Общество
6570

Забавы арабских шейхов угрожают редким птицам Бурятии

Сирийцы, недавно обнаруженные в Бурятии во время проведения оперативно-профилактического мероприятия «Регион-Магистраль», могли искать птиц из Красной книги. Оказалось, что арабские шейхи готовы платить за сокола-балобан десятки тысяч долларов

Напомним, что недавно два гражданина Сирии были обнаружены на гурту возле села Домна Еравнинского района. Представителям  правоохранительных органов гости с Ближнего Востока рассказали, что приехали в Республику Хакасия для осуществления трудовой деятельности, затем отправились в Читу и уже оттуда в Иркутск. Но по дороге сирийцы заблудились и оказались в Еравнинском районе.

Начальник ТП УФМС РФ по РБ в Еравнинском районе, лейтенант внутренней службы Дулма Гурожапова сообщила: в ходе проверки документов выяснилось, что заплутавшие иностранцы прибыли в Россию по деловой визе. Это не соответствует цели их пребывания на территории нашей страны.

- Скорее всего, граждане Сирии приехали в Еравну на разведку пернатых, - сообщила Дулма Гурожапова районной газете. - Судя по визам, ранее они посетили Монголию, Кыргызстан и Казахстан - места обитания соколов-балобанов. Этих редких птиц, занесенных в Красную книгу, ловят на голубей. Но при досмотре машины не обнаружено ни перышка, ни каких-либо специальных приспособлений.

Напомним, в апреле в Бурятии уже задерживались граждане Сирийской Арабской Республики Исмаил Ахмад и Слуиман Абудуалслам. Они перевозили на автомашинах марки «Нива» предметы и приспособления, используемые при охоте на соколов-балобанов. Как считают экологи, это лишь один из многих случаев отлова браконьерами редкой птицы.

Идеальный охотник

В Сибири таких соколов в народе называют «большие ястребы». Они занесены в Красную книгу, как находящиеся под угрозой исчезновения представители дикой фауны. В Бурятии балобан обитает по окраинам лесов, в лесостепных и степных зонах. Во время охоты выбирает открытую местность вблизи деревьев и скал. С них он обычно высматривает добычу. Такой хищник - настоящий дар для аграрных районов Бурятии, так как уничтожает вредных грызунов. Специалисты говорят, что в степях и пустыне нет равных балобану охотников. Балобан превосходит сапсана тем, что может взять даже небольших зайцев и таких крупных птиц, как цапля, журавль и дрофа.

- Я ездил с европейскими туристами на соколиную охоту в Монголии. Баян-Ульгийский аймак зарабатывает большие деньги на традиционном фестивале беркутчи. Но нападающий сокол-балобан - это нечто особенное! Он не падает с высоты на жертву, а в горизонтальном полете наносит удар всем телом и когтистыми лапами, - рассказывает охотник-любитель Галсан Дабаев.

От монгольских охотников он узнал, что балобан умнее других соколов, его охотничья тактика наиболее разнообразна, он отважен и неутомим в ловле. Не случайно, по преданиям, именно эта птица была гербом предводителя гуннов Атиллы, украшая его щит. Особенно балобанов ценят за преданность хозяину. Эту птицу даже называют «собака-сокол». Но считается, что для этого ее надо приручать еще птенчиком. Иногда на центральной площади Улан-Батора появляются хозяева с прирученными соколами. За плату с птицей можно сфотографироваться.

Орнитологи отмечают, что еще одно преимущество балобана - самое мягкое оперение из всех крупных соколов. Это позволяет балобану хорошо линять, легче кречета переносить жару и лучше сапсана - холод. Перо балобана настолько эластично, что редко ломается при ловле дичи.

Неудивительно, что балобан издавна является любимой ловчей птицей у всех народов Азии. Но все эти достоинства принесли беду балобану. И без того занесенный в международную Красную книгу как вымирающий вид, балобан стал предметом контрабанды. В 2005 году численность популяции составляла примерно 8,5 тысячи особей на весь огромный степной ареал обитания.

Летающий нефрит?

Из-за своей редкости и специфической ценности балобана можно сравнить с другим богатством Бурятии - нефритом. Бурятия привлекает браконьеров на балобана тем, что здесь относительно развиты дороги и много населенных пунктов. Значит, легче подъехать к местам гнездовий. В других регионах  пишут, что браконьеры вовлекают местных жителей в свой нелегальный бизнес.

- У нас я ни разу не слышал о том, чтобы соколов ловили для продажи арабам. Во-первых, это большой грех - ловить птенцов и самочек для продажи. Духи-хозяева местности накажут за это так, что охотиться будет нечем. Во-вторых, навыки соколиной охоты в Бурятии давно утрачены, - говорит охотник-любитель Галсан Дабаев.

Ученые спешат развенчать мифы о том, что на этих птицах местные жители могут  хорошо нажиться. Это в старину за хорошо обученного сокола давали несколько скакунов. Сейчас, по данным Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, за хорошего охотничьего сокола арабы могут выложить сотни тысяч долларов. Обученный охоте балобан идет по цене джипа. Но для этого птиц надо вывезти за границу, потом долго приручать, чтобы продать на черном рынке.   

Бесчеловечный вывоз

О раскрытом канале поставки балобанов в Арабские Эмираты недавно сообщали федеральные СМИ.

 - Сформировалась настоящая «соколиная» мафия, которая имеет отлаженный бизнес. В арабских странах, стремительно разбогатевших на нефти, имеется устойчивый спрос на соколов, который формируют представители знати этих стран - шейхи. И пока в природе еще есть хоть один живой сокол, на его поимку шейхи будут тратить любые деньги только из-за слепой веры в то, что дикая птица лучше, чем выращенная в питомнике, - рассказывает Игорь Карякин, главный редактор журнала «Пернатые хищники и их охрана».

Самое страшное, что вывоз контрабандой выдерживают не все птицы. Ведь им впрыскивают водку, чтобы одурманить, и складывают «валетиком». Осенью казахские таможенники обнаружили 24 сокола, втиснутых в три дорожные сумки. От такой транспортировки птицы если не задыхаются, то долго не могут расправить затекшие, а то и сломанные крылья и лапки.

 

Но наказание за охоту на животных из Красной книги в РФ слишком мягкое.

Незаконная охота на птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, совершенная группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или лишением свободы на срок до двух лет, гласит статья 258 Уголовного кодекса РФ.

На «заблудившихся» в Бурятии сирийцев и вовсе оформили протокол об административном правонарушении в соответствии с ч.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Один материал направлен в Еравнинский районный суд. Он постановил назначить нарушителям штраф в размере 3000 рублей.

Спорт царей и ханов

Историки говорят, что русские князья пристрастились к соколиной охоте от кочевников, особенно во времена Золотой Орды. По крайней мере, в дань, кроме меда, пушнины и коней, входили и ловчие птицы.  

«Соколиная охота - сестра войны» – эти слова приписывают Чингисхану, а его внук Батый якобы утверждал, что только охота с птицей может доставить высшее наслаждение мужчине.

Соколиную охоту как свое наследие в список ЮНЕСКО внесло рекордное количество стран - от Бельгии, Испании и Франции до Южной Кореи и Монголии. Свои права на это наследие заявили и Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. Герб этой страны даже украшает хвостовое оперение - семь перьев - символизирует семь эмиратов, входящих в федерацию ОАЭ. Сирия тоже считает соколиную охоту своим культурным наследием. К сожалению, России в этом списке нет.

- В Бурятии охотников-соколятников нет ни одного. Немного их сохранилось на Кавказе и в южных регионах России, – говорит эксперт Минприроды Бурятии Елена Кокорина.

А пока Всемирный фонд дикой природы бьёт тревогу: популяции соколов-балобанов в России грозит полное исчезновение.

- Одной из причин сложившейся катастрофической ситуации с соколами является неэффективная их охрана как в пределах ООПТ, так и за их пределами, что позволяет практически беспрепятственно осуществлять их отлов, - говорит Михаил Пальцын, координатор проектов Алтае-Саянского отделения WWF России. – Играет свою роль и неэффективное исполнение субъектами РФ переданных им полномочий в области охраны редких видов, главными причинами чего являются крайне недостаточное финансирование этих работ, низкая численность инспекторского состава и порой отсутствие у инспекторов элементарных знаний в области биологии и экологии соколов. Чего, кстати, не скажешь о заезжих ловцах и их пособниках из числа местных жителей, которые, применяя знания на практике, успешно «опромышляют» популяции соколов в регионе, ставя их на грань уничтожения.

Косвенно подтверждается это информацией и сообщением Бурприроднадзора о том, что средства на мониторинг численности балобанов не выделяются.

Примеры более разумного подхода мы видим у соседей. В Монголии строят искусственные гнезда для вымирающих птиц.

Искусственные гнезда

По словам директора International Wildlife Consultants Николаса Фокса, буддийские традиции монгольского народа способствовали процветанию вида, но в последние годы численность балобанов тоже стала снижаться из-за браконьерской охоты на птиц.

Поэтому правительства ОАЭ и Монголии подписали соглашение о защите сокола-балобана. В соответствии с договором Агентство по охране окружающей среды Абу-Даби (Environment Agency Abu Dhabi (EAD) выделит 2,4 млн долларов на строительство 5 тысяч искусственных гнезд для балобанов в центральных степных районах Монголии.

Монгольские орнитологи будут вести наблюдение за изменением численности птиц в течение пяти лет. Искусственные гнезда представляют собой металлическую конструкцию с бортиками на опорах. Выделенные средства также пойдут на выплаты местным жителям, чтобы они охраняли пернатых и не мешали им жить.

А между тем с помощью соколов в некоторых странах защищают аэродромы от стай птиц, которые в случае столкновения со взлетающим или приземляющимся самолетом могут стать причиной катастрофы. Те же богатые отели в арабских странах держат соколов и для того, чтобы отпугивать голубей, пачкающих дорогие крыши, стены и полы дворцов.

Фото stfond.ru

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях