Общество
2291

Маркировка телепередач: во благо или во вред?

С тех пор как Закон «О защите детей от негативной информации» вступил в силу, прошло немногим более месяца. За это время грубых нарушений со стороны телекомпаний выявлено не было. Но сам закон вызывает неоднозначную реакцию со стороны общественности и СМИ

Во многом это связано с отсутствием чётких критериев при классификации тех или иных передач.  Не до конца определены и органы, контролирующие соблюдение установленных правил, и не изданы соответствующие нормативно-правовые документы.

В течение первых месяцев Роскомнадзор пообещал отслеживать  и анализировать все спорные моменты, чтобы усовершенствовать процедуру маркировки. Как обстоит ситуация в Бурятии сейчас, чего удалось добиться, а что ещё предстоит сделать, узнавал «Информ Полис».

От чего защищать?

Декан филологического факультета Бурятского госуниверситета Вера Башкеева в интервью «Информ Полису» сообщила, что хорошо знакома с историей формирования закона.

- Он был  принят ещё в 2010 году, но из-за необходимости поправок  получил завершение только в июле 2012-го. Особое значение этот закон придаёт информации, как материалу и средству, формирующему личность ребёнка. Поскольку общество, в котором мы сейчас живём, не способно самостоятельно оградить детей от негативного влияния СМИ, то защита должна осуществляться на государственном уровне, - говорит декан.

Отслеживать закон в семье обязаны, в первую очередь, взрослые. Однако его необходимость  у многих родителей вызвала сомнения. Ведь контролировать просмотр каналов ребёнком можно и без вмешательства со стороны государства, к тому же появление маркировки  в начале фильма или передачи вовсе не гарантирует, что  дети откажутся от их просмотра.

- Родители важны, но никто, даже они, не сможет остановить бесконтрольное распространение информации в обществе, – считает Вера Башкеева. – Исключения, конечно, существуют. Я знаю одну русскую семью, которая живёт в Финляндии. У них дома нет телевизора: дети видят экраны только  в общественных местах, но это кратковременное воздействие. В большинстве же семей телевизор работает с утра до ночи, становится главной «нянькой», пока взрослые занимаются своими делами.

По словам специалиста, маркировка передач призвана предупредить родителей о негативном контенте.

- Поскольку дети до конца не сформировались как личность, они восприимчивы к любым явлениям окружающего мира и могут излишне эмоционально реагировать на некоторые аспекты общественной жизни.  Поэтому любая информационная продукция должна соответствовать возрасту, - считает Башкеева.

Детские мультфильмы оказались под запретом

Массу вопросов вызывает  непроработанность классификации: по каким критериям нужно осуществлять маркировку передач и как определить, что разрешено, а что нет?  Ведь действие закона может автоматически распространиться на передачи и книги, на которых выросло не одно поколение россиян. К примеру, не так давно на просторах Интернета появился сайт со списком мультфильмов, потенциально запрещённых к показу: в него попали полюбившиеся зрителям  «Ёжик в тумане»,  «Ну, погоди!», «Винни-Пух» и «Бременские музыканты». Это вызвало огромный ажиотаж в среде блогеров и пользователей социальных сетей. Однако слухи, быстро распространившиеся в сети, официального подтверждения не получили.

- Маркировка передач не распространяется на информационную продукцию, которая обладает исторической, культурной  и художественной значимостью. К ней относятся и вышеперечисленные мультфильмы, – поясняет Вера Башкеева. – Этот сайт создал, скорее всего, не государственный орган, а частные лица, которые могут вызвать у общественности недоверие к закону.

А судьи кто?

Маркировкой передач должны заниматься правообладатели – телевизионные каналы или распространители информационной продукции, получившие на это право. При возникновении спорных моментов в работу будет включаться группа независимых экспертов – специалистов в области психологии, детской физиологии и психиатрии. Однако такие сообщества пока не созданы. Не установлены и меры административной ответственности за несоблюдение правил маркировки.

По словам Веры Башкеевой,  в каждом регионе должны быть разработаны и реализованы программы обеспечения информационной безопасности детей, в которых более подробно будут прописаны процедуры по производству и обороту информационной продукции.

- Уследить за всеми телевизионными передачами невозможно, не говоря уже про Интернет. Поэтому особенно важно активное участие людей, заинтересованных в том, чтобы наши дети  росли духовно крепкими и нравственно сильными. Закон предусматривает возможность общественного контроля: граждане могут осуществлять мониторинг оборота информационной продукции  и обращаться в уполномоченные органы для проведения экспертизы. Конечно, кое-какие моменты в законе ещё не учтены, но он даёт благодатную основу для их разрешения, - считает декан.

Дурной пример заразителен

- Нарушений закона пока выявлено не было,  – подчёркивает Вера Башкеева. – Очень ответственно подошёл к вопросу маркировки канал  National Geographic: на всю свою продукцию он уже выставил знаки.

Большинство федеральных российских каналов разместили маркеры,  а некоторые региональные и вовсе предпочли пометить весь выпускаемый контент знаком «16+». Однако маленьких зрителей это не останавливает.

- Я вообще не обращаю внимания на эти знаки, – рассказывает 11-летний Антон. – Смотрю то, что привык. По-моему,  закон вообще не нужен, никто не будет его соблюдать.

С ним соглашается 13-летний Миша.

- Родители целый день на работе, поэтому я могу включить любой канал. Дома никто за этим не следит, – признаётся мальчик. – К тому же интересно, почему какие-то фильмы или передачи нельзя смотреть. Но больше мне всё-таки нравится сидеть в Интернете.

Попустительство, родительская безответственность или реалии современной жизни? В ответах на эти вопросы специалисты единодушны: запретные вещи вызывают у детей любопытство.

-  После того как была отменена цензура,  оценка текстов СМИ с точки зрения вредного или безвредного психологического воздействия  легла на саму  аудиторию, – считает Насигма Бадмаева, заведующая кафедрой журналистики и рекламы Бурятского государственного университета.  – Но дело в том, что  у  нас отсутствует культура потребления информации. Некоторые родители просто невнимательны к занятиям своих детей: пока ребёнок смотрит телевизор, они заняты своими делами. Стоит учесть ещё один момент: всё, что стоит под запретом, вызывает интерес и  порождает множество вопросов. Дети, которые привыкли смотреть подобные передачи, мультфильмы и фильмы,  будут искать им замену, и часть аудитории «перетечет», например, в Интернет. Поэтому производители телепередач должны задуматься о контенте, который они предлагают.

По мнению Насигмы Бадмаевой, проблема заключается и в желании походить на экранных героев.

- У людей плохо развито критическое мышление: они часто переносят в  реальную жизнь то, что увидели по телевизору. Большинство новых фильмов и передач служат развлечением только на первых порах,  а позже такая модель поведения становится нормой, - считает специалист.



Один дома


Насколько эффективной окажется маркировка передач – покажет время. Одновременно с началом действия закона  появилось  множество способов оградить детей от просмотра нежелательных каналов и сайтов: это и специальная система фильтров в Интернете,  и телевизоры с функцией «родительского контроля».  Но даже если государство приложит все силы, чтобы организовать максимальный контроль информационной продукции, это не гарантирует, что закон будет соблюдаться в каждой отдельной семье.  Решающая роль в воспитании детей всё-таки принадлежит родителям, и если они не следили за тем, что смотрел их  ребёнок раньше, то не будут делать этого и теперь.

Фото russianstock.ru

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях