В этом году Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН впервые направил научную экспедицию в Индию для изучения феномена буддийского паломничества. Если христианское паломничество в Палестину и мусульманский хадж уже давно являются предметом исследований в нашей стране, то посещение буддийских мест изучается в российской науке впервые
Объяснить это можно и тем, что паломники из России стали массово посещать Индию не столь давно. Поток начал постепенно расти с начала 2000 годов, достигнув своего пика в начале этого года. Как правило, люди едут в Индию поздней осенью или зимой, поскольку в другое время страшная жара сменяется затяжными тропическими дождями.
В последние годы паломнический поток из Бурятии в Индию принимает лавинообразные темпы. При этом подавляющая часть паломников летит в Индию, минуя турагентства республики. Большинство наших соотечественников летит в Индию через Москву. Есть и другой маршрут – через Улан-Батор и Пекин. В цене отличия незначительные.
В целом такая поездка обходится недешево. Многие специально для этого берут банковские кредиты.
Сказка и реальность
– Я выросла на индийских фильмах и всегда представляла эту страну сказочно прекрасной. Может быть, такой ее и показывают богатым туристам. Реальность в паломническом туре оказалась ближе к фильму «Миллионер из трущоб», – рассказывает пенсионерка Лариса Санжиевна Дугарова.
Дело в том, что главные святыни буддийского мира сосредоточены на северо-востоке страны, в двух самых населенных штатах Индии – Уттар-Прадеш и Бихар. В совокупности на территории, приблизительно равной площади Бурятии, проживает около 280 миллионов человек, то есть две России.
Неудивительно, что эти два штата являются сосредоточением главных социальных проблем Индии – неблагоприятной экологической ситуации, бедности, преступности, кастовых предрассудков и межрелигиозной напряженности. И в то же время именно здесь сосредоточены главные религиозные святыни страны. Кроме Бодхгайи, на северо-востоке Индии находятся место первой буддийской проповеди (Сарнатх), место провозглашения Буддой учения Махаяны (Раджгир), место его ухода в Нирвану (Кушинагар), развалины знаменитого буддийского университета Наланда. Ежегодно тысячи российских туристов и паломников посещают эти места, а потому русская речь не кажется тут диковинкой. А в таких местах, как Бодхгайя, в зимний сезон легко услышать и бурятскую речь.
СМИ и наука
В последнее время ИМБТ все чаще отправляет своих сотрудников за рубеж для проведения исследований, но эта экспедиция примечательна еще и тем, что впервые в ее состав были включены профессиональные операторы и фотограф.
– Целью экспедиции стало не только научное исследование, но и создание нового документального фильма и фотоальбома. Отрывки из этого фильма уже вот-вот станут доступны на специальном канале Института на youtube.com
http://www.youtube.com/user/IMBTSORAN, – рассказывает профессиональный оператор Евгений Козлов.
Для него это уже третья поездка в Индию. В этом году паломников на учения Калачакра, которую давал Далай-лама IV14 было особенно много. Участие в церемонии Калачакры, по убеждению буддистов, может благотворно отразиться не только на всей дальнейшей жизни человека, но и на его будущих перерождениях. Многие паломники вспоминают, что после Калачакры их жизнь резко менялась в лучшую сторону, наполнялась новым смыслом. Ажиотаж в этом году вызван и разными слухами.
Подогревающие слухи
Одним из побудительных мотивов для снаряжения группы ученых и журналистов в Индию стал ажиотаж вокруг церемонии посвящения в тантру Калачакра, которую Далай-лама XVI проводил в начале этого года. В Бурятии прошел слух, что 77-летний Далай-лама в последний раз дает это посвящение лично. Пока неизвестно, насколько эти слухи обоснованы, но в последние годы в связи с именем главы тибето-монгольских буддистов часто используется слово «последний». Так, Его Святейшество недавно совсем отошел от дел по управлению тибетской диаспорой, заговорил о своем будущем воплощении и вообще о судьбе института Далай-лам.
- Вероятно, у верующих это вызывает чувство тревоги. Ведь многие буддисты, особенно пожилые, все меньше верят в то, что им суждено увидеть иерарха в Бурятии, а потому им приходится предпринимать столь дорогостоящую и трудную поездку в далекую страну – считает ученый ИМБИТ Николай Цыремпилов.
Нынешняя церемония Калачакры была особенной и по другой причине. Она впервые проводилась в центре мирового буддизма – маленьком индийском городке Бодхгайя. Именно здесь, как верят буддисты, две с половиной тысячи лет назад царевич Сиддхартха обрел великое Просветление и стал Буддой. Поэтому это место является главной точкой притяжения многомиллионной общины буддистов всего мира. Вероятно, по этим самым причинам Калачакра 2012 собрала рекордное количество верующих. В крошечном индийском городке штата Бихар собралось около полумиллиона буддистов со всех стран мира. Российские буддисты, большинство которых составляли наши земляки, стали одной из самых многочисленных паломнических групп.
Разрозненные паломники
Вернувшиеся паломники рассказывают о том, как их приятно поразила организованность калмыцких единоверцев. Они тщательно и централизованно организовали визит своих паломников в Бодхгайю, устроили палаточный городок с подвозом воды и продуктов.
Бурятские верующие же представляли собой разрозненные группы. Каждая буддийская организация Бурятии занималась размещением своих членов: бронировала места в гостиницах или палаточных городках, выкупала авиабилеты, организовывала доставки приезжающих в Бодхгайю. Многие паломники самостоятельно планировали свое путешествие.
- За время буддийского ренессанса в Бурятии уже появилось много серьезных буддистов, для которых буддийская практика стала частью и даже смыслом жизни. Для таких людей паломничество диктуется не праздным интересом, а становится частью духовной практики. Многие паломники едут в Индию не только для посещения святынь и получения учения. Для них это шанс увидеть другую страну, побывать в мире, который очень сильно отличается от наших реалий – рассказывает Николай.
Молодые люди, как правило, сразу же фиксируют все происходящее на фотоаппараты или самртфоны и тут же публикуют эти материалы в своих личных блогах или твиттере. Большинство старается использовать свою поездку в Индию по максимуму: объездить другие достопримечательности, среди которых чаще всего бывает дворец Тадж Махал, пляжи Гоа, пещеры Аджанты и Эллоры, Бенарес, Мумбаи. Кто-то решается на путешествие в Непал.
Испытание на прочность
Калачакра-2012 была организационно сложным событием. Маленький городок Бодхгайя, без того всегда полный паломников и туристов, прошел этой зимой настоящее испытание на прочность. И хотя организаторы церемонии заблаговременно подготовились к людскому наплыву, реальное количество прибывших превзошло даже их ожидания. До отказа были заполнены специально построенные палаточные городки, задействованы все гостиницы, дормитории и частные гостевые дома не только в Бодхгайе, но и по всей округе и даже в соседнем городе Гайа. Неудивительно, что условия жизни паломников зачастую были близки к экстремальным.
- Многие почти две недели вынуждены были ночевать в спартанских условиях: на бетонном полу, открытых верандах, летних палатках. Между тем, нынешняя зима на северо-западе Индии выдалась холодной и сырой. Нетипичные для этого времени года дожди затопили некоторые палаточные городки – вспоминает экспедицию ученый.
Неудивительно, что в огромном скоплении людей началось распространение легочной инфекции, и уже после церемонии многие еще долго не могли избавиться от изматывающего кашля и лихорадки. Сама церемония длилась 12 дней, и все это время изо дня в день большинство паломников проводило день, сидя на земле.
Духовное испытание
Еще одной трудностью становится индийская кухня, так непохожая на нашу. У многих организм просто отказывался ее принимать, а потому люди предпочитали готовить самостоятельно, организуя дежурства. Кроме того, организаторы церемонии обеспечивали верующих горячим чаем и свежим тибетским хлебом во время учений. К началу церемонии в Бодхгайю стянулись нищие, калеки, попрошайки и бродячие артисты со всех соседних деревень в расчете на щедрые буддийские подаяния.
- Участие в церемонии посвящения само по себе дело нелегкое. Ежедневно с раннего утра до конца светового дня верующие должны внимать словам Учителя. Тантрийское посвящение предполагает множество разнообразных внутренних визуализаций, когда посвящаемый под руководством учителя должен представлять себя окруженным божествами, мысленно преподнося им многочисленные подношения – показывает фотографии Николай.
Такая визуализация сопровождается определенными размышлениями и ощущениями. Для очень многих это нелегкая задача, ибо для этого требуется умение сосредотачиваться. Но паломники тем и отличаются от простых туристов, что считают такого рода трудности духовным испытанием своей веры. Особенно тяжело приходится пожилым людям, число которых в общем потоке паломников весьма значительно. Наши паломники мужественно пережили все сложности.
- В среде верующих царило умиротворение, вдохновение и радостный подъем. Лучшим примером для подражания был сам Далай-лама, который в течение всех этих дней неустанно вел церемонию – подчеркивает ученый.
Фото © ИМБТ СО РАН
буддизм
3890