Главное Популярное Все Моя лента

Конференция «Благотворительность в провинциальной России: возможности и перспективы»

Редакция INFPOL.RU
1563

В Москве состоялась конференция «Благотворительность в провинциальной России: возможности и перспективы»

 


Организаторы: Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» (МОФ СЦПОИ), Благотворительный фонд «СОЗВЕЗДИЕ СЕРДЕЦ», Архангельский Центр социальных технологий «ГАРАНТ»при поддержкеМинистерства экономического развития, Общественной палаты РФ, компании «Evolution&Philanthropy», Форума Доноров, Ассоциации менеджеров, Агентства маркетинговых коммуникаций НОВАЯ ЛИНИЯ, Агентства бизнес-событий «GRAND EVENT», компании «WBTM», Агентства социальной информации, PR агентства PR-ONLINE, портала SuperJob, портала Expomap, социального портала «Я - человек», журнала «Бизнес & Общество», журнала «SPEAR’SRussia».

Мероприятие собрало более 180 участников из разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Архангельска, Астрахани, Нижнего Новгорода, Тюмени, Иркутска, Красноярска, Омска, Пензы, Волгограда, Екатеринбурга и многих других. Участвовали представители федеральных и региональных компаний, НКО, органов власти и СМИ.

В пленарной дискуссии «Благотворительность в регионах: две стороны одной медали. Взгляд регионов и центра» с участием НКО, представителей крупного бизнеса и органов власти звучали мнения как со стороны федерального, так и со стороны регионального уровня.

Московские эксперты от НКО и крупный федеральный бизнессошлись в одном: будущее благотворительного сектора за регионами, федеральные компании готовы реализовать и уже реализуют свои социальные проекты не только в столице и ищут профессиональных партнеров в регионах. Московские НКО понимают, что партнеры на местах – это гарант доверия населения и решения социальных проблем путем совместной работы местных жителей. Для федеральных компаний важно видеть эффективность своих благотворительных программ, а на региональном уровне это реально только с учетом местных особенностей и при поддержке партнеров от НКО и местной власти.


Артем Шадрин, Директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ отметил: «..Мы действительно ставим целью поддержать реализацию региональных программ поддержки СО НКО и очень важно, что это не просто выделение субсидий для региональных НКО. Одним из условий предоставления финансирования из федерального бюджета является принятие и реализация регионом программ развития некоммерческого сектора, поддержка благотворительности и добровольчества.И это один из стимулов, который побуждает регионы более серьезно к этому относиться.»

По мнению Ларисы Зельковой, Первого заместителя председателя Комиссии по развитию благотворительности и волонтерства Общественной палаты РФ: «Это большое заблуждение - думать, что в сфере благотворительности все самое лучшее находится в Москве. Настоящая благотворительность развивается далеко за ее пределами.
Эпоха корпоративных благотворительных фондов закончилась.Для того чтобы эффективно развивать свою собственную благотворительную деятельность, необязательно создавать корпоративную благотворительность. Тема благотворительности для бизнеса верна, когда привязана к интересам конкретного города и интересам людей, и это снимает вопрос недоверия постепенно - так как это уже не сбор денег, а совместная работа местных жителей. Модернизация подхода - конкурсные механизмы и опора на НКО.
И еще хочется, чтобы появлялись региональные благотворительные бренды, местные и такие же авторитетные, как те, которые уже появились на федеральном уровне…»

Игорь Соболев, Ассоциация Менеджеров, отметил: «Один из ключевых трендов нашей благотворительности - этосистемность. Благотворительность начинает рассматриваться компаниями, как один из инструментов социальной ответственности, их стратегии взаимодействия с ключевыми группами. Благотворительность встраивается в общий фон взаимодействия компании с местными сообществами, с клиентами, партнерами, с органами государственной власти и своими сотрудниками.
Чем дальше, тем больше компании задумываются об эффективности своих благотворительных программ, о том, чтобы из единожды вложенных средств получить максимально эффективный результат: и социальный результат местных сообществ, и помощи людям, и результат эффективности компании. Наша задача (представителей общественности, экспертов) – стимулировать, чтобы такое понимание росло в компаниях среднего бизнеса в регионах. Поскольку лидеры научились, а средний бизнес часто это не осознает».

Мария Морозова, Генеральный директор Фонда Елены и Геннадия Тимченко, пояснила свою позицию: «Все, что делает Фонд Тимченко, делается в регионах, и это осознанное решение. Нам кажется, что логика благотворительности должна заключатся в том, чтобы идти туда, где мало альтернативных ресурсов, и очевидно совершенно, что в регионах, в провинции, к сожалению, ресурсов гораздо меньше, чем в столичных крупных городах.
Управляться региональные программы должны региональными фондами. Они гораздо ближе находятся к нашим конечным благополучателям, они гораздо лучше понимают их проблемы, их нужды, у них гораздо больше возможностей для прямого регулярного общения с ними и получения обратной связи для формирования уже устойчивых экспертных сообществ вокруг этих тем.
Мы ставим задачи перед региональными партнерами по привлечению местного финансирования и видим, что местный бизнес готов на определенном уровне поддерживать программы. Мы способствуем развитию ресурсных центров в регионах, рассказывая и местной власти, и местному бизнесу, почему это важно поддерживать»

Екатерина Левшина, управляющий по работе с общественными организациями, ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг», поделилась опытом работы компании в регионах: «У нас традиционно все программы реализуются в регионах: поддержка пожилых, людей с ограниченными возможностями. Все программы реализуются всегда вместе с НКО. Сейчас наиболее интересна программа "Статус: Онлайн" по повышению компьютерной грамотности. В каждом регионе есть региональный партнер-оператор, лучше которого никто не знает местных особенностей и потребностей. В каждом из регионов к нам присоединяются и местный бизнес, и власти. У нас есть общий стандарт, и в каждом из 7 регионов наши 11 партнерских НКО общаются между собой и обмениваются опытом, это хороший тренд. То есть программа федеральная, но фокус и конкурсный механизм ориентирован на региональные особенности и возможности».

Чистова Екатерина, Руководитель проектов КСО ОАО "ВымпелКом": Мы присутствуем во всех регионах страны и наш подход к развитию благотворительных программ в том, чтобы в регионах развивать те направления, которые там очень мало представлены. Мы международная компания и представлены во многих странах мирах мира, мы берем мировой опыт и берем лучшие практики, стараемся развивать у себя именно на уровне технологии. Наш подход в том, чтобы создавать технологии, которые помогают благотворительности развиваться в нашей стране.

Представители регионов, в свою очередь, пояснили главные сложности взаимодействия с центром, особенности работы на местах, подчеркнув, что часто федеральный бизнес заходит в регион без учета того, что делается местными программами, а на местах не хватает освещения благотворительной деятельности компаний в СМИ и поддержки этой деятельности администрацией. Благотворительные организации зачастую вынуждены ради поддержки бизнеса брать не себя функции PR- и Event-агенства, а иногда и маркетингового отдела компаний, но отклик бизнеса при этом на порядок ниже, чем в столице.


Марина Михайлова, один из со-организаторов конференции, Директор Архангельского центра социальных технологий «ГАРАНТ»: «В регионах все больше программ, когда региональный бизнес, даже конкурирующий между собой, вскладчину вместе с НКО решает социальные проблемы. И важно, чтобы это движение было замечено и на федеральном уровне. Часто бывает так, что федеральный бизнес заходит в регион без учета того, что делается местными программами. За последние годы федеральные компании начали видеть региональных партнеров, и важно, чтобы это делалось на этапе планирования благотворительных программ федеральных структур в регионах. И также важны налоговые стимулы - с точки зрения признания того, что эта деятельность достойна льготы. И, конечно, надо максимально широко говорить о тех коммерческих компаниях, которые ведут благотворительную деятельность, их надо публично благодарить через СМИ, в том числе от лица администрации».
Маргарита Семикова, один из со-организаторов конференции, Исполнительный директор Благотворительного фонда «СОЗВЕЗДИЕ СЕРДЕЦ», г.Новосибирск: «Приходит региональный фонд в местное представительство федерального банка, и ему говорят: «Мы всё, что собираем, даже пожертвования с местных сотрудников,отправляем в московские фонды». Приходит в головной офис банка в Москве, а там говорят: «Здорово, что вы такие профессиональные и интересные, но у нас своих московских фондов хватает, профессиональных и интересных». А к кому идти региональным фондам? Мы профессиональный и довольно известный региональный фонд, и чаще всего слышим в ответ «да, интересно, давайте встречаться в Москве», но ведь в Москву не наездишься.Мы открыли свое представительство в Москве, но не каждый даже профессиональный региональный фонд может себе это позволить.
Важно, чтобы федеральные компании при реализации своих программ изначально ориентировались на региональных партнеров и выстраивали благотворительную инфраструктуру в регионах. Иначе они задавливают местные организации, и когда у самого бизнеса закрываются программы, их не кому ни подхватить, ни продолжить».

Олег Шарипков, Исполнительный директор Фонда местного сообщества «Гражданский Союз»,г.Пенза: «Отличие провинциальной благотворительности в том, что нам нужно прийти в сто раз к большему числу предпринимателей, чтобы получить в сто раз меньше, чем от одного московского. У нас малый и средний бизнес. Да, приходится упаковывать свои благотворительные программы в рекламу.»

Зайдман Игорь, предприниматель, г.Пенза: «…Я слушал федеральную секцию, и казалось, что они живут в другой стране. В Пензе на благотворительность нет федеральных программ, нет федеральных денег, если что-то есть - это сугубо местное. Налоговая льгота на уровне региона –для среднего и малого бизнеса, но ее роль несущественна. Чем на самом деле можно помочь? Поддержкой инфраструктуры. И тут действительно есть поддержка от Министерства экономического развития… Но важнее то, что на городском уровне благотворительности для власти Пензы не существует. Нужно чтобы власть повернулась лицом. Хотя бы не по коммерческой цене дать зал для события благотворительного фонда и так далее. Москва может сдвинуть эти местные факторы с мертвой точки…».
По итогам прямого диалога, участники пленарной дискуссии признались, что очень многое они услышали от региональных представителей нового либо по новому и, безусловно, над их словами необходимо будет подумать.

Эксперты и гости конференции обсуждали самые актуальные темы не только провинциальной благотворительности, но и благотворительного сектора в целом: как оценить и измерить эффективность благотворительных программ;профессионализм региональных операторов, каких инвестиций требует развитие и рост этого профессионализма; может ли взаимодействовать крупный и средний бизнес для решения социальных проблем в регионе; существуют ли подходы и практики тиражирования благотворительных программ в регионах и многие другие.

На конференции главная роль была отведена региональным НКО: презентации благотворительных проектов, реализованных в паре с бизнес партнером, были главной изюминкой мероприятия и сразупоказали принципиально новый уровень события. По отзывам участников эти «парные» выступления стали настоящим открытием. Участники конференции смогли услышать главное: как бизнес выбирает, почему поддерживает и как оценивает те или иные благотворительные проекты на конкретных примерах.

В рамках конференции «Благотворительность в провинциальной России: возможности и перспективы» состоялось заседание Комитета по корпоративной социальной ответственности Ассоциации Менеджеров на тему: «Развитие межсекторного партнерства бизнеса, государства и некоммерческих организаций, как эффективная форма социальных инвестиций компаний». Представители менеджмента крупных федеральных компаний обсудили проблемы развития межсекторного партнерства «бизнес-государство-НКО». В ходе дискуссии с представителями благотворительных фондов, общественных организаций и крупных компаний, были выдвинуты предложения о создании единой площадки для социальных инвестиций, которая позволит расширить круг лиц, принимающих участие в развитии социально направленных программ, а также даст возможность делиться опытом успешных практик с широкой аудиторией.

Завершилась конференция церемонией открытия проекта «Лидеры корпоративной благотворительности 2014 года» Форума Доноров, направленного на поддержку, развитие и продвижение идей корпоративной благо¬твори¬тель¬ности и подведением итогов конференции, главным из которых стало развенчание мифа о непрофессионализме региональных НКО.

Все участники мероприятия откликнулись на новый формат прямого диалога центра и регионов, и на следующей конференции «Благотворительность в провинциальной России: возможности и перспективы – 2015» именно этот формат обещает стать самым интересным и востребованнымкак для НКО, так и для бизнеса.


Светлана Семёновна Шибаева - заместитель министра региональной политики Новосибирской области
«Неравнодушных людей у нас, к счастью, большинство. Нужно только помочь им раскрыть свой профессиональный и творческий потенциал. И в этом, по-моему, заключается наша главная задача. Участники конференция это ярко подтвердили в своих выступлениях. Считаю, что общение в данном формате должно стать традиционным. Очень ценно, что в рамках конференции работали и общественники, и представители бизнеса, и власть. В Москве был дан великолепный старт – Сибирь готова принять эстафету»

Елена Малицкая - Президент Межрегионального общественного фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», один из со-организаторов конференции:
« На конференции нам удалось продемонстрировать высокий уровень профессионализма наших региональных НКО (в т.ч. администрирования грантовых конкурсов и благотворительных программ для нескольких регионов), показать реальный опыт сотрудничества бизнеса и региональных операторов»

Читать далее