Главное Популярное Все Моя лента

Подвиг и крах Белого движения сошлись в одной точке на карте Бурятии

Леонид Актинов
6928

Февраль был ужасным. Байкал еще никогда не видел такого количества погибших. По воспоминаниям очевидцев, поверхность священного моря была сплошь усеяна телами умерших и замерзших

Надежда на «половинки» – времянки, установленные посреди озера для обогрева путников, - не оправдались. Колоннам замерзающих солдат пришлось продолжить путь, ориентируясь на свет далекого маяка.

И только когда первые отряды вступили  на берег и навстречу им устремились ждавшие их семеновцы, генерал Войцеховский облегченно вздохнул. Великий Сибирский ледовый поход, ставший одним из самых трагических в истории белой армии, был завершен.  Тут же на бурятском берегу Байкала Сергей Войцеховский учредил новую награду - знак отличия военного ордена «За Великий Сибирский поход».  Этот знак был объявлен старше всех медалей. Исключение составлял только Георгиевский крест. Случилось это 11 февраля 1920 года на станции Мысовск. Ныне это город  Бабушкин.

Город  странной судьбы

Вообще Бабушкин – город  с лихо закрученной судьбой. Здесь тесно сплелись самые разные события.  Мысовск помнит санные обозы Великого чайного пути и морские караваны. Здесь брели отступающие колонны колчаковской армии, гарцевали конные разъезды атамана Семенова, шли отряды Красной гвардии. По улицам городка маршировали чешские легионеры и японские десантники. Странным капризом истории  стало еще и то, что берег Мысовска стал памятным местом, которое в разные годы свело известных исторических персонажей, причастных в великой трагедии страны – Гражданской войне. 

Здесь, в конце XIX века, был и даже жил в палатке путешествующий цесаревич  Николай II. Всего-то через полтора десятка лет, в январе 1906 года, на этой станции неподалеку от места, где стояла палатка цесаревича, был казнен сподвижник Ленина революционер Иван Бабушкин. Его гибель стала грядущим прологом разразившейся несколькими годами позже Гражданской войны. А еще через 15 лет опять же здесь, в нескольких метрах от места казни революционера, прошла первая панихида по одному из самых боеспособных командиров армии Колчака – Владимиру Каппелю.  Его смерть многие до сих пор расценивают как крах Белого движения и окончание Гражданской…

Порт на берегу Байкала

Начать нашу экскурсию по Мысовску - Бабушкину мы решили с исторической точки, о которой мало кому известно. Оказывается, именно здесь, на окраине города, заканчивалась одна из дорог некогда Великого чайного пути. Торная тропа, уходящая в тайгу, хорошо различима до сих пор.

- Несколько лет назад ее использовали лесопереработчики,  - объяснила  нам библиотекарь технической библиотеки станции Мысовая и местный краевед Таисия Черных.

Дорога ведет прямиком до Гусиного озера. То есть это самая кратчайшая тропа на ту сторону Хамар-Дабана. Дорога эта малоизвестная и забытая, в отличие от раскрученного чайного пути через Тарбагатай. Путь заканчивается аккурат на окраине Бабушкина. Далее ведет прямая трасса  на бывший порт.

-  Мысовск в свое время был перевалочной базой. Сюда приходили конные обозы с чаем и иным китайским товаром, после чего груз перекидывали на суда, уходящие в сторону Иркутска, - рассказала краевед Таисия Черных.

Памятью о тех славных торговых днях городка стали старые постройки, где некогда жили купцы.  Крепкие добротные дома, несмотря на солидный возраст, выдержали все социальные и экономические невзгоды. Кое-где их даже приспособили под современные коммерческие учреждения. Как видим, раньше действительно строили на века!  Сохранились на берегу и причалы, от которых некогда отходили тяжело груженные суда – длинные каменные «стрелы», уходящие в даль озера. Остался уникальный маяк, который мы легко разглядели еще из центра города. Острый шпиль, словно короной, увенчан кабинкой, где когда-то стоял прожектор.

- Это был ориентир для судов, отчаливающих от берега, - объяснила нам библиотекарь.

По всей видимости, именно на этот маяк в 1920 году шли пробивавшиеся сквозь февральскую метель солдаты генерала Каппеля. Но об этом позже…

Строение упирается в мощный каменный постамент, который, к сожалению, сплошь исписан именами тех, кто здесь был, и тех, кому признавались в любви.  Маяк, который десятилетиями выдерживал байкальские шторма,  зной и морозы и даже пережил артиллерийские обстрелы, спасовал перед современными варварами.

Забытая история

Бабушкин просто дышит историей. Это чувствуется на каждом шагу.  Исторические здания, уникальный памятник революционеру Ивану Бабушкину в центре, маяк, еврейское кладбище и даже стертая почти до основания береговая линия, где некогда располагался еще один купеческий квартал.  

И самое главное – прогулка по полуразрушенной «набережной» внезапно привела нас  к пустоши, где можно было разглядеть каменный остов, вросший в еще мерзлую землю. Здесь явно располагалось какое-то крупное сооружение.

- По одной из версий, именно здесь и была церковь города Мысовска, где отпевали Каппеля, - сообщила нам краевед. – Эта был первый храм на пути отступающей армии, где смогли остановиться белые.

Вот здесь нам еще раз напомнили об этой трагической страничке из истории города. 1920 год. Гражданская война стремительно идет к завершению. Правитель Сибири адмирал Колчак расстрелян. Шедшие ему на выручку каппелевцы развернулись от Иркутска и стремительно ушли на юг, к Байкалу. Отступающая  армия не решается на прорыв в обход Байкала. Путь слишком долог для измотанных солдат.  К тому же узкую прибрежную ленту железной дороги контролируют сибирские партизаны. Поэтому Войцеховский, сменивший умершего Каппеля, принимает решение  идти через замерзший Байкал. Это хотя и самый опасный, но кратчайший путь на восток - к держащим оборону войскам атамана Семенова.

По сути, тот зимний рейд через Байкал был сопоставим, пожалуй, со знаменитым суворовским переходом через Альпы. Невзирая на холод и ветер, на огромное число раненых и гражданских, Войцеховский сумел перевести на восточный берег боеспособную армию.

В целом расстояние между берегами кажется не столь большим. Но тут надо учитывать, что каппелевцы устали от непрерывных боев,  понесли большие потери и  прошли долгий путь от Барнаула. И еще - в тот момент у них не было времени на подготовку к сложнейшему переходу. С  запада напирали красногвардейцы, на северо-востоке находился враждебный белым Иркутск.  Для обычных воинских частей зимний переход через сибирское море был бы, пожалуй, не по зубам. Однако каппелевцы были  все-таки не совсем обычными солдатами.

Это была элита белой гвардии, которую равно уважали как белые, так и красные. И этот переход, несмотря на сотни обмороженных людей, они все-таки совершили.  Чуть позже генерал Войцеховский  утвердил новый знак отличия белой гвардии -  «За Великий Сибирский поход».

Вот  здесь, прямо возле маяка, где в этот апрельский день стояли мы,  отряды белой гвардии и выходили на заснеженный песок. Тут солдаты бережно поставили на каменные плиты причала гроб с телом Каппеля, который они на руках перенесли через Байкал.  В церкви и состоялась первая панихида по генералу.

Царская палатка

Интересно, что мысовской берег Байкала преподнес нам еще один сюрприз. Оказывается, тут, возле фундамента бывшей церкви,  некогда останавливался и цесаревич Николай.

- Судя по документам, палатка цесаревича располагалась неподалеку от  церкви и маяка, - объяснила краевед.
Смеем предположить, что  палатка будущего самодержца находилась в том месте, где мы находились, – между обвалившейся набережной и холмом.  Именно отсюда открывается  прекрасный вид на озеро, рядом бывший порт, откуда он и уплыл в Иркутск, некогда стояла церковь.

Но место пребывания исторической личности никак не отмечено.  Так же как и точка выхода каппелевской армии на берег. То, что эти исторические события были вычеркнуты из славной истории города на Байкале.  А зря. Уверены, что эти места Южного Байкала заслуживают внимания. К сожалению, из-за дефицита газетной площади мы не сможем рассказать об удивительном музее и интересных людях, повстречавшихся нам по пути. Об этом как-нибудь в другой раз

Перспективы под вопросом

Даже непродолжительная прогулка по  Мысовску - Бабушкину убедила в том, что этот город мог бы стать настоящим местом притяжения туристов. К этому располагает буквально все: его невероятно насыщенная история, краеведческие изюминки (типа маяка, исторического квартала, памятника Бабушкину и места выхода каппелевцев на берег), прекрасное расположение – прямо на федеральной трассе.

Добраться до города одинаково легко как из Улан-Удэ, так и из Иркутска. А если еще прибавить сюда набережную, с которой открывается изумительный вид на Байкал, да чистейшие песчаные пляжи Боярска! Да тут можно было организовать настоящую туристическую мекку.

Между прочим такие проекты у горожан есть. Да вот только остаются они пока только на бумаге или в головах людей. На развитие туризма необходимы  немалые деньги.

- Проекты у нас есть и перспективы хорошие.  Но денег нет. Местный бюджет это не осилит, - с горечью сказал нам глава Бабушкина  Виктор Ларюшкин.

Как объяснил нам уставший и измученный мэр города, у муниципалитета не хватает порой денег для того, чтобы справиться с неотложными задачами.  

А вопросов у местной мэрии предостаточно. Стоит только припомнить, что город так и не смог разрешить проблему с электричками, в результате  чего люди оказались буквально отрезаны от «большой земли». Вряд ли поможет с деньгами и район. Местные бюджеты довольно куцые, и один Кабанск этот вопрос не вытянет. К тому же имеется в Бабушкине и проблема  с железнодорожниками. Дело в том, что практически весь город тянется вдоль магистрали. Это земля ведомственная, что обозначает запрет на строительство сторонними лицами и организациями.

Тем не менее, как мы думаем, республика и инвесторы  смогли бы разрешить эти вопросы. Однако на сегодня власти Бурятии больше увлечены развитием северного направления, где строится грандиозная «Байкальская гавань». Может быть все-таки стоит бросить взгляд и на юг? Туда, где все готово к приему гостей, имеется хорошая дорожная инфраструктура и пока еще есть энтузиасты?

Утром, когда мы только въехали в маленький городок на берегу Байкала, он показался нам невероятно уютным, чистеньким и солнечным.  Однако к вечеру, когда наступила пора прощания, Бабушкин уже был другим.  Хмурым и настороженным… Городом, который  так долго надеялся на лучшее, но уже основательно устал от неопределенности.

Справка

Иван Бабушкин, соратник Владимира Ленина.  Был  одним из руководителей читинского вооруженного восстания. В январе 1906 года вместе с пятью товарищами сопровождал состав с оружием для рабочих в Иркутске.  Группа была захвачена и растреляна экспедицией генерала Александра Меллер-Закомельского.

Владимир Каппель, уроженец Иркутской губернии. Военачальник, участник Первой мировой и Гражданской войн. Один из руководителей Белого движения на востоке России. Кавалер орденов Святого Георгия, Святого Владимира, Святой Анны и др. В июне 1918 года возглавил  отряд добровольцев, который впоследствии был развернут в отдельную стрелковую бригаду, одну из наиболее надежных и боеспособных воинских частей Колчака. Командовал Симбирской группой Поволжского фронта. В декабре 1919 года, приняв командование гибнущим Восточным фронтом русской армии, смог спасти армию от окружения под Красноярском и вывести ее к Байкалу, хотя и ценой собственной жизни.

Великий Сибирский ледяной поход — отступление армии адмирала Колчака зимой 1920 года. В  тяжелейших условиях сибирской зимы был совершен  почти 2000-километровый конно-пеший переход от Барнаула до Байкала.  Руководил походом генерал-лейтенант Владимир Каппель. Во время перехода  Каппель провалился в полынью и отморозил ноги. Проведенная ампутация ног, переохлаждение и воспаление легких сильно подорвали силы генерала, но он продолжал руководить войсками.

В  январе 1920 года войска Каппеля вышли к Иркутску, где был арестован Колчак.  Умирающий генерал Каппель принял решение брать Иркутск штурмом и освободить Колчака. 24 января началось наступление белых войск на Иркутск. Партизаны были выбиты из Нижнеудинска и со станции Зима.

Опасаясь, что каппелевцы возьмут Иркутск и освободят Колчака, Ленин прямым приказом санкционировал расстрел Колчака. 26 января Каппель умер,  передав управление войсками генералу Войцеховскому. Тело Каппеля войска забрали с собой.  После расстрела Колчака каппелевцы обошли Иркутск и направились в Большое Голоустное. В середине февраля 1920 года они совершили переход через Байкал, который стал одним из самых сложных отрезков пути Великого сибирского похода. В район Мысовска вышло 30 - 35 тысяч человек. По завершении похода Войцеховский учредил знак отличия военного ордена «За Великий Сибирский поход».

Знак отличия военного ордена «За Великий Сибирский поход» учрежден  приказом генерал-майора  Войцеховского. В приказе говорилось: «В воздаяние исключительных опасностей и трудов, понесенных войсками Восточного фронта в беспримерном походе с берегов Иртыша за Байкал». Знак представляет собой изготовленный из серебра терновый венец, пересеченный золотым мечом рукоятью вниз.  Знак отличия объявлялся старше всех медалей, но младше Георгиевского креста.

Читать далее