Главное Популярное Все Моя лента
Войти

Бурятия вновь услышит «Голос кочевников»

Фестиваль необычных артистов со всего мира готовит новые сюрпризы

Каждый год жители и гости Бурятии открывают для себя невиданные звуки и слышат самых необычных артистов со всего мира на фестивале «Голос кочевников». Этим летом впервые в истории республики на сцену выйдут африканские певцы из Нигерии и Зимбабве, зажигательные бразильские артисты. И это лишь часть сюрпризов фестиваля.

11 - 13 июля в Улан-Удэ IV международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников. Байкал - Бурятия» пройдет на трех площадках – Бурятского театра драмы, Этнографического музея и филармонии. Главная сцена – театр бурдрамы, где фестиваль пройдет 11 и 12 июля. Затем действо перекочует в Этнографический музей, где 13 июля откроется OPEN-AIR-сцена.

В филармонии все три дня фестиваля будет работать киносцена, где пройдут показы фильмов, связанных с культурой кочевых народов. Зрители смогут увидеть три документальных фильма о современной жизни шэнэхэнских бурят киностудии «Сансар», а также документальную драму «Два коня Чингисхана» режиссера Бямбасурен Даваа, где главную роль исполнила певица Урна Чахар Тугчи, участница первого фестиваля «Голос кочевников» в 2009 году.

Также в рамках «Голоса кочевников» в Художественном музее откроется этнофутуристическая выставка «Языки мозаики» Марко Бравуро (Италия). Таким образом, «Голос кочевников» становится не просто музыкальным фестивалем, а форумом современного этноискусства.

Ритмы знойного Зимбабве

Захватывающее движение чистой энергии афро-фьюжн! Группа Mokoomba («Мокумба») родом из области знаменитого водопада Виктория в Зимбабве. Везде знают, что отсюда совершают самые длинные в мире прыжки с тарзанки. Но мало кто знает, что живет здесь маленькая народность тонга. Его язык не понимает остальное большинство населения Зимбабве.

Шесть артистов из группы Мокумба – образец для подражания тем, кто только стонет об утрате родного языка. Несмотря на то что члены «Мокумбы» вышли из одной из самых маленьких деревень в Зимбабве и поют на языке, чуждом даже своим соотечественникам, они никогда не отказывались от своей мечты создавать музыку.

Эти неистовые парни представят зрителям Бурятии не только традиционную музыку тонга, но и всё разнообразие Южной Африки. Вокалиста группы Матиаса Музазе называют ходячей и говорящей (но в основном поющей) библиотекой южноафриканской песни.

- Знание языков всегда приходит ко мне естественно, я сейчас говорю на шести языках, - говорит Музаза, скромно улыбаясь. - Где бы я ни путешествовал, я сразу хочу выучить песни людей, которых встречаю, это дает мне вдохновение и радость.

Надеемся, что в Улан-Удэ он выучит и бурятские песни. Приготовьтесь к тому, что зрители безудержно танцуют на их выступлениях. Популярные в Европе артисты «Мокумба» этим летом совершат по ней уже второй тур.

Танцевальная этноэлектроника из Бразилии

Самый дальний гость – бразильская группа Baiana System из одного из крупных штатов Бразилии Байя. Это наиболее исторически важный и истинно национальный штат Бразилии. Здесь лучше всего сохранились обычаи и культура африканских предков. В 1501 году в День всех святых итальянский путешественник Америго Веспуччи причалил к берегу в живописном заливе, который и назвал заливом Всех святых.

Маленькая гитара, на которой играет лидер Baiana System, стала популярна на карнавалах Сальвадора, где также велико влияние культур не только Бразилии, но и Африки и Ямайки. В Бурятии группа из Бразилии представит традиционные звуки Сальвадора с психоделией «даба» и ритмами «регги».

Рок-н-ролл Сахары

- Его гитара играет рок-н-ролл пустыни под овации публики. Это новый звук Нигера, – восторженно отзываются об этом музыканте.

Он родился в пустыне Нигера в семье туарегов. Омара – потомок берберов, которые, не пожелав жить под властью завоевателей арабов, ушли на юг в Сахару. Там они и создали свой уклад.

Несмотря на то что они были мусульманами, многоженство у них не прижилось. Они, кстати, единственный в мире народ, у которого не женщина, а мужчина должен закрывать лицо. Причем не только на людях, но и дома.

Омара «Бомбино» Моктар рос среди пастухов и животных. Когда ему было 12 лет, его семья, спасаясь от набегов кочевников, была вынуждена перебраться в алжирский городок Тамарассет, где Омара впервые взял в руки гитару. Поскольку в те времена в Нигере гитара была запрещена, Омара постигал азы игры на гитаре в Алжире. Там он знакомится с музыкантами и начинает кочевать по пустыне с группами, сначала как повар, а затем как певец.

В 2004 году Бомбино выпускает свой первый альбом Agamgam, записанный в буше в Нигере, в устье высохшей реки. В 2006 году он едет с группой в Калифорнию, где его приглашают легендарные роллинги Клифф Ричард и Чарли Ваттс записать песню Hey, Negritta!

Тем временем на его родине вспыхивали мятежи, перевороты. Двое из музыкантов Омары были убиты. Когда в январе 2010 года Омара вернулся из изгнания на многострадальную родину, султан благословил его и Омара дал грандиозный концерт у стен великой мечети. Тысячи людей, уставшие от войны, засухи и наводнений, праздновали победу и перемирие!

Этот зов к миру был услышан на всех континентах! Омара объездил с гастролями Европу, Северную Америку, Японию, Южную Корею. И везде люди рукоплескали его сильному духу и грандиозному таланту песенника и виртуоза блюзовой гитары. Пришла очередь и бурятскому слушателю прикоснуться к этому чуду.



Побратимы на крови


Традиционные гости на нашем фестивале – артисты из Внутренней Монголии. Чтобы понять, какого уровня нынешние гости оттуда, жителям Бурятии достаточно сказать, что в этой группе поет знаменитая шэнэхэнская соплеменница Сэсэгма.

Ансамбль «Анда» объединяет различные традиции и стили музыки со всей Внутренней и Внешней Монголии и представляет их в новой уникальной манере. В своем творчестве группа придерживается традиций монгольской музыки, но в то же время создает стиль, который доступен для людей разных культур.

Их музыкальные инструменты настолько древние, насколько дорогие. Среди них морин и аман хууры, варган, хабтагай хэнгэрэг – перкуссия, дэнчиг, этил, шагай, тобшуур двух видов и деревянный духовой инструмент модон чор. «Анда» гастролирует более чем в 30 странах, прежде чем прибудет на историческую родину своей солистки.



Музыкальный шаман из Черногории


На экспериментальной OPEN-AIR-сцене фестиваля "Голос кочевников" в Этнографическом музее 13 июля выступит Евгений Вороновский, один из самых ярких персонажей современного русского андеграунда.

Евгений не просто участник множества международных фестивалей, но и автор музыки к театральным постановкам Владимира Епифанцева, Юрия Урнова и Анатолия Баскакова. Принимал участие в качестве аранжировщика и скрипача во многих известных российских рок-группах, среди которых можно выделить группы «Маша и Медведи», «Ночной Проспект», «Собаки Табака», Neutral, «Оцепеневшие», «Театр Яда»…

Евгений — живая коллекция загадок. Выпускник Московской государственной консерватории, профессиональный скрипач, работавший в симфонических оркестрах, и автор экспериментальной шумовой музыки. Человек с абсолютным слухом, творящий радикальное искусство. На фестивале "Голос кочевников" также будет представлен совместный проект Евгения Вороновского и Даши Баскаковой c новой программой, подготовленной музыкантами во Франции и Черногории.

«Работы Вороновского легко можно назвать одними из лучших в жанре, а его самого — одним из талантливейших российских электронных композиторов», – пишут о нем за рубежом.

Часто Вороновского называют музыкальным шаманом XXI века.

- В понятии "высокая культура" мне не хватает поиска, сопротивления. Ты пришёл в оркестр, и там всю жизнь просидишь в "яме". А я не хочу на всю жизнь. Сегодня — одно, завтра — другое, потом переоценка ценностей и принципиальное новое. Хочется удивляться. Хочется удивлять самого себя неожиданным репертуаром. Иначе жизнь превращается в унылую предсказуемую рутину, – признается Евгений.

Кстати, он уже прибыл раньше всех гостей в Улан-Удэ.  



Это не монгольская попса


Из знаменитых земляков на фестивале мы услышим Намгар. Из новостей о ней: одна китайская компания нашла Намгар в Интернете и включила одну из ее песен в свой фильм "Китайская кукла". Некий голландец использовал голос нашей землячки в своем сборном экологическом альбоме.

И еще один сюрприз - электронные эксперименты музыкантов французской группы Nojazz с исполнителем традиционных монгольских эпосов Виктором (Одхон) Жалсановым.

Энергии добавит местный коллектив «Галия», а аутентичности - Дашима Согтоева, Эржена Санжиева и группа «Урагшаа».

Что такое "Голос Кочевников"

 В основе фестиваля заложена идея кочевой культуры, как символа движения и свободы. Фестиваль «Голос кочевников» — это пространство свободной музыки для свободных людей, он стал пространством диалога культур, а не показательным костюмированным фольклорным представлением. Этим объясняется принцип отбора музыкальных коллективов – участников фестиваля.

Это профессиональные музыканты, которые на основе народной музыки создают современное музыкальное искусство. Среди приглашенных гостей «Голоса кочевников 2012» музыканты из Бразилии, Африки, Франции и Внутренней Монголии.

В этом году фестиваль пройдет на трех площадках – Бурятского театра драмы, Этнографического музея и филармонии. Главной сценой станет Бурдрам, где фестиваль пройдет 11 и 12 июля, а потом перекочует в Этнографический музей, где 13 июля откроется OPEN-AIR сцена. В филармонии все три дня фестиваля будет работать кино-сцена, где состоятся показы фильмов, связанных с культурой кочевых народов.

 Зрители смогут увидеть новую картину Баира Дышенова «Наказ матери», три документальных фильма о современной жизни шэнэхээнских бурят киностудии «САНСАР», а также документальную драму «Два коня Чингис-Хана» режиссера Бямбасурен Даваа, где главную роль исполнила певица Урна Чахар-Тугчи, участница первого фестиваля «Голос кочевников» в 2009 году.

Также в рамках «Голоса кочевников» в Художественном музее откроется этнофутуристическая выставка «Языки мозаики» Марко Бравуро (Италия). Таким образом «Голос кочевников» становится не просто музыкальным фестивалем, а форумом современного этно-искусства.

На «главной сцене» фестиваля выступят известная в мире бурятская певица НАМГАР, ансамбль из Внутренней Монголии ANDA UNION, группа из Республики Нигер BOMBINO и зажигательная МОКООМВА из Зимбабве. OPEN-AIR в Этнографическом музее станет экспериментальной площадкой, для воплощения оригинальных музыкальных идей на основе народной музыки через призму современного электронного звучания.

964138a27c8c735b7eaf4500816141de.jpg

На OPEN-AIR сцене выступит группа из Бразилии «BAIANASISTEM», прекрасно сочетающая традиционные звуки Сальвадора с психоделией «даба» и ритмами «регги». Электронную тему под открытым небом продолжит французско-бурятское трио UULZALGA, а также Даша Баскакова и проект CISFINITUM из Москвы.

Энергии добавит местный коллектив «Галия», а аутентичности - Дашима Согтоева, Эржена Санжиева и группа «Урагшаа». Финальную точку поставит африканская «МOKOOMBA».

Фестиваль «Голос кочевников» откроет Кино-сцену

Впервые за трехлетнюю историю музыкальный фестиваль решил расширить формат и открыть кино-сцену. Это еще не кинофестиваль, но уже первый шаг на пути к открытию полноценного кино-направления в рамках «Голоса кочевников».

За время фестиваля с 11 по 13 июля зрители смогут посмотреть пять фильмов, связанных с культурой и историей кочевников. Это документальная драма «Два коня Чингис-Хана» монгольского режиссера Бьямбасурен Даваа, «Наказ Матери» Баира Дышенова и трилогию «Планета Шэнэхэн», выпущенную творческим объединением «Сансар». Показ фильмов состоится в зале Бурятской государственной филармонии с 11 по 13 июля в 15.00.

«Два коня Чингис-Хана» (The Two Horses Of Genghis Khan)

Год производства: 2009

Страна производства: Германия

Режиссер и автор сценария: Бьямбасурен Даваа

Хронометраж: 90 минут

В этом фильме главное действующее лицо - монгольская певица с мировым именем Урна Чахар-Тугчи. Она играет в картине саму себя. В поисках утраченных слов к песне «Два коня Чингис-Хана» она отправляется в Монголию, чтобы заодно узнать историю своей семьи.

Во время путешествия по своей родине героиня фильма, которая давно живет в Германии, сталкивается с контрастом между современным и традиционным, который разрушает ее родину. Поэтический, неторопливый и трогательный фильм, который закрывал кинофестиваль в Локарно в 2009 году.

Режиссер фильма, Бямбасүрэн Даваа (Byambasuren Davaa), в 2005 году номинировалась на «Оскар». Фестиваль в Локарно проводится с 1946 года и принадлежит к категории «А», объединяющей 11 самых престижных кинофестивалей мира.

О режиссере

Бьямбасурен Даваа родилась в Монголии в городе Улан-Батор. Работала телеведущей и ассистенткой режиссера на государственном монгольском телевидении.

В 2005 г. ее фильм "История плачущего верблюда", снятый с помощью немецких студентов Мюнхенской высшей школы телевидения и кино, получил "Оскара" в номинации лучший документальный фильм.

В 2006 г. "Пещера желтого пса" также был отобран американской киноакадемией на выдвижение на "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм". Но проиграл южноафриканскому фильму "Цоци" (не последнюю роль здесь сыграл и тот момент, что режиссер фильма уже получила "Оскара" год назад ).

«Наказ матери»

Страна производства: Россия

Год производства: 2011

Режиссер: Дышенов Баир

Автор сценария: Дышенов Баир

Композитор: Баир Дондоков

Оператор: Глеб Степанов

Художник: Шарипбек Жайлобаев

Продюсер: Дышенов Баир

Исполнители главных ролей: Баста Цыденов, Намсалма Шагдарова

Хронометраж: 28 минут

Жанр: игровой короткометражный фильм

Фестивали (кинофильм «Наказ матери»):

2011г. – Каннский кинофестиваль, смотр короткометражных фильмов – проект Short Film Corner Cannes Court Metrage Festival de Cannes 2012

Фильм снят по мотивам бурятской буддийской притчи «Наказ матери». В нем рассказывается о трех поездках сына в глухую бурятскую деревню к своей престарелой матери. 50-летний сын живет в большом городе и навещает мать всего лишь раз в год. Во время одной из поездок он обещает привезти освященную статуэтку Богини Зеленой Тары для домашней божницы, но приезжает через год, забыв наказ матери.

К тому времени мать уже ослепла, не выходит из дома и единственным ее занятием становится молитва. Вспоминая о своем невыполненном обещании, сын, пожалев мать, заворачивает в шелковую ткань обычную деревянную палку и устанавливает ее в божницу. Еще через год мать умирает. После похорон сын решает увезти к себе домой божницу матери. Когда же он разворачивает шелк, то видит вместо простой деревянной палки статую Богини Зеленой Тары.

«ПЛАНЕТА ШЭНЭХЭЭН»

1. «Праздник снега. На краю земли» 30 мин

2. «Свадьба» 25 мин.

3. «Шэнэхээн» 30 мин.

Страна производства: Россия

Год производства: 2007-2011

Режиссер: Алексей Блинников

Продюсер: Жанна Дымчикова

Редактор: Наталья Уланова

Оператор: Евгений Козлов, Дугар Гармаев

Жанр: документальный фильм

С целью фиксации культурного опыта шэнэхэнских бурят и популяризации традиционных культур средствами визуального искусства создан цикл видеофильмов «Планета Шэнэхээн». До сих пор в Бурятии не было снято ни одного полноценного фильма о культуре шэнэхэнских бурят.

Между тем, представители именно этой диаспоры являются носителями древней кочевой культуры бурят, которую им удалось сохранить, несмотря на мировые процессы унификации и глобализации. Поэтому сегодня очень важно успеть зафиксировать и осмыслить все то, что осталось от первозданной традиционной культуры и способствовать сохранению и распространению этой значимой информации, сообщает Министерство культуры Бурятии.

Anda Union.JPG

Анда на конях.jpg

uulzalga.jpg
Читать далее

Читайте также