Происшествия
5745

Семейно-родовая община «ДЫЛАЧА»: истина будет установлена

Позади два месяца с того момента, как в Улан-Удэ и на участке Медвежьем в Баунтовском эвенкийском районе люди в масках и с автоматами «наехали» на семейно-родовую эвенкийскую общину «Дылача». Назвать иначе эту операцию московских силовиков и представителей правоохранительных органов Бурятии трудно

О том, что последовало вслед за обысками, изъятием документов в офисах «Дылачи» в Улан-Удэ, похищением начальника участка С. Ямбурова, вывозом на вертолетах камнецветного сырья с участка Медвежьего и со складов производственной базы общины на склады «Русской нефритовой компании», сегодня знают не только в Бурятии благодаря специальному заседанию Общественной палаты России в Москве, которое было посвящено этим событиям. Члены ее рабочей группы, побывавшие в Улан-Удэ, убедились в нарушении прав общины и незаконности действий правоохранительных органов Бурятии, которыми руководили представители «Русской нефритовой компании». Теперь возбужденное против «Дылачи» уголовное дело передано в Следственный департамент МВД России, а Генпрокуратура РФ взяла под свой контроль ситуацию с добычей нефрита в Бурятии, вернувшись к прежним обращениям «Дылачи» в правоохранительные органы республики по поводу черных копателей, которые ранее оставались безответными.

Событиям вокруг «Дылачи» уделяют внимание и республиканские СМИ. В некоторых публикациях они трактуются с позиции тех, кто хочет, во что бы то ни стало отобрать доходный бизнес у эвенкийской общины. Их негодующие авторы, возомнившие себя святее Папы Римского, добиваются у представителей «Дылачи» немедленных ответов на разные свои вопросы. Например, почему добычей нефрита занимается некоммерческая организация, хотя община делает это на законном основании уже почти 20 лет. Очень настойчиво авторы громких публикаций интересуются доходами руководителей, затратами на развлечения, количеством недвижимости, почти так же, как у экс-министра сельского хозяйства Е. Скрынник — стоимостью дамских сумочек…

Что стоит за громкими событиями минувших двух месяцев, связанными с «Дылачой»? Компетентный ответ на этот вопрос, конечно же, можно услышать только от тех, кто в курсе происходящего непонаслышке. Поэтому он адресован адвокату семейно-родовой эвенкийской общины Аюру Дубданову.

— Прошло два месяца с начала следствия, но мы так и не получили ответ на вопрос: что же послужило основанием для проведения проверки, предпринятой в отношении эвенкийской общины «Дылача» 4 октября? Вызывает вопросы и загадочный характер расследования, длившегося в течение двух месяцев. Цель любого следствия — выяснить истину. Здесь же львиная доля времени в ходе минувших двух месяцев была затрачена на перемещение камня с Кавокты в Багдарин и далее в Улан-Удэ, на склады Русской нефритовой компании. В этой операции была задействована не только мощная техника, но и масса следователей. Вместо того, чтобы допросить тех, кто имеет непосредственное отношение к добыче нефрита, следователи занимались вывозом камнецветного сырья с Кавокты в Багдарин и далее, на склады Русской нефритовой компании. Поэтому защита СРЭО была вынуждена сама (!) ходатайствовать о допросе главного маркшейдера СРЭО. Но его допрос по сей день так не доведен до конца. По сей день не допрошены и непосредственные участники добычи нефрита на участке Медвежьем, что является нарушением процессуальных норм. Сложилось впечатление, что главное в ходе возбужденного дела — не установление истины, а вывоз камня. Мы обжаловали возбуждение уголовного дела против СРЭО в Железнодорожном суде. Но, к сожалению, суд первой инстанции в лице судьи Очировой отказал нам в иске по неубедительным доводам. Они обжалованы в Верховном суде РБ. Нами также обжаловано и постановление о возбуждении уголовного дела. В нем речь о «краже камня»… из недр. Возможно ли это? И потом — как можно украсть 20 тонн? Цифра в 600 миллионов рублей, якобы нанесенного Российской Федерации ущерба, явно взята для того, чтобы квалифицировать дело, как особо тяжкое… Поэтому нам предстоят обращения в Верховный суд России, а затем в Страсбургский. Уверен, что истина в этом деле будет установлена. Ведь в любом другом деле возможны подтасовки или подкуп свидетелей, здесь же координаты участка, в границах которого СРЭО «Дылача законно добывает нефрит, остаются неизменными.

По словам представителей «Дылачи», еще один положительный итог минувших двух месяцев — начальник участка Медвежий С.Ямбуров наконец-то дома! Он был увезен 4 октября на вертолете в неизвестном направлении людьми в масках и с автоматами. После шума, поднятого «Дылачой», родными и СМИ, он был спешно объявлен в качестве главного свидетеля, который, якобы, «находится под госзащитой». От кого и от чего? Ведь «Дылача», где С. Ямбуров проработал несколько лет, — не криминальная организация. Это подтвердил и он сам, сумев каким-то образом дозвониться до коллег с отчаянной просьбой о помощи. Возможно, газетные публикации напугали «госзащитников» и поэтому Сергей Ямбуров жив-здоров и на свободе.

Два месяца назад «Дылачу» обвиняли в незаконной добыче нефрита «за пределами лицензионного участка». Эта атака рейдеров захлебнулась благодаря независимым экспертизам, доказавшим факт «не нарушения общиной границ, указанных в лицензии». По словам директора Бурятского филиала ФГУ «Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых» Павла Роксина, добыча нефрита семейно-родовой эвенкийской общиной ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах добычной лицензии — на участках Прозрачном и Медвежьем.

— На территории Бурятии в соответствии с лицензиями законно добывают нефрит несколько организаций: это СРЭО «Дылача», «ОАО «Байкалкварцсамоцвет», ООО «Сибгеология», ООО «Дхарма» и еще ООО «Алами». В августе 2012 года ООО «Русская нефритовая компания» выиграла конкурс на разработку и добычу нефрита в Окинском районе. Но прежде ей предстоит найти залежь, оценить ее, разведать и защитить запасы, получить горный отвод, предоставить проект на разработку запасов… Конечно, это длительный процесс, но таков порядок. Наверно, по этой причине «Русская нефритовая компания» хотела объединить указанные выше компании под своим началом. Но они отказались от сотрудничества с РНК.

— ООО «Горнорудная компания» в 2010 году выиграла аукцион на право пользования недрами на участке Шестопаловском в Окинском районе Бурятии, — рассказал ее генеральный директор Александр Войтюк из Иркутска. — Но получить лицензию мы не можем по сей день. Наши обращения в Генпрокуратуру России, к Президенту страны и другие инстанции оказались безрезультатными. Более того, в апреле 2011 года руководитель Роснедра издал приказ… об аннулировании результата аукциона на право пользования недрами на участке Шестопаловском. Вслед за этим незаконным шагом государственного органа и состоялась памятная встреча в Москве в июне 2011 года с представителями «Русской нефритовой компании» Шарыкиным, Бодренковым и Халановым. Они потребовали… отдать им наше предприятие в обмен на лицензию. Это ли не попытка рейдерского захвата? Так что нынешние события в Бурятии вокруг семейно-родовой общины «Дылача» схожи с тем, что происходит с ООО «Горнорудная компания»…

Наверно, после этих безуспешных попыток любыми путями объединить под своим началом успешных недропользователей глава госкорпорации «Ростехнологии» С.Чемезов обратился с письмом к Президенту России. В нем он изложил план развития нефритовой отрасли на территории Бурятии, который был согласован с правительством республики. Одним из его пунктов стало создание ООО «Русская нефритовая компания». А вот следующий шаг по «развитию нефритовой отрасли на территории Республики Бурятии», как сообщил г. Чемезов Президенту России, — «возбуждено уголовное дело по фактам хищения нефрита. Изъято около 20 тонн нефрита — предварительная сумма ущерба, нанесенного государству, превышает 600 миллионов рублей». Причем, в письме не уточняется, что эти 20 тонн изъяты не у армии черных копателей, а у законного недропользователя в лице СРЭО «Дылачи». Ну зачем, как, видимо, посчитал автор письма, президенту страны знать о какой-то там семейно-родовой общине, которая наносит та-а-кой «ущерб государству»?!

Напавшие на семейно-родовую эвенкийскую общину «Дылача», как считает главный геолог ГГПП «Байкалкварцсамоцветы» Сергей Прохор, не ожидали от нее такой ответной реакции. Эта позиция достойна уважения. И она свидетельствует о том, что повод для обвинений общины — надуманный.

— Та 18-я залежь, из-за которой «Дылачу» обвинили в нарушении границ добычного участка, находится в пределах участка Меджвежий, а правоохранители почем-то решили, что она за его пределами, — утверждает главный геолог ГГПП «Байкалкварцсамоцветы» Сергей Прохор, имеющий самое прямое отношение к открытию и изучению многих месторождений в баунтовской тайге. — Прежде, чем начать ее эксплуатацию, были пройдены все экспертизы, все было согласовано в течение шести лет — с 2004-го по 2010-й годы. Вопросы не возникали ни у специалистов Госкомиссии по запасам, ни у Госгортехнадзора. «Русская нефритовая компания» в августе 2012 года выиграла конкурс на право пользования недрами в Окинском районе, а вот Баунтовский участок был снят с конкурса. Очевидно, это и послужило поводом для наезда на общину «Дылача», о чем я сказал на заседании Общественной палаты России в Москве. По всей видимости, по аналогии с «Русской цементной компанией», создание которой сопровождалось такими же конфликтами, недропользователей ожидает монополизация под знаменем «во благо государства». Участники специального заседания Общественной палаты России согласились со мной, что действия правоохранителей, руководимых представителями «Русской нефритовой компании», по отношению к «Дылаче» незаконные.

Уверены в том, что семейно-родовая община стала камнем преткновения для рейдеров, и в Баунтовском эвенкийском районе. Отличник просвещения России, заслуженный учитель Бурятии, ветеран педагогического труда Нина Петровна Торгонова рассказала о настроении своих земляков.

— Мы здесь очень надеемся на то, что все благополучно разрешится. Слишком большие надежды у нас связаны с «Дылачой». Мы очень хорошо знаем Андрея Михайловича и Татьяну Михайловну, их родителей, чтобы поверить в то, что происходит на наших глазах. В течение недели над Багдарином кружили вертолеты, которые вывозили по 2,5 тонны камня с Кавокты. Вот и летали они туда-сюда целую неделю. Камень охраняли люди с автоматами и в масках, как будто детектив какой-то. Это сколько же людей и денег ушло на это?! А в это время у нас в поселке полно «вороваек», а в тайге даже кавказцы обосновались. Им-то хоть бы хны, никто им слова против не сказал. Полицейские только на «Дылачу» ополчились, им так легче, чем по тайге ловить черных копателей. Завистливых людей немало и среди местных. Но большинство все же верит, что «Дылача» невиновна, и все в этом убедятся…

Ход расследования дела в отношении «Дылачи» за два минувших месяца подытожил Аюр Дубданов:

— В течение этого срока расследования, определенного законом, следствие так и не установило виновных, что закономерно. Это свидетельствует о формально возбужденном против «Дылачи» деле. Самое главное — жив и здоров Сергей Ямбуров, который допрошен в качестве свидетеля. Мы готовы к новому этапу расследования – к проведению экспертизы по координатам участка, на котором работает «Дылача». Проводится минералогическая экспертиза, которая определит стоимость и породу изъятого камня, поскольку он добывался в течение десяти лет. Наконец, мы ждем приезда в Улан-Удэ представителя Следственного департамента МВД России, который, как мы полагаем, и установит истину в этом деле.



Автор: Эдуард Баринов

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях