Бизнес
2418

В намеченные точки экономического развития Бурятии надо еще и поверить

В канун 2010 года глава республики Вячеслав Наговицын в интервью «ИП» сказал: «Развитие Бурятии можно рассматривать как один инвестиционный проект. Нам дают 200 млрд рублей, и мы обещаем, что через 5 лет уйдем от дотаций, которые сейчас получаем - 15 млрд в год. За 7 - 8 лет проект может быть окупаемым, и мы выйдем на самодостаточность»

Прошло более половины названного срока, деньги дают, а мы где были, там и остались.

По данным РИА «Рейтинг», Бурятия по уровню экономического развития на 65-м месте, по качеству жизни — на 74-м из 82 субъектов страны. Из 70 дотационных регионов республика в первой десятке с 12 тыс. рублей на душу населения. Это больше, чем в Чечне и Дагестане.

Вообще цифры сами по себе условность. Это пластилин в руках статистиков. Стоит посмотреть на нашу методику расчета валового регионального продукта, инфляции, чтобы это почувствовать. Но отвергать их глупо: полезная информация.



Есть прогнозы развития


Правительство своими постановлениями утвердило прогнозы социально-экономического развития республики на 2013 год, а также на 2014 - 1015 и до 2030 года. Отмечается, что в предстоящие периоды уровень и устойчивость темпов экономического развития будут определять внутренние факторы: реализация на территории крупных инвестиционных проектов, повышение доли инновационной продукции, демографическая ситуация и т.д. Все это верно. Как лозунги.

На деле же отраслевая структура экономики остается без изменений на 30 лет вперед: добыча полезных ископаемых, транспортное машиностроение и энергетика. Валовой региональный продукт (ВРП) в среднем увеличивается на 4% в год, как и рост промпроизводства. Кстати, по итогам 2012 года ВРП на душу населения Бурятии приходилось в пределах 5,6 доллара США — в три раза меньше, чем по России.

Что имеем на сегодня

Структуру ВРП республики по ее зависимости от действий правительства и их последствий условно можно представить как состоящую из двух групп отраслей.

Первая:

транспорт и связь — вклад в ВРП - 23%, занято 7% населения, налоговый доход - 16%;

торговля и общепит — 12%, 14%, 11% соответственно;

энергетика — 4%, 4%, 4%.

Вторая:

обрабатывающая промышленность - 12%, 10%, 19%;

добыча полезных ископаемых - 7%, 2%, 5%;

сельскохозяйственное производство - 7%, 14% и 2% соответственно.

Учитывая, что в Бурятии нет добычи и переработки газа и нефти, металлургии, именно вторая группа в большей мере зависит от эффективных действий правительства РБ. Что же имеем в результате?

Обрабатывающие предприятия по загрузке достигают 100% своей мощности, мощности поставщиков сырья и комплектующих. Полное отсутствие новых крупных, тем более инновационных производств. «Старые» предприятия меняют собственников, и судьба их становится неопределенной. К примеру, ОАО «Желдормаш», его дочка - ЛВРЗ, в 2012 году продано ООО «ТМХ Сервис» и через пять лет может уже не обслуживать ОАО «РЖД». Независимые перевозчики готовы сами организовать свои ремонтные базы локомотивов.

Как же ежегодно наращивать промпроизводство? Добыча полезных ископаемых (уголь, золото, урановая руда) — да! Но при этом полное отсутствие инфраструктуры: железных дорог, объектов энергетики. Требуются 15 - 20 лет и сотни миллиардов инвестиций. В сельском хозяйстве занято лишь 14% населения (при 40% живущих на селе). В России нет еще ни одного успешного проекта турзоны. Особенно если учесть соотношение реальных инвестиций в бурятскую турзону, частных и бюджетных — 1 к 41.

У нас не осталось достигаемых козырей экономического роста. Все, что лежало на поверхности, пущено в ход. А проблем прибавилось!



Не загрязняйте территорию!


В республике можно использовать следующие природные ресурсы: воду, лес, сельхозугодья и минеральное сырье. Мы собираемся подступиться к ним в обратной последовательности, не учитывая при этом нарастающую диспропорцию развития добывающей промышленности, вредных производств и сохранения экосистемы Байкала.

Но лучше принять предостерегающие меры, даже если впоследствии они окажутся излишними. Сейчас закрывают Байкальский ЦКК, это обойдется государству в 15 млрд рублей, а санация его территории займет несколько лет. Не такая ли судьба ждет и Селенгинский ЦКК, где производят сульфатную (соль серной кислоты на основе натрия) небеленую целлюлозу?

800 млн рублей из одного миллиарда, выделенного на охрану Байкала, потратим на ликвидацию 40 млн тонн отходов Джидинского комбината в Закаменске. Восточно-Сибирская природоохранная прокуратура отмечает системный характер загрязнения почвы и воды у нас тяжелыми металлами.

Власти Хакасии отказались от строительства кремниевого производства (предприятие первого класса опасности с применением плавиковой кислоты). А наш БНЦ СО РАН продолжает настаивать на создании такого производства на водосборной территории Байкала. Напомним, что от загрязнения воды, по данным ООН, на земле гибнет больше людей, чем от всех войн и напастей.

Узкий взгляд на саморазвитие

Главное и самое трудное, что может подхлестнуть наш экономический рост, рост ВВП, — сельскохозяйственное производство. Село должно работать не только на себя, но и на республику. Пока же из-за низкого качества жизни там население перекочевывает в город. И проблемы села едут в город вместе с людьми. Необходимо значительное повышение роли города в социально-экономическом развитии Бурятии. Нужна неоиндустриализация города при коренном изменении градостроительной политики.

С другой стороны, требуется управление процессом миграции сельского населения. Формирование крупных сельских поселений с достойным качеством жизни. Латание дыр, типа стимулирования переезда врачей в село, — порочная практика.

Есть опасения, что узкий взгляд на социально-эконономическое развитие республики в сочетании с глобализацией использования ее природных ресурсов может привести к сценарию, по которому неизбежен коллапс экономического роста. Имеем ли мы запас экономической прочности?

Пока присутствует синдром домохозяйки - решать проблемы по мере их возникновения. И отодвигать все дальше проблемы экологии, интенсивного развития сельского хозяйства, урбанизации.

«2012 год был для Бурятии удачным по большинству ключевых экономических показателей программы СЭР (социально-экономического развития — прим. ред.). По 123 показателям из 135 были достигнуты плановые значения. По 12 показателям есть отставания, которые не носят системного характера и должны быть достигнуты в 2013 г.» - из ежегодного послания главы Бурятии Народному Хуралу и жителям республики.



Фото: www.subcontract.ru.

Автор: Юрий Кравцов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях