профессионального обучения должна оказывать услуги реальному сектору экономики, а не государству. Если государство хочет нести расходы на подготовку кадров, то лучше это делать через систему компенсации или софинансирования затрат организаций на подготовку профессиональных кадров. Средства, которые направляются на финансирование учреждений профессионального образования, должны использоваться эффективно и достигать конечной цели. Учащийся в учебных заведениях профессионального образования должен получать необходимые ему профессиональные знания, это может происходить многократно в течение всей жизни, по мере изменения или смены работы. Подготовка универсалов не оправдала себя ни со стороны предпринимателей, ни со стороны государства, и является сегодня крайне неэффективной формой подготовки кадров.


Равноправным участником подготовки кадров для экономики должен стать и бизнес. Ранее я уже говорил, что бизнес должен понимать, что мы делаем, и встраиваться в эту модель. Учащиеся должны быть мотивированы на учебу, они должны знать, на кого им учиться, что они будут делать на своем рабочем месте, и где оно находится. Задача предпринимателей создавать высокоэффективные производительные современные рабочие места с достойной заработной платой. Учащийся, еще находясь на студенческой скамье, должен понимать механизм своего карьерного роста и видеть, кем он может стать в результате упорной работы и постоянного саморазвития. Должны работать механизмы социальной защиты: пожизненный контракт и социальный пакет, в которых должны быть оговорены условия досрочного расторжения контракта и возникающие при этом обязательства работодателя перед работником, равно как и прописаны обязательства работника.


К сожалению, пока все обстоит не так хорошо. Работодатель зачастую требует кадры, когда у него такая потребность уже наступила, но не может при этом предложить достойной заработной платы, приемлемых условий труда, не гарантирует долгосрочной работы и отказывается проговаривать условия расторжения контракта. Он поспешно берет человека «с улицы» и ставит его за станок, в результате либо ломается дорогой станок, либо получается брак, либо нет ожидаемой производительности. Эту ситуацию надо менять, это тоже наша с вами работа. Несмотря на то, что мы имеем дело с частным бизнесом, его надо очень активно вовлекать в работу по подготовке кадров, учить кадровой работе их специалистов и, если надо, ставить у них современные системы управления персоналом, которые в комплексе предусматривают:
• Разработку и постановку системы оплаты труда.
• Управление эффективностью деятельности, так называемая система LEAN.
• Внедрение системы оценки потенциала работающих кадров.
• Планирование карьеры и развитие личности.
• Продвижение сотрудников и подбор новых кадров.


Система LEAN широко известна во всем мире. Её используют все известные мировые бренды, как за рубежом, так и внутри России.


LEAN – это философия постоянного сокращения затрат путем создания максимально эффективной системы выпуска продукции или услуги в соответствии с запросом заказчика с минимальными затратами всех ресурсов.
Эта система предусматривает ежегодную переподготовку всего персонала: от низшего звена управления до высшего, как правило, силами собственного персонала, работающих менеджеров. Это позволяет передавать передовой опыт и продвигать по служебной лестнице собственный персонал по изначально заданной траектории. Уважаемые участники Байкальского образовательного форума! В дни форума нам предстоит исключительно насыщенная работа по принятию ответственных решений и рекомендаций для дальнейшего развития системы образования. Ход и результаты Форума активно освещаются в СМИ и в социальных сетях. Интерес к форуму огромен.
Желаю всем Вам интересных дискуссий и хороших полезных для общества решений.

 

Автор: Андрей Мухраев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях