Некоторое время назад судебные приставы на три месяца опечатали буузные, которые по праву можно назвать одними из самых популярных в Бурятии. Речь идет о буузных, расположенных на автомобильной площадке недалеко от села Оронгой (47-й километр дороги Улан-Удэ - Кяхта, Иволгинский район)
Причины закрытия популярных закусочных банальны – нарушение санитарных норм. Не секрет, что кроме больших и вкусных бууз оронгойские буузные славятся отсутствием цивилизованных туалетов и других удобств.
Работники закусочных работают на привозной воде, потому что и водопровод, и канализация здесь неисправны.
Неугасающая популярность
Оронгойские буузные появились на этой площадке очень давно, еще в советское время. Закусочные, расположенные в неприметных деревянных домиках, обслуживали в основном водителей-дальнобойщиков, которые и по сей день останавливаются на этой площадке отдохнуть и перекусить.
Постепенно слава о сытных, сочных оронгойских буузах стала распространяться и среди местного населения. И вот на площадке в Оронгое стали останавливаться не только дальнобойщики, но и обычные жители Бурятии. Многие улан-удэнцы даже приезжали в Оронгой для того, чтобы отведать особо вкусных бууз.
Деревянный туалет на улице, рукомойники старого образца, заляпанные кусочки мыла и туалетная бумага вместо салфеток - все это никогда не мешало успеху оронгойских буузных: посетителей тут хватало и зимой, и летом. Может быть, именно поэтому владельцы закусочных не особо задумывались о создании удобств для своих клиентов?
Предложение, от которого мы отказались
«Информ Полису» удалось встретиться и поговорить с человеком, который знаком с деятельностью оронгойских буузных не понаслышке. Он долго отказывался называть себя, опасаясь гонений властей и собственных коллег, но в итоге согласился на интервью.
- То, что коммунальные проблемы есть, ни для кого не новость и не секрет, - сказал мужчина, назвавшийся Жаргалом. – Со дня основания все закусочные на этой площадке так работают, однако «прикрыть» нас решили только сейчас.
С чем связано такое внимание со стороны надзорных органов, Жаргал не знает. По его словам, вряд ли основанием для проверок стали жалобы клиентов.
- Если бы клиентам не нравилось, они бы у нас не ели, проезжали бы мимо. Но ведь люди останавливаются, некоторых постоянных клиентов мы уже знаем в лицо, - говорит Жаргал.
По его словам, несколько лет назад администрация Иволгинского района предлагала предпринимателям перенести свои закусочные в другое место – чуть в стороне от трассы.
- Говорили, что там и воду к буузным подведут, и канализацию. Но тогда почти никто не согласился переезжать. Тут же хорошо, удобно – с дороги нас видно. Не думаю, что клиенты будут ездить и специально искать буузные, размещенные в стороне от трассы, - рассуждает Жаргал.
Мужчина считает предъявленные прокуратурой претензии не совсем справедливыми.
- У нас немалый процент населения живет в деревнях, в частных домах без канализации и водопровода. Люди же готовят там кушать, те же буузы варят, другие какие-то блюда. И никто не травится и не умирает. Так почему такое мнение, что если нет у нас канализации, то наши буузы плохого качества?
Однако с тем, что ситуацию надо исправлять, Жаргал согласен.
- Конечно, то, что у кого-то из персонала не было санитарных книжек и других документов, плохо, все-таки это общепит. Люди, работающие с продуктами, должны быть чистыми и здоровыми.
Шэнэхэнские буузные под ударом
Некоторое время назад прокурорской проверке подверглись и некоторые закусочные в центре Улан-Удэ – те, в которых подают знаменитые шэнэхэнские буузы. Специалисты прокуратуры и Роспотребнадзора нашли в закусочных целый набор нарушений.
«Подсадили» на буузы
Уже несколько месяцев среди улан-удэнцев распространяется слух о том, что в некоторых закусочных столицы Бурятии в буузы добавляют усилители вкуса.
- Вы не замечали, что и летом, и зимой, и в межсезонье вкус у поз одинаковый? – говорят улан-удэнцы. – Разве может такое быть?
Долгая дорога буузного бизнеса. История появления самого популярного в Бурятии блюда
Историки и языковеды спорят о происхождении самого блюда и названия, кулинары - о правильной начинке бууз, чиновники и бизнесмены - о том, какими должны быть современные буузные. И как получилось, что знаменитые с советских времен оронгойские буузные закрывают из-за санитарных условий, а в Улан-Удэ народ предпочитает вкус шэнэхэнских бууз, невзирая на деревенскую обстановку.
Версия первая
Вначале немного истории, поскольку самое популярное блюдо Бурятии имеет и самое спорное происхождение. Сторонники китайской версии основываются на том, что в самом Китае такое блюдо называется «баоцза», в монгольских языках слово трансформировалось в бууза. Самая красивая и древняя версия приписывает изобретение баоцза легендарному полководцу Лян Чжу Гэ.
Возвращаясь домой после покорения южных земель, он не мог перейти с армией бурную реку. Местный правитель сказал, что дух реки требует в жертву 50 мужских голов. Настоящий командир предпочел обмануть духа реки, чем лишаться воинов, и приказал завернуть в тесто рубленую говядину и конину в форме головы. 50 якобы голов бросили в реку. Слово «баоцза» от глагола «бао» - заворачивать, обертывать.
Версия вторая
Вторая версия в какой-то степени объясняет количество защипов на буузах, но весьма оскорбительна для монгольских народов. Потому что, по этой легенде, тибетцы для распространения буддизма у монголов пригласили в гости высшую знать. Монголов угостили буузами с 33 защипами, столько было складок в одеянии тибетских лам.
Бууза должна была символизировать безропотное повиновение и поклонение монгольских племен новой для них религии – буддизму. Отверстие наверху буузы означало «отсутствие головы».
- Это абсолютная байка. Необязательно должно быть 33 защипа. Просто считалось, что чем больше защипов на буузах, тем больше старался хозяин уважить гостей угощением. Буузы в таком случае должны еще выглядеть одинаково, как с конвейера. Это, как и количество защипов, говорит о мастерстве лепки, – говорит преподаватель буддийского университета Раднажап-лама.
Кстати, по-тибетски это блюдо называется момо. Но Раднажап-лама рассказал случай, которому сам был свидетель, когда обучался в буддийском монастыре Индии. Его учитель Гэлэг-Жамсо лхарамба на одном занятии взял в руки момо и спросил учеников: что это? Для студентов буддийской философии прямо ответить на вопрос означает не дать ответа.
Поэтому последовало долгое молчание и раздумье. Лишь когда учитель укорил учеников, что они не могут ответить на столь простой вопрос, один студент не выдержал и ответил, что это обычное момо.
- Нет, это карикатура на момо. Если вы хотите попробовать настоящее момо, езжайте в Бурятию, – ответил известный буддийский ученый, объездивший множество стран.
Патриотичная версия
По другой версии, кочевники придумали рецепт бууз, когда занимались убранством юрты. По форме своей буузы действительно напоминают жилище кочевника, в центре которого располагается очаг, а дым из него выходит из отверстия на крыше. В доказательство некоторые ученые приводят найденные на Иволгинском хуннском городище древние пароварки – керамический сосуд с широким верхом, на него ставится сосуд поменьше с дырочками в днище. Правда, другие ученые сомневаются, что найденная посуда действительно пароварка.
На вопрос, где же кочевники брали муку для теста, ответ – они выращивали пшеницу, просо, ячмень. В то же время всегда было выгоднее торговать с китайскими и среднеазиатскими купцами, выменивая скот, лошадей, шкуры, меха и т.д. на зерно, чем самим выращивать.
Очевидно, поэтому земледелие здесь то развивалось, то затухало в зависимости от состояния торговых отношений, но в любом случае зерно было почти всегда. Остроумнее всего высказался по этому поводу великий ученый академик Бямбын Ринчен.
«На вопрос, китайское или монгольское блюдо бууза, ученый ответил: если там нет мяса и много теста, тогда китайское. А если много мяса и нормально теста, тогда точно монгольское», – гласит притча об академике.
Советские позы
В советское время в Улан-Удэ и вдоль самых оживленных автодорог республики стали появляться в продаже буузы. Называли их русифицированным названием «позы». Но отдельно позных не было. В "Гостиных рядах" была пирожковая, где запах жареного ливера перебивал аромат бууз.
- Вес их был по 100 г каждая и цена 39 копеек за пару. С домашними их было не сравнить, но больше почти нигде не продавали. Разве что летом на Сурхарбане и по дороге в села на стоянках, - вспоминает предприниматель Сергей Гармаев. – Кстати, отсюда и пошла популярность оронгойских бууз. На том месте с советских времен делали стоянку пассажирские автобусы, едущие в южные районы республики. А в 90-е годы у людей появились личные машины, и улан-удэнцы не ленились ездить в ближайшие к городу «Оронгойские буузные».
Действительно, в других направлениях места общепита, торгующие буузами, находились намного дальше. Например, кафе в Хошун-Узуре на мухоршибирской трассе до сих пор вспоминают добрым словом любители бууз.
В 90-е годы возник целый комплекс на перевале Шанатский на границе Хоринского и Заиграевского районов. Нетрудно понять, что эти придорожные комплексы проигрывали «оронгойским буузам» только в расстоянии до города. В 90-е годы стали популярны и «дацанские буузные» при открывающихся новых храмах и дуганах.
Народный маркетинг
Как ни странно, но появление бренда «шэнэхэнские буузы» можно сравнить с историей «Фейсбука». Основатели этих брендов поначалу задумывали свое дело не как бизнес, а как помощь своим людям. Все началось с того, что приехавшие на историческую родину в 90-е годы шэнэхэнские буряты занялись скупкой у населения шкур, мехов, медвежьей желчи и струи кабарги.
Скупщики до сих пор стоят на перекрестке улиц Свердлова и Коммунистической. Чтобы кормить своих мужчин, первая шэнэхэнская семья открыла в соседнем доме небольшую буузную для своих. Примечательно, что дала начало бренду «шэнэхэнские буузы» внучка знаменитого генерала Квантунской армии Уржина Гармаева. Естественно, гостеприимные шэнэхэнцы приглашали разделить трапезу новых коллег и друзей. Те, в свою очередь, уже не могли есть другие буузы и начали приводить новых посетителей.
В начале 2000-х годов «сарафанное радио» заработало так, что стало мало одной-двух шэнэхэнских буузных. В соседних домах начали открываться новые буузные. Кстати, они ввели и новое слово – шарбинарии от слова «шарбин» - забытое за советские годы национальное блюдо. Без единой вывески и объявления эти шарбинарии и буузные составляли конкуренцию самым дорогим ресторанам.
Кстати, чиновников в шэнэхэнских буузных встречается не меньше, чем известных деятелей культуры, журналистов и даже представителей контролирующих органов. Известный телеведущий Роман Абрамский рассказывал, как пригласил московских гостей в домик с железной кроватью. Сидя на ней, москвичи вкушали буузы и зеленый чай.
Позже столичные гости признавались, что это была самая экзотическая трапеза в нашей республике.
После кризиса 2008 года и упрощения ведения предпринимательской деятельности шэнэхэнские буузные стали «легализоваться», появились вывески, некоторые кафе переехали в благоустроенные дома. И тут началось то, что ожидает любой успешный бренд. Под маркой шэнэхэнских бууз начали продаваться другие буузы. Поэтому сегодня самые «аутентичные» шэнэхэнские блюда можно попробовать в кафе с говорящим названием «Шэнэхэн» на Бурводе.
Может, копирование их бренда и заставило моих шэнэхэнских собеседников отказаться от обнародования своих рецептов. Своими секретами мы попросили поделиться тех, кто помнит старинные традиции изготовления «бууз».
Секреты шэнэхэнских бууз
Конечно, сейчас в каждом районе и каждой семье свои буузные традиции. Западные буряты могут начинить буузы и кониной, и рыбой, многие добавляют свинину. Есть вариант летних бууз, где мало мяса и очень много овощей. Почти манты. В Монголии, да и раньше в Бурятии буузы предпочитали делать из рубленой баранины. Вместо свинины, поскольку кочевники свиней не держали, добавляли курдючное сало.
- На 600 - 700 г баранины хватит четверти от фарша - курдючного сала. Мясо лучше порубить, тогда и мясной сок будет необыкновенно вкусным. Немного добавить теплой воды для бульона. Пусть фарш отстоится, пока будете делать тесто. Кто-то любит добавлять яйца, я предпочитаю просто замесить муку на холодной сырой воде. Затем накрыть тесто и тоже дать отстояться 30 минут, – говорит пенсионерка Александра Ямпилова.
Те, кто был в Монголии, заметили, что буузы там небольшие. И в Бурятии во многих семьях делают буузы на один укус.
- Я терпеть не могу большие буузы. Маленькие намного удобнее есть, особенно непривычному к буузам человеку. Мясо не будет вываливаться из теста и сок не будет стекать со всех сторон, – считает Александра Будаевна.
Кстати, в Монголии каждая семья к Сагаалгану старается приготовить как можно больше бууз. Все зависит от достатка семьи, но тысячей слепленных бууз в Монголии никого не удивить.
Тонкость в тесте
Кстати, сделать 33 защипа на буузах невероятно трудно. Редко можно встретить 10 и более защипов. И зависит это не только от мастерства повара. Надо уметь приготовить тесто не сильно твердым и не очень мягким. В Китае есть отдельные повара для лепки из теста баоцза и пельменей. То, что они лепят из теста, сродни ювелирному искусству. Одни названия их пельменей чего стоят - «императрица-мать» или «лотос на воде».
Последний - самый сложный для лепки, потому что на каждом пельмене делается 13 отверстий, символизирующих коробочку с семенами лотоса и 13 императорских династий.
- Лучше всего скатать тесто в колбаску и нарезать на бруски. Их легче раскатать в круг так, чтобы края были тоньше, а дно толще. Тогда и тесто проще растянуть на много защипов и дно бууз не лопнет. Сок не вытечет, – делится секретом пенсионерка Цырегма Пунсукова.
Некоторые сразу раскатывают тесто в большой круг и вырезают из него круги стаканами. При таком изготовлении тесто получится равномерным, но защипов сделать удастся не так много. Главное, не удариться в другую крайность и не сделать тесто слишком толстым, особенно в середине защипов. Все наблюдали, как на тарелках остаются недоеденные толстые верхушки теста от бууз.
Приятного аппетита!
Аревик Сафарян, Андрей Ян.
Фото Марка Агнора.
Общество
8895
Власти против буузных. Какое будущее ждет бурятские буузы?










