Общество
7330

В Бурятии начались первые туристические конфликты

В деревне Заречье Кабанского района – скандал между местными жителями и приезжими. Чтобы выяснить, на чьей стороне правда, корреспондент «Информ Полиса» пожил два дня в деревне, пообщался с жителями и влился в ряды туристов

Танцы под луной

У деревни поэтическое название - Заречье. Чуть больше тысячи душ населения. Безумно красивые места – до Байкала рукой подать, рядом пушистый, как в сказках, лес, быстрая речка.

Уже третий год подряд на десять дней сюда приезжают паломники буддийской общины «Зеленая Тара». Паломники эти со всей России, часто бывают и зарубежные гости. Их число иногда переваливает за тысячу. Стоит ли говорить, что для маленькой деревни приезд такого количества человек – большой стресс.

Жители уверяют, что смертельно устали от «бесчинств» приезжих.

- Сил наших уже нет, скоро, видимо, с вилами придется на них идти! – возмущается жительница Клавдия Ивановна. – Приезжают каждое лето, палатки разбивают прямо на коровьем пастбище и в лесу, мусор раскидывают, по деревне голышом разгуливают! Сколько лет здесь живу, никогда на Байкале столько мусора не было, как сейчас. Делаешь им замечание, а они как будто не слышат. Могут войти во двор вот так, голышом, и баньку попросить. Ну разве это нормально? Никакого уважения к нам, местным!

Удивляют и настораживают сельчан и облюбованная паломниками традиция купаться нагими в Байкале, и собаки, которых привозят с собой гости, и та уверенность, с которой они, приезжие, разгуливают по их родной деревне. Дошло до того, что родители боятся выпускать детей за ограду, а женщины остерегаются поодиночке ходить по грибы и ягоды. И это в деревне, где все друг друга знают!

- Мы уже готовы на них с вилами идти, вот прям мочи уже нет, - жалуются местные. – Ну вот, смотрите сами, как оно в деревне? Солнце садится, и люди спать ложатся. Солнце встает, и мы просыпаемся. А эти? Всю ночь дискотеки: бум-бум-бум. Ночью в деревне раньше тишина была, а сейчас не уснуть никак.

Сами виноваты?

Претензий у жителей так много, что они готовы говорить о них часами. Недовольны даже предприниматели, которые держат в деревне магазинчики, хотя, казалось бы, им от пришлых только выгода. Они признают, что продукты с приездом паломников расходятся с невероятной быстротой, но при этом ругают туристов пуще других жителей.

Не рады неожиданным заработкам все.

- Ну, попросят рыбку посолить или грибочки. Заплатят. Так я лучше не получу эти деньги, зато все дни спокоен за себя буду и за свою семью, - плюются местные.

Самые критичные жители нехотя признают: во всех нынешних проблемах виновны они сами.

- Дали нам паи земли, а мы вместо того, чтобы землю свою беречь, повелись за деньгами и продались общине, - сетуют они. – Кто ж знал, что так получится?

Возмущает сельчан то, что паломники живут не только на купленной у них земле, а располагают палатки и на пастбище, и в лесу. Даже миролюбивый настрой приезжих только раздражает коренное население.

- И ходят, и ходят, - негодует продавщица Наталья. – Улыбаются такие, как будто не от мира сего. Говорят еще: «Приходите к нам, будем жить в гармонии!». Да зачем оно мне надо?

Злость так накипела, что все грехи и правонарушения, происходящие в деревне, стали приписывать паломникам. Сразу от нескольких сельчан я услышала: в прошлом году после отъезда членов общины выяснилось, что две деревенские девчонки беременны. Им едва исполнилось по 14 лет. «Греховницы» наотрез отказались говорить, с чьей стороны «ветром надуло», однако жители сразу единодушно решили – от пришлых.

Что-то правда, что-то нет

Ближе к ночи я отправилась на разведку в общину. Она находится буквально в нескольких метрах от самой деревни. Как и говорили местные, палатки паломников раскинулись далеко в лес и поле. Однако ни одного бычка, презерватива (в чем особенно обвиняли жители) или бутылки я не увидела. Неожиданно из-за кустов на меня с рычанием вылетела здоровенная овчарка. Пробежала мимо, но успела напугать до нервного тика. Стало понятно, почему местные побаиваются ходить в свой лес.

На сцене под навесом концерт. Все достаточно миролюбиво и негромко. Люди на сцене танцуют, поют, держась за руки. Но после концерта ведущий объявляет, что сейчас будет дискотека. Начинается то самое «бум-бум-бум», о котором говорили местные. Действительно, громко – колонки, басы плюс к этому сами отдыхающие громко подпевают и хлопают в ладоши. А время уже второй час ночи.

Мне удается переговорить с паломниками.

- Я из Калмыкии, - дружелюбно рассказывает один из членов общины. – Приезжаю сюда каждый год. Да, здесь очень здорово. Дискотеки обычно длятся часа два-три. Как отношения с местными? Да нормальные отношения…

На расспросы об алкоголе парень отвечает категорично.

- Нет. Зачем здесь алкоголь? – но, помявшись, все-таки добавляет: – Знаешь, некоторые сюда приезжают не на учения, а отдохнуть. Вот они да, на мантры не ходят, выпивают, расслабляются, в общем.

Что-то, рассказанное жителями, оказалось правдой – дискотека до трех-четырех утра (вернувшись в деревню, я долго не могла уснуть, слушая, как сотрясается от звуков дискотеки дом), злые собаки. Что-то оказалось несколько преувеличенным.

«И едут, и едут…»

Глава поселения Власов полностью поддерживает местных жителей и категорически против «Зеленой Тары». Ровно так же он возмущен тем, что паломники ходят по деревне голышом и устраивают ночные дискотеки.

- Земля выдана общине для жилищного строительства, а они устроили там турбазу, со сценой, дискотеками, - говорит глава Виктор Власов. – Куда мусор вывозят – неизвестно. С моей площадкой временного складирования договор никто не заключал. А жидкие бытовые отходы куда девают? Я бороться с ними стал еще в тот год, когда они здесь появились и стали по чужим землям ходить да палатки ставить. Меня мои избиратели выбрали, я должен защищать их интересы. А что я один могу? Жители-то жалуются, а письменное заявление никто не писал. Народ у нас такой, писать не любит.

Однако в ходе разговора выяснилось, что проблема намного глубже. На самом деле неудобства сельчанам доставляет не столько сама община, сколько вдруг разросшийся поток отдыхающих. Виктор Власов жалуется, что каждое лето у него превращается в борьбу с туристами.

- За прошлое лето у нас побывало больше 50 тысяч туристов! Вы только представьте себе! Лес захламили, берег Байкала в бутылках и нечистотах… А мне что делать с этим? Мне средства выделяют только на жителей, на тысячу человек. На иногородних мне никто денег не даст, - жалуется Виктор. – А они все едут и едут, мусор все оставляют и оставляют…

Будем считаться с ними?



Я думаю, если бы община находилась в отдалении от деревни, то и скандалов не возникало бы. Деревенские музыку не слышали бы, да и сами паломники реже наведывались в деревню. Однако разногласия сельчан с общиной обнажили и другие проблемы.

Мы стремимся развивать туризм, приглашаем к себе гостей со всего мира и уверены, что скоро поток приезжих станет в разы больше. Но готовы ли к этому сами жители Бурятии? Те жители, которые живут в глухих деревеньках, которые привыкли к тишине, как оказалось, не рады даже возможности подзаработать. И обвинять их сейчас в нетолерантности или в чем-то подобном – последнее дело. Они привыкли к своему укладу жизни, они выросли на Байкале и болезненно относятся к тому, что придется делить его с другими людьми. Да не просто людьми, а с теми, кто не относится к священному озеру с таким же трепетом, как они, с теми, кто может позволить себе оставить на берегу окурки и бутылки. Решаема ли эта проблема? Безусловно. Если все – и отдыхающие туристы, и паломники, и власть предержащие - будут с чуть большим уважением относиться к коренному населению и прислушиваться к их мнению.

Автор: Валентина Габышева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях