Происшествия
5575

В Бурятии мать убила своих детей. Роковая случайность или закономерность?

Две смерти за несколько лет и обе при похожих обстоятельствах – пьяная мать легла покормить ребенка грудью и придавила грудничка во сне своим телом.



Заснула во время кормления

15 мая около четырех часов утра в Джидинский межрайонный следственный отдел поступило телефонное сообщение от дежурного по Закаменскому району. Мужчина сообщил, что в одном из домов города Закаменска обнаружен труп малолетнего ребенка без признаков насильственной смерти.

На место происшествия выехала оперативно-следственная группа. По указанному адресу действительно был обнаружен труп младенца в возрасте полутора месяцев.

Опрошенная мать ребенка пояснила следователям, что около 23.00 стала кормить ребенка грудью и уснула. Когда она проснулась, малыш был уже мертв.

Однако следователей шокировало не это, а вскрывшийся позже факт.

Когда имя женщины «пробили» по оперативно-следственной картотеке, выяснилось, что она уже привлекалась к уголовной ответственности по части 1 статьи 109 «причинение смерти по неосторожности». В 2006 году она точно так же, нечаянно заснув во время кормления, задавила своего ребенка насмерть. Тогда дело было закрыто.



Перебиваются редкой помощью



41-летняя Светлана, проживающая в Закаменске, нигде не работает. Без работы и ее 40-летний сожитель. Пара перебивается случайными заработками и редкой помощью знакомых и родственников. Вместе они воспитывают 3-летнего сынишку и до недавнего времени воспитывали полуторамесячную Аллу.

В тот день, как и частенько до этого, сожители распивали спиртное. Пили со своими знакомыми, заглянувшими на «огонек». Вдруг Светлана вспомнила про свою маленькую дочурку и пошла кормить ее грудью.

Под утро, обнаружив, что убила новорожденную, женщина сама вызвала полицию. Когда следователям стало известно, что она уже привлекалась по этой же статье, Светлана рассказала, что и тогда, семь лет назад, задавила ребенка при аналогичных обстоятельствах. Так же как и сейчас, присутствовало спиртное, был сожитель – только другой, знакомые, распивающие вместе…



На следующий день


«Информ Полис» вместе с Андреем Баженовым, следователем, ведущим это дело, наведались к Светлане на следующий день после происшествия. Дверь нам открыл мужчина в состоянии сильного алкогольного опьянения. Как позже пояснил следователь, это был не сожитель Светланы, а ее знакомый.

- А кто такая Света? – невразумительно промычал он на вопрос, можно ли увидеть хозяйку квартиры.

За мужчиной замаячил маленький мальчик. Он, в отличие от взрослого, вопрос понял, закивал и показал пальчиком в сторону спальни. Когда мы прошли в квартиру, ребенок, не чужаясь незнакомых ему людей, стал обнимать нас за ноги, лопотать что-то на одном ему понятном языке.

Светлана лежала в беспамятстве. Около кровати стояли пустые стаканы, в комнате отчетливо ощущался запах перегара. Знакомый хозяйки все это время, что мы провели в квартире, покачиваясь, стоял у входной двери. В зале спал еще один человек.

Квартира, хоть и практически без мебели, на удивление чистая и опрятная. Мы не заметили ни кроваток, ни игрушек. О присутствии здесь двух маленьких детей говорит только коляска посередине комнаты.

- В настоящее время по данному факту проводится доследственная проверка о наличии в действиях матери ребенка признаков состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 109 УК РФ. Назначено судебно-медицинское расследование об установлении причин смерти малыша, - рассказал Андрей Баженов, старший следователь Джидинского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Бурятии.

Будет ли ставиться вопрос о лишении или ограничении родительских прав Светланы на трехлетнего сына, пока неизвестно.

Один год наказания за смерть ребенка?

Такие семьи, как у Светланы, характеризуются как «социально неблагополучные». Мама-папа нигде не работают, частенько прикладываются к бутылке и занимаются воспитанием детей постольку-поскольку. На слуху и чудовищные случаи, когда вот так, по неосторожности и невнимательности родителей, малолетние дети гибнут страшной смертью.

Так, в феврале прошлого года жителей Бурятии потрясло происшествие в Гусиноозерске. Мать, находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, ушла спать в другую комнату и не слышала криков своего восьмимесячного сына. Ребенок упал в проем между кроваткой и стеной на батарею и погиб от термических ожогов.

Аналогичный случай произошел и в Улан-Удэ, уже в 2011 году. Здесь все так же закончилось смертью младенца от ожогов.

В том же 2011 году в Джидинском районе мать пыталась вылечить заболевшего малыша народными средствами, не обращаясь к медикам. В результате ребенок погиб. И опять повтор ситуации, только в Улан-Удэ – женщина решила не вести своего ребенка к врачу. Девочка погибла от пневмонии.

А еще вспоминается совсем недавний случай в Хоринском районе, когда пьяный дед, укачивая шестимесячную внучку, несколько раз упал на нее. Девочка умерла от тяжелой травмы головы. Не поняв, что он убил внучку, пожилой мужчина, продолжая укачивать тельце, пошел по соседям в поисках спиртного.

И таких происшествий только за последние годы в республике произошло много – пьяная мать, укачивая двухмесячного ребенка, ударила его головой об угол печи… пьяная мать во время сна столкнула новорожденного с кровати… В большинстве случаев виновные в «причинении смерти по неосторожности» наказывались условным или реальным заключением сроком в один год.

«Путинские дети»

«Путинские дети» - такой термин начал бытовать в народе несколько лет назад. Так называют детей, которых рожают их неблагополучные родители ради материнского капитала. Конечно, нельзя голословно утверждать, что Светлана, придавившая новорожденную своим телом, или другие родители, привлекавшиеся к уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности, родили их только ради материнского капитала.

Однако сотрудники социальных служб анонимно подтверждают, что такое явление в Бурятии действительно есть. Согласна с ними и Татьяна Вежевич, уполномоченный по правам ребенка в Бурятии.

- К сожалению, такие единичные факты имеют место быть, - прокомментировала она. – Обычно мы узнаем о них от родственников или знакомых семьи, обратившихся к нам. Ребенок родился, мать начала получать пособие, и с этих пор малыш предоставлен сам себе. Когда мы разбираемся в ситуации, устанавливаем истинные причины такого обращения с ребенком, мы приостанавливаем выплату материнского капитала.

Конкретно этот случай со вторым случайным убийством ребенка аппарат уполномоченного по правам ребенка в Бурятии берет под особый контроль.

- В таких ситуациях мы запрашиваем информацию у органов следствия. После того как сделаны выводы и установлены причины смерти ребенка, мы проверяем органы опеки, рассматриваем, какие меры были приняты. Если усматриваем их вину в произошедшем, требуем адекватного наказания, - сообщила Вежевич.

По ее словам, если будет доказано, что это аналогичный случай в одной и той же семье, речь здесь будет идти о лишении родительских прав на трехлетнего сына подозреваемой.

Фото: http://knjazev-e.livejournal.com.

Автор: Валентина Габышева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях