Общество
7915

Всебурятскую ассоциацию развития культуры обвинили в продаже медалей

Общественники Бурятии предлагают ликвидировать ВАРК в связи с утратой доверия

21 марта лопнул многолетний «нарыв» на общественной жизни республики. Впервые сразу несколько общественников публично задали острые вопросы в адрес Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК)

Главный вопрос – почему ВАРК ничего не делает, получая деньги от бизнеса. Взрыв возмущения вызвали утверждения о том, что ВАРК продает медали «За заслуги перед бурятским народом» за 300 тысяч рублей.

- Курсы бурятского языка открыла организация Булата Шагжина «Буряад соел», грандиозные концерты «Хамаг монгол» - инициатива артистов, как и «Ночь ехора», «Глобальный ехор» придумали журналисты. Недавно кавээнщики впервые организовали КВН на бурятском языке. Все общественные организации издают книги, проводят конкурсы, «круглые столы» и курсы. Почему ВАРК, которая уже по своему названию должная быть в авангарде общественности, ничего не делает?  - так звучала основная претензия собравшихся общественников.

- Президент ВАРКа Владимир Булдаев, который при попытках встретиться все время заболевает, сказал, что не обязан делать ничего из того, что записано в уставе их организации. Мол, мы такая же общественная организации, как все, -  начал заседание «круглого стола» известный общественник Булат Шагжин.

А как все начиналось

А ведь ВАРК – старейшая общественная организация республики, рожденная после первого всебурятского  съезда в 1991 году. На нем выступали представители созданной тогда Бурят-Монгольской партии. Один из ее лидеров - Владимир Хамутаев - сейчас в эмиграции в США. Тогда требовали признать бурят «репрессированным народом» из-за  отчленения от территории республики в 1937 году двух округов, вернуть  республике название, существовавшее до 1958 года. Но энергию первого съезда руководство республики сумело направить в тихое культурное русло.

Первым президентом Всебурятской ассоциации развития культуры стал народный художник  РФ Даши-Нима Дугаров, вице-президентом - ученый и поэт Бата Баяртуев.  Это были самые яркие руководители ВАРКа за всю его историю. Сейчас не каждый вспомнит, что именно они придумали и организовали первые конкурсы «Дангина», массовые празднования Сагаалгана, затем последовало грандиозное по масштабам празднование 1000-летия эпоса «Гэсэр» в 1995 году. Но с каждым всебурятским съездом, на котором переизбирали руководство и совет ВАРКа, он становился все более ручным. Особенно политически отрежиссированным был третий всебурятский съезд в 2002 году. Обстановка  была накалена  президентскими выборами, в которых вызов Потапову рискнул сделать Бато Семенов. Достигло апогея противостояние властей республики с Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым. Не дать ему слова на таком съезде чиновники не осмелились, но долго пытались зашикать и прервать речь криками о регламенте.

- Дайте мне сказать! Я несколько лет  ждал этого момента, чтобы публично высказаться. Потому что мне закрыли доступ к государственным СМИ. При этом бесплатно приглашают выступить на коммерческом телеканале. Почему? Почему я не могу даже раз в год выступить на государственном телеканале Бурятии, чтобы поздравить жителей с Новым годом по буддийскому календарю? – бросил в лицо оторопевшим членам правительства Хамбо лама.

Чтобы таких «неудобных» речей на съезде больше не было, на  трибуну стали допускать якобы заранее записанных ораторов. В том числе руководителя на тот момент азербайджанского землячества Мирзу Гараева. Какое он имел отношение к всебурятскому съезду, осталось непонятным. Зато он отнял время для выступлений у оппозиции.

Предпоследний президент ВАРКа Бата Баяртуев, как все блестящие ораторы, был очень эмоциональным человеком. Его сердце не выдержало зимой 2006 года после горячей речи против ликвидации бурятских округов. Неудивительно, что последовавший летом 2006 года всебурятский съезд уже под эгидой ВАРКа еще более тщательно «отрежиссировали». Участник того съезда вспоминает, как выбирали президентом ВАРКа Геннадия Манжуева.  

«В самый разгар предвыборной речи распахнулась боковая дверь, несколько сотен голов как по команде повернулись вправо и уставились на хрупкую девушку. «Пока вы тут сидите, на улице арестовывают наших!» – призывая на помощь, кричала девушка. Оказывается, в этот момент на крыльце театра Раджана Дугарова развернула транспарант «Съезд, осуди уничтожение автономии!» (шло объединение Усть-Орды с Иркутской областью). Только 80-летний профессор Шираб Чимитдоржиев пытался отбить Раджану от стражей порядка. Естественно, делегаты сделали вид, что ничего не поняли, никто не кинулся выручать настоящих патриотов бурятского народа, не выступил с осуждением неправомерного, как оказалось позже, задержания», – пишет блоггер Алдар Гунтупов.

Манжуев добровольно покинул свой пост. Его сменил Владимир Булдаев, на тот момент депутат Хурала, председатель Комитета по межрегиональным связям. При нем прошел уже не всебурятский съезд, а съезд ВАРКа в 2011 году. Республика готовилась пышно отмечать 350-летие присоединения к России.

Почти бизнес-структура

На том съезде решили создать некоммерческий фонд целевого капитала развития культуры «Эндаумент «ВАРК».  Теперь он имел в своем активе около 7 млн рублей, из них 3 млн дал на развитие бурятской культуры Михаил Слипенчук, на тот момент еще руководивший  «Метрополем». Предполагалось, что ВАРК будет «ежегодно публиковать отчет... о формировании целевого капитала и об использовании, распределении дохода от целевого капитала». На сайте ВАРКа нет ни финансовых отчетов, ни списка мероприятий. Организаторы мероприятий жалуются на то, что от ВАРКа только раздают грамоты при награждении.

- Свадебные генералы! – выразила общее мнение преподаватель БГУ Ирина Булгутова.

Последней каплей стали слухи о проходимцах, которые предлагают коммерсантам от имени ВАРКа медали «За заслуги перед бурятским народом». Хотя ВАРК, как выяснилось, далеко не столь нищая общественная организация. Дом дружбы народов сдается общественникам под эгидой ВАРКа. Есть несколько гектаров земли на юго-востоке Улан-Удэ.

Вышел из доверия

- Я два года назад окончила вуз. Из 50 человек выпуска многие осознанно шли работать в школы, пытаясь изменить отношение к бурятскому языку. Через семь месяцев работы я узнала, что началась работа над новым законом об образовании. Почему Всебурятская ассоциация развития культуры не заступилась за бурятский язык? – горько вопрошала на «круглом столе» молодой учитель Оюна Базарова из 32-й школы.

Шокировало и то, что учредителем ВАРКа по документам является правительство РБ. О каком общественном характере организации можно говорить? При этом учредительные документы устарели и давно нелигитимны, поскольку в них еще значатся несуществующие ныне Ага и Усть-Орда. Эмоции учителей и общественников пытался сдержать Булат Шагжин.

- Просто поливать грязью или защищать – путь без выхода. Предлагаю сделать так, чтобы Всебурятская ассоциация развития культуры или работала, или ликвидировалась. Потому что сейчас ВАРК скорее мертва, чем жива, – констатировал Булат Шагжин. – Ситуация как с Общественной палатой Бурятии.  ВАРК и Общественная палата болеют одной и той же болезнью. Их не воспринимают. Вместо Общественной палаты нужна правозащитная организация, которая будет заниматься юридической деятельностью и стопорить работу неверных законопроектов, например последний закон об образовании, -  считает Булат Шагжин.

Большинство собравшихся выступили за то, чтобы ликвидировать ВАРК в связи с утратой доверия в рамках законодательного поля, поскольку появилось и появляется много альтернативных общественных организаций, работающих гораздо эффективнее. И присутствие ВАРКа на общественном поле скорее мешает развитию культуры, чем помогает. Ибо чиновники отказывают общественникам в поддержке, ссылаясь на то, что «у вас же есть ВАРК!».

Фото Марк Агнор

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях