Общество
3143

Геннадий Федик: Национальный язык должен изучаться не в ущерб русскому языку

Выбор языка обучения и языка изучения должен быть добровольным. 9 ноября на этом настаивали приглашенные участники заседания секции «Совершенствование законодательства в сфере языковой политики и удовлетворения этнокультурных потребностей народов России» при комитете Государственной думы РФ по делам национальностей



«Ситуацию в Татарстане, касающуюся русского языка в школах, можно охарактеризовать как этно-лингвистический конфликт», - заявил заместитель председателя Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов.

Он обратил внимание на то, что проблема существует из-за «обязательного двуязычия» в Татарстане. «Есть определенные противоречия между законодательством Татарстана и федеральным законодательством России в сфере языка», - отметил эксперт. По его мнению, если в ближайшее время не будет сделана ревизия законодательства, ситуация может дойти до самых крайних форм конфликта», - подчеркнул он.

«Нужно этническую культуру сберегать через образовательный процесс, но подходить дифференцированно. Потенциал детей с «укушенными» часами по русскому языку снижается», - заявил Щеглов.

Со своей стороны председатель правления республиканской общественной организации «Учителя Республики Бурятии» Геннадий Федик также выступил против того, чтобы национальный язык изучался в ущерб русскому языку. «Региональный компонент съедает федеральный», - охарактеризовал он существующую ситуацию в Татарстане. При этом эксперт обратил внимание на различия в региональном законодательстве Бурятии и Татарстана: в Бурятии, изучение национального языка происходит добровольно и в региональном законодательстве прописан главенствующий статус русского языка.

На добровольном изучении национального языка настаивали и представители Башкирии. «Изучение национальных языков должно быть добровольным. Либо законом необходимо гарантировать изучение русского языка в объеме, предусмотренном федеральными нормативными актами», - уверена администратор интернет-сообщества родителей-школьников «Образование и русский язык в школах Башкирии» Галина Лучкина. «У нас (в Башкирии) русскую речь услышишь чаще, чем в Москве», - привела она аргумент. Эксперт обратила внимание участников заседания на такую проблему, как вынужденная миграция из региона, где родители недовольны тем, что изучение национальных языков идет в ущерб русскому, главному языку общения в России.

Комментируя ход обсуждения, заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Тамара Плетнева (КПРФ) заявила о том, что «работы - непочатый край». "Надо срочно менять законодательство, смотреть и по (образовательному) стандарту», - предложила парламентарий. «Проблема существует», - признала она. «Какой язык изучать, должен быть добровольный выбор», - считает Плетнева.

Сходу проблему не решить, заявил по итогам заседания член комитета Госдумы по делам национальностей Григорий Ледков («Единая Россия»). «Надо собрать всю информацию, ее скрупулезно разбирать, изучить законодательную базу», - отметил депутат. «Ведь проблема намного шире, чем изучение в школах русского и национальных языков», - считает Ледков. Он также сообщил, что в ближайшее время эта тема будет обсуждаться на заседании комитета Госдумы по делам национальностей.

Между тем накануне в Госдуме состоялись парламентские слушания, участники которых обсуждали поправки ко второму чтению проекта базового закона «Об образовании в РФ». Участники слушаний считают необходимым, в частности, дополнительно конкретизировать положения законопроекта в части обеспечения прав граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения с учетом правового статуса языков народов России, сообщает ИА REGNUM.

Фото novosti116.ru

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях