Общество
10600

Обоо Чингисхана в Бурятии создано не человеческими руками?

Новое сакральное место в Иволгинском районе может стать доступным для всех желающих

Фото представлено Институтом Пандито Хамбо Ламы Итигэлова

26 июня ученые из Москвы и Монголии впервые посетили сакральное место в Иволгинском районе.
Совместную экспедицию посвятили 75-летию района. Вместе с учеными совершили восхождение глава Иволгинского района Бимба Дымбрылов и Янжима Васильева, директор института XII Пандито Хамбо ламы Итигэлова, а также священнослужители Иволгинского дацана.

Чуть позже, в пресс-центре ИД «Информ Полис», они рассказали журналистам об увиденном.

Во-первых, подняться к обоо физически непросто - крутой, почти вертикальный подъем, через тайгу и реки. Пришлось тяжело даже тем участникам экспедиции, которые половину пути преодолели на вертолете.

- Нужно идти через кустарники, камни шатаются под ногами, но мы добрались, это очень здорово, - говорит Владимир Минаев, профессор Российского государственного университета. – По нашим измерениям размер обоо 50 метров в диаметре и 20 метров в высоту. Размер камней, таков, что непонятно какими технологиями надо было обладать, чтобы сложить пирамиду человеку.

Принадлежит ли обоо Чингисхану?

Считается, что обоо сейчас 802 года. По легендам возведено оно было по приказу Чингисхана в честь своей матери Оэлун, которая родилась в этих местах.

- В сокровенных сказаниях монголов есть упоминания о местах, на которых сейчас находится современная Бурятия. Это Баргузин, Гусиное озеро и другие, - рассказывает Ойдовын Сухбатаар, профессор университета Чингисхана в Монголии. Сегодня мы приняли участие в освящении обоо, чему я очень рад. Приятно, что в Бурятии очень бережно относятся к таким святыням.   

Но все же монгольская сторона не уверена в принадлежности обоо к личности Чингисхана.
- Обоо – это насыпь или нагромождение чего-то, и обычно на территории Монголии обоо создаются человеческими руками на вершине гор. Раньше некоторые из них были для обозначения дорог, другие создавались как священные места. Данное обоо Чингисхана странно и удивительно тем, что трудно сказать, что оно создано человеческими руками, - говорит представитель монгольской делегации Дугэрсурэнгийн Ариунболд.

По его мнению, возможно, в далекой древности, это была большая скала, которая после землетрясения или молнии, потрескалась и рассыпалась на части. А основная часть этой породы осталась на месте, и представляет собой это обоо.

В свою очередь Янжима Васильева говорит, о том, что местонахождение обоо Чингисхана прописано в исторических источниках, в том числе в рукописях русских казаков от 1665 года, где они описывают,  что именно в этом месте собираются все монгольские роды, чтобы поклониться святыне.  

Массового потока туристов не будет

Последнее большое исследование обоо было в 1951 году под руководством академика Окладникова, после которой остались рукописи и фотографии.

- На этих фото и сейчас своими глазами мы видели, что на обоо Чингисхана  собралось много предметов культуры и быта за эти восемь веков: необыкновенные котлы, кремневые ружья, наконечники стрел, - рассказывает Янжима Васильева.

Представитель монгольской делегации считает, что на этом месте просто могли ночевать кочевники и охотники и оставлять ружья, стрелы, вещи, которые им уже были не нужны.
В целом в Советский период к обоо поднимались нечасто. Ежегодные восхождения и проведение обрядов поклонения и очищения ламы восстановили в 1998 году.

Лама Ганжурцырен Раднаев побывал на обоо 16 лет назад. Тогда священнослужители впервые за многие годы провели там обряд.

- Тогда рядом с обоо было чистое поле, ничего не росло. Через год после обряда мне рассказали, что там уже все заросло кедровым стлаником, позже я и сам в этом убедился, - говорит священнослужитель.

На вопрос, может ли и должно ли стать обоо Чингисхана местом паломничества туристов, участники пресс-конференции, в общем, выразились положительно.

- Здесь я чувствую и не очень понимаю консервативное отношение к обоо. Почему к святыням не допускать людей, которые хотят прийти на поклонение, кто мне объяснит? – не понимает ученый Валерий Минаев. - Почему не сделать так, чтобы к Итэгилову больше и чаще людей ходили? Почему это во всем мире делается, а в Бурятии нельзя? Я за то, чтобы дали денег Бурятии, чтобы вам переделали аэропорт, проложили дороги асфальтированные куда надо, чтобы сюда весь мир приехал и посмотрел эту красоту и поклонился этим святым местам.

Поддержал возможность общего доступа к обоо глава Иволгинского района Бимба Дымбрылов:

- Я тоже думаю, что нет необходимости скрывать это место. Все равно туда пойдут немногие, сколько бы баз мы ни делали, дорога останется тяжелой. В принципе, мы можем обозначить две точки базового отправления, сделаем маршрут. Как администратор могу сказать, что в целом, если общество пойдет на какие-то ускоренные темпы, то мы сможем быстро подготовиться.   

Дугэрсурэнгийн Ариунболд после пресс-конференции рассказал, что в Монголии к святым местам относятся очень трепетно, и, как правило, туристов, особенно иностранных к ним не допускают. Однако представители республики Бурятия уверяют, что в этом случае природа сама себя защитила,  массового потока туристов на обоо Чингисхана ожидать не стоит и беспокоиться не о чем.  

Автор: Ирина Нимацыренова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях