Общество
4552

Подвиг трех пожарных. Улан-удэнцы спасли город от взрыва

С риском для жизни им пришлось тушить горящий боевой танк, тем самым предотвратив возможное ЧП

MRK_пожарн.jpg

Спустя полтора года Баир Жалсанов, прапорщик внутренней службы, теперь уже бывший помощник начальника караула ПЧ №1, решился рассказать детали происшествия. 16 ноября 2010 года на территории станции Дивизионная, отведенной под танковый парк, произошло возгорание одной из боевых машин - Т-72. Поначалу военные пытались потушить собственными силами.

Поняв, что ситуация не из простых, обратились за помощью к гражданским пожарным службам. «ИП» писал о том происшествии. Но тогда получить комментарий военного руководства не удалось. О ситуации докладывали представители городских властей Улан-Удэ, которые со ссылкой на военных успокаивали, что все под контролем. Однако, как оказалось, картина была далеко не столь благополучной. Старания и усилия военных оказались тщетными.

И тогда к решительным действиям приступил пожарный караул ПЧ №1, в составе которого был помощник начальника караула №1 Баир Жалсанов. С риском для жизни втроем они потушили горевший изнутри танк, несмотря на то что он мог взорваться в любой момент. В противовес заявлениям, которые делали тогда военные, пожарный рассказал, что танк был напичкан взрывоопасной начинкой. По его словам, Т-72 был в боевой готовности и полностью укомплектован. Внутри военной машины находились боевые снаряды и заполненные топливные баки. К сожалению, подтвердить или опровергнуть этот факт командование 36-й армии не смогло ввиду служебной командировки в Москву.

Как было

Напомним, Т-72 с боеприпасами загорелся, находясь среди других боевых машин на специально отведенной территории под парк. ЧП произошло днем. Сообщение о возгорании на станции Дивизионная поступило на «01» в час дня. Уточнить причину возгорания военной техники так и не удалось.

На территорию части, где произошел инцидент, пропускали лишь пожарные расчеты. По словам представителей мэрии, военные обратились к ним за помощью.

- У них имеются свои пожарные расчеты, а к нам они обратились с запросом отправить машины с пеной, — сказал Андрей Саянский, руководитель Управления по ЧС города.

Он подчеркнул, что угрозы для местного населения нет.

- Радиус большой, эвакуация самих военнослужащих произведена, — заявил Саянский.

В четвертом часу дня, по словам руководителя Управления по ЧС, военные дали сигнал, что пожар ликвидирован.

Получить комментарий о причинах возгорания у самих военных не удалось. Они категорически запрещали производить фото- и видеосъемку.

- Будет проводиться расследование для установления причин возгорания, этим займется Министерство обороны, — заключил Андрей Саянский.

«Вы что, дураки?»

По словам 35-летнего Баира Жалсанова, к месту происшествия на станцию Дивизионная их расчет прибыл последним. Там уже находились их коллеги из Железнодорожного района и из поселка Стеклозавод, а также пожарная служба самих военных.

- К нашему приезду уже в горящем танке произошло два взрыва, отчего у него немного своротило башню, выбило днище, при этом он продолжал гореть изнутри, - рассказывает он.

По его словам, к боевой машине уже никто не подходил. Пожарные поливали его водой, однако это не давало результатов. Она тут же выливалась через пробитое днище танка на землю. Военные наблюдали за происходящим, укрывшись за другой техникой.

- Тушить реально было невозможно, единственный эффективный выход - залить пену ГПС-600 внутрь самой машины. Однако это было очень опасно, танк мог взлететь на воздух в любой момент, - вспоминает Баир Жалсанов.

Бывший пожарный говорит, что тогда присутствующее руководство штаба от Главного управления МЧС России по Бурятии предупредило военных, что не имеет права отправлять на столь рискованный шаг своих сотрудников.

Однако приступить к решительным действиям не решались и военные. Тогда трое пожарных решили взять на себя эту опасную миссию.

- Мы предложили своему руководству, нам сказали, чтобы на всякий случай надели бронежилеты. Я снял с военного капитана броник и каску, у нас-то обычные пластмассовые, - рассказывает Баир.

Действия гражданских пожарных вызвали немалое удивление у военных.

- Ты что, дурак? Зачем жизнью рискуешь из-за какого-то танка, спросил у меня этот капитан, - с улыбкой вспоминает бывший пожарный.

Срочную службу Баир Жалсанов проходил с 1994 по 1996 год в городе Нижнеудинске Иркутской области тоже пожарным. После чего сразу пришел работать по тому же профилю в пожарную охрану МВД республики. Поэтому о военной технике он знает не понаслышке.

- Конечно, страшно было, трое детей у меня, но тогда времени на раздумья не было. Если военные не могут, кому-то же нужно было действовать, - говорит он.

Как моськи на слона

Решили применить полное боевое развертывание. Уложиться должны были в три минуты. Водитель выполнял функцию подствольщика на подаче пены, начальник караула должен был приставить к корпусу танка лестницу-палку и держать ее. Как только подствольщик начнет подачу пены, Баиру Жалсанову нужно было с рукавом быстро вскочить по лестнице и начать заливать пену в люки танка.

Пожарная машина их караула стояла за колючим ограждением примерно на расстоянии 40 метров. Они раскрутили рукав, быстро все подготовили, чтоб действовать без промедления и ошибок.

- Я вскочил на танк по подставленной лестнице и стал заливать пену внутрь через нижний люк механика. Пламя снова резко полыхнуло наружу, - вспоминает Баир Жалсанов. - Мы отбежали, потом снова работали по тому же сценарию. Только пену я уже заливал в отверстие на башне, появившееся после первых взрывов. И так как моськи на слона несколько раз…

После чего подъехал танк-трелевочник, пожарные уже взобрались на него и снова заливали пену внутрь танка. По словам Баира Жалсанова, на полное тушение танка ушло примерно часа два. На место ЧП приехали представители военной контрразведки. Баир Жалсанов рассказал, что, поскольку происшествие некоторые из присутствующих снимали на видеокамеры мобильных телефонов, потребовали все записи удалить.

- Позже мы осматривали танк и видели внутри уцелевшие боевые снаряды, а сзади находилась бочка с топливом, - говорит бывший пожарный.

Пообещали наградить

Баир Жалсанов говорит, что никто из его коллег тогда и не думал ни о каком поощрении. Это их работа. Однако им такую надежду дали.

- Меня вызвали однажды, говорят, срочно готовь документы, военные хотят представить к награде «За отвагу на пожаре». Конечно, мы были рады, ведь это почетно, нас тогда еще очень торопили, - говорит он.

30 апреля - профессиональный праздник пожарных. Когда Баира Жалсанова вызвали на торжественное награждение, он, как и его сослуживцы, был уверен – это благодарность за тушение военного танка. Однако ему вручили лишь полагающуюся очередную награду - медаль за 15 лет службы.

Уже потом они выяснили: военные отчитались вышестоящему руководству, что произошел незначительный инцидент – небольшой розлив нефтепродуктов, который удалось без проблем затушить.

- Видимо, поэтому и посчитали, что было бы нелогично нас награждать, - считает Баир Жалсанов.

На счету бывшего пожарного, как и у его коллег, тушение многих пожаров, и чаще всего с риском для жизни: борьба с огнем на высотной новостройке по улице Смолина, на одном из предприятий, где разлился аммиак. В январе 2012 года он ушел на заслуженный отдых, на пенсию, размер которой составляет 8 тысяч 800 рублей…

Справка "Информ Полиса":

Т-72 «Урал» — основной боевой танк производства СССР, самый массовый второго поколения. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года.

Двигатель и трансмиссия

Топливная система включает в себя четыре внутренних и пять наружных топливных баков. Один из внутренних баков размещается на полу в кормовой части боевого отделения, тогда как остальные три — в отделении управления, по обеим сторонам от механика-водителя. Все пять внешних баков размещаются на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков составляет 705 л, наружных - 495 л. К топливной системе могут подключаться две дополнительные бочки, закрепляемые на корме общим объёмом 400 или 500 л. В качестве топлива может использоваться дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензины А-66 и А-72 и керосины Т-1, ТС-1 и ТС-2.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях