Небольшое уточнение - в переводе с тибетского это означает не «уважаемый большой учитель», как написали в журнале «Эксперт»
Слово «Пандито» пришло из языка хинди. Индусы так называли брахманов, изучивших свод санскритской литературы. В буддизме Пандито - ученый человек, знаток 10 буддийских наук. Хамбо - искаженное в монгольских языках с тибетского слово «кхенпо». Так называли в Тибете старшего монаха, который руководил посвящением в монахи. Позже это слово стало означать «настоятель монастыря». В Монголии до сих пор при каждом монастыре есть свой хамбо-лама. В Бурятии это слово в таком значении вытеснено словом «ширетуй».
Лама означает «учитель».
- Дамба Аюшеев занимает эту должность с 1995 года. Он из тех, о ком складывают легенды и поют песни, - пишет журналист.
Легенды о нем действительно складывают. Песни о нем еще не слышали. Но попробовали найти или взять комментарии по тем пунктам статьи, которые вызвали наибольшие споры в читательском сообществе.
Буддийский юмор
- Делать из себя умного не могу. Буддизм - это живая религия, мы должны говорить нормально. Когда я перестаю шутить, я сам себе скучным становлюсь. Делать себя умнее, чем есть, - у нас таких людей гораздо больше, понимаете. Вот пусть лучше меня дураком считают, - поразил с первых слов интервью Хамбо лама.
Буддологи считают, что юмор в буддизме помогает избегать фанатизма. Отношение ко всему с долей здорового, лишённого чрезмерной ироничности юмора - естественный признак буддийского развития. Не зря буддисты слагают о себе столько шуток. Вот самые известные.
Ничто так не устраняет привязанность, как жизнь с родителями супруги.
Один ученик потратил на это очень много времени, чуть ли не всю жизнь, и в конце концов научился ходить по воде. И тогда он пришел к одному Учителю, жившему неподалеку, и сказал: «Учитель, пойдем к реке, я покажу тебе, чему я научился». - «Хорошо, пойдем». Пришли они к реке, и этот ученик перешел по реке с одного берега на другой, а затем вернулся обратно и спросил: «Ну как?». «Сколько лет ты этому учился?» - спросил Учитель. «Двадцать лет», - с гордостью ответил ученик. «Надо же, - сказал Учитель, - смотри, я сделаю то же самое». И, подозвав лодочника, переправился с ним на другой берег, а затем вернулся обратно. «Мне жаль, что ты столько времени потратил впустую», - сказал на прощание Учитель.
Лама сказал своему ученику: «Ты понимаешь, что в действительности ты не существуешь?». На что ученик ответил: «А кому вы это говорите?».
Глава буддистов мира Далай-лама XIV славится своим искрометным чувством юмора. Журналисты отмечают, что он всегда улыбается, подмигивает и заливисто смеется. Он поражает незнающих его людей, когда, попрощавшись с президентом или министром, тут же обменивается рукопожатием с портье или телефонным оператором в будке за стеклом или шаловливо треплет по плечу охранника. Известен случай, когда Даниэль Миттеран, вдова бывшего президента Франции, посетила Далай-ламу в Дхарамсале, он лично показывал ей достопримечательности. Перед большой статуей Будды в главном храме своего монастыря Далай-лама почтительно указал на статую и сказал: «Мой босс».
О сонголах
- Шагдаров - он сонгол. Потому что его народ избрал. Согласны, да? А, например, Наговицын, глава Бурятии, - он талангут, то есть назначенный (ошибка при расшифровке, имелось в виду «табангут». –Прим. редакции). А я сонгол, меня избрал народ, чтобы распространять учение Будды, я для этого избранный. Сонголом можно только стать, - завяил хамбо-лама, - хори-туматом можно родиться, иркутским бурятом - пожалуйста, рождайтесь. Но сонголом родиться нельзя. И потом, со временем мы назовем свою республику Сонгол. А?
Данное сравнение основано на переводе с монгольского слов «выборы» - «сонгууль» и «поставленный, назначенный» - «табиhан».
О баранах
- Я глупее, чем этот бурятский народ, не видел в жизни. Представь себе: буряты, наши предки, создали великую бурятскую породу барана, породу лошадей, коров, собак. И благодаря этим животным в этих немыслимых условиях, на сорокаградусном морозе мы выжили. И представь себе: пришли коммунисты, и за каких-то 40 лет сволочи буряты потеряли своих баранов, потому что нужен был меринос. Эти буряты будут говорить, что якуты немного туповаты. Чукчи и эвенки, что? Отмерзли там. Но все эти народы - они от своих оленей не отказались. Единственный народ, который прогнулся, так что спина круглая стала, - это вы, буряты.
Известный общественный деятель, инициатор возрождения аборигенных животных Бурятии Булат Лхасаранов не смог остаться в стороне и ответил критикам так:
- Как я понял Хамба лама Дамба Аюшеев на роль Бога не претендует. Поэтому как у всякого нормального работающего человека есть ошибки. Но так ли уж много людей в России, тем более в Бурятии, которые сделают, делают, а главное, сделали что-то полезное и нужное людям, народу? Для общей пользы надо бы умерить критику и зависть. Осуждать, критиковать сейчас смелости не требуется.
О шаманистах
- Так и пишите: иркутские буряты - пещерные коммунисты-шаманисты. Будда Шакьямуни показывал чудо, демонстрировал свои неземные возможности. Если бы он не обладал такими возможностями, его учение давно бы что? Потерялось бы, да? Вон китайцы сколько продвигают своего Конфуция, греки Аристотеля продвигали. Немцы - Ницше вместе с Гитлером. И где они, эти умные люди? Но если учение Будды нужно людям через три тысячи лет, стоит, наверное, задуматься. Стоит, наверное, задуматься иркутским бурятам, которые за шаманом бегают, как в пещерном коммунизме, - заявил Хамбо лама в своем интервью.
- Почему Китай имеет вторую экономику мира, а в перспективе станет мировым лидером №1? Потому что в китайской культуре не принято плевать в собственный колодец. В Китае веками уживаются конфуцианство, буддизм и даосизм, - говорит заместитель главного редактора ИД «Буряад унэн» Александр Махачкеев. - Они не отказываются ни от Конфуция, ни от Мао, а Чингисхан включен в золотой список китайских императоров. Между тем Чингисхан действовал по велению Вечного Синего Неба и его эпоха была периодом наивысшего расцвета монгольского образа жизни и мысли. Буряты не могут открещиваться от своего прошлого, от своего традиционного мировоззрения. Но чтобы быть способными на социальные и интеллектуальные преобразования нужно меняться.
Александр Махачкеев не согласен с мнением о Хамбо ламе как о сонгольском националисте, рефлексирующем по поводу доминирования иркутских в политике, а хори-бурят в культуре, образовании и вообще в духовной сфере республики.
- Его ближайшее окружение составляют в основном кижингинцы, а основные спонсоры - сенатор Егоров, Владимир Дмитриев и так далее. Да и в самый сложный период противостояния Хамбо ламы с правительством Леонида Потапова и соперничающими с ним влиятельными ламами поддержку федерального центра ему обеспечили силовики Валерий Халанов, Валерий Петров, Вячеслав Мархаев и тогдашний главный федеральный инспектор Борис Данилов. Визиты в Иволгинский дацан Владимира Путина и Дмитрия Медведева лишь подтвердили верность их государственного подхода. Я не думаю, что лицо, все еще пребывающее в тесных рамках улусного менталитета, может представлять буддистов всей России. Всемирный характер буддийской цивилизации не оставляет места дремучему трайбализму, который приносит зло не верхушке общества, а лишь простым людям, отравляя их сосуществование в коллективах и семьях. Впрочем, всегда найдутся фанатики, на которых невозможно повлиять с помощью рациональных аргументов, - заключает Александр Махачкеев.
Об языке и диалектах
- У нас в республике проблема с хори-бурятами. Почему? Потому что принятый за основу хоринский диалект, который на «ха», - самый малый диалект в монгольском народе. Сегодня на нем всего 300 тысяч бурят разговаривают. Тогда как шесть миллионов монголов говорят на «са». Понимаешь? Селенгинским бурятам, которые «сакают», легче говорить, например, с монголами, - говорит Хамбо лама, - а хоринские буряты не могут разговаривать ни с кем. Задается вопрос: вот эти 300 тысяч бурят могут оказать влияние на «сакающих»? Не могут. И сегодня буряты теряют свой язык. Что же делать? Мое мнение - всех перевести на «сакающий» диалект. Имейте в виду, я иду против своих сородичей. Я «хакающий».
- Одним переходом с «хаканья» на «саканье» проблема не решится. Большая разница сейчас существует в синтаксисе и морфологии. И переходы с одного диалекта на другой связаны с большими материальными затратами. К тому же все эти диалектные нормы очень устойчивы. Да и функционирование литературного бурятского языка имеет множество проблем. Если уж на уровне диалектов не можем объединить, что говорить о диалектах, разделенных государственными границами? - считает главный научный сотрудник отдела языкознания БНЦ, доктор филологических наук Галина Александровна Дырхеева. - Но религиозный фактор на сегодня самый сильный в сохранении языка. Например, молодежь в дацанах старается говорить на родном языке. И это надо только приветствовать.
Фото russianstock.ru
Хамболама
11060