Бизнес
1727

Инвесторы боятся административных барьеров

Правительство России предлагает изменить работу контрольно-надзорных органов и упростить разрешительные процедуры для инвесторов в сфере государственного технического надзора

Сотрудничество государства и бизнеса обсудили в рамках конференции БЭФ «Новая экономика - новые подходы» в Бурятии. В «круглом столе», посвященном государственно-частному партнерству, приняли участие сенаторы Совета Федерации России и представители бизнеса. Свое мнение по поводу привлечения частных инвестиций в развитие экономики регионов высказал полпред правительства в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский. Он объяснил, как можно создать положительный климат для крупных инвесторов. О необходимости снижения административных барьеров для эффективной инвестиционной политики государства рассказала Анна Верещагина, эксперт Консультационного совета по иностранным инвестициям при правительстве России.

Перекрестное регулирование - паутина для инвестора

В рейтинге всемирного банка по сравнительному анализу сроков и количеству процедурного получения разрешения на строительство Россия находится ниже Бразилии, Китая, Индии.

- Срок получения разрешения на строительство по регламенту составляет 580 дней и состоит из 53 пунктов. В реальной жизни он может длиться значительно дольше, - пояснила Анна Верещагина.

Одним из препятствий для инвесторов становится перекрестное регулирование. По мнению эксперта, регулирование зашло в бюрократический тупик, а существующая система крайне запутана и неэффективна, когда фактически один регулятор отвечает сразу за несколько систем регулирования. Прежде чем инвестору начать, к примеру, строительство на конкретной территории, необходимо получить разрешительные документы от Ростехнадзора, Росприроднадзора, Роструда, Роспотребнадзора и прочих государственных регуляторов.

- На наш взгляд, самый удачный пример регулирования промышленной безопасности – в Германии. Там есть всего два надзорных органа, регулирующих промбезопасность и экологию. Все остальные сферы регулирования контролируются независимыми страховыми компаниями. На ежегодной основе они проводят аудит и, в зависимости от состояния технологической безопасности предприятия, фиксируется сумма страховых выплат. Таким образом, как страховщик, так и страховая компания несут ответственность за материально-техническое состояние своего предприятия, - говорит Верещагина.

В России ситуация как раз противоположная. Структура независимых экспертиз стала дополнительной нагрузкой для бизнеса.

Роль Ростехнадзора преувеличена

Консультационный совет по иностранным инвестициям при правительстве России предлагает упростить работу Ростехнадзора.

- Во-первых, необходимо значительно дифференцировать меры регулирования опасных производственных объектов в зависимости от класса опасности объекта и степени аварийности ОПО, - пояснила Анна Верещагина. - На наш взгляд, роль Ростехнадзора преувеличена, он участвует практически во всех сферах регулирования.

Эксперт пояснила, что Ростехнадзор участвует и в подписании акта приемки строительных объектов, и в подключении предприятия к энергетической инфраструктуре, и даже в утверждении плана ликвидации аварий МЧС.

Кроме того, Анна Верещагина предложила исключить дублирование контрольно-надзорных процедур и требований к документации. Одним из предложений ликвидации бюрократических барьеров прозвучало сокращение большого количества предварительно-разрешительных процедур. Изменения должны коснуться и формулировок, которые исключат вольность трактовок и избирательность правоприменения.

Автор: Жанна Молчанова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях