Дорогие читатели!
В мае 2013 года Бурятия отметит 90-летие со дня образования. ИД «Информ Полис» предлагает к этой дате выявить исторические личности, которые являются значимыми фигурами в истории Бурятии. Список «претендентов» составляете вы, наши читатели.
На купоне в газете или на сайте в специальном разделе вы можете указать имя любого человека, который, на ваш взгляд, является поистине достойным представителем Бурятии. Таким образом, читатели сами выберут личности, о которых весь год будут писать наши журналисты. В конце 2012 года мы подведем итоги и начнем голосование.
Новая история Бурятии
Наша газета уже делала цикл публикаций к 350-летию присоединения Бурятии к России. При подготовке нового цикла статей к 90-летию республики мы столкнулись с тем, что работать проще и труднее одновременно. Проще потому, что по сравнению со средневековой историей в новой истории Бурятии намного больше документов, значит, меньше версий и гипотез. Труднее потому, что многие события из 90-летней истории республики прошли через жизнь и семьи наших современников. Многие помнят их как семейные предания. Как известно, в истории сложно дать абсолютно объективную оценку того или иного события. Поэтому в нашем новом цикле статей будут самые разные точки зрения на историю республики.
Предшествующие съезды
Многие думают, что история создания нашей республики началась после гражданской войны. Между тем идеи о бурятской государственности витали еще в XIX веке.
«Я задумал создать независимое монголо-бурятское государство, для этого я вошел в сношения с выдающимися лицами как у нас, так и у монголов – китайских подданных...» - рассказывал брат известного врача Петра Бадмаева Вампил Бадмаев.
После революции 1905 года начинают проходить первые общебурятские съезды. Первый в истории бурятского народа такой съезд прошел в Чите 26 – 30 апреля 1905 года. Он прошел как съезд бурят Забайкальской области. Летом 20 – 26 августа того же года прошел съезд бурят Иркутской губернии. Участники двух съездов обсуждали, как решить проблемы с изъятием бурятских земель в их колонизационный фонд, как обучать детей грамоте при ограничении приема в высшие и средние учебные заведения. На этих съездах прозвучали идеи об автономии бурят.
Именно на этих съездах впервые прозвучали имена тогда еще студентов питерских вузов Цыбена Жамцарано и Базара Барадийна.
«Вопреки запрету властей, которые отводили ему лишь просветительскую и совещательную миссию, съезд поставил целью обсуждение назревших вопросов «общественного самоуправления, свободы вероисповедания, народного образования, прав собственности на принадлежащие им (бурятам) земли и прочее, – пишет ученый Леонид Курас. - Важнейшим был вопрос о национальном самоуправлении. В его обсуждении активное участие принимали представители интеллигенции. С их помощью съезд «весьма тонко справился с проектом самоуправления, над которым висел запрет губернатора о недопустимости возврата к родовому строю».
Уходя от запрета
Тонкость была в том, что съезд исходил из территориального принципа. Низшей административной единицей был принят не аймак, а булук. Следующей административной единицей принималась опять-таки территориальная «инородная управа» из представителей булуков. Но третьей объединяющей инстанцией должна была стать дума, территория которой естественным образом совпадала с прежним ведомством.
«Таким образом, соглашаясь в основном с территориальным принципом, съезд восстанавливал родовую структуру управления. Для выражения интересов всех бурят и тунгусов Забайкальской области вводился институт периодических съездов из представителей (от 3 до 5) от каждого ведомства», – рассказывает Леонид Курас.
Стоит напомнить, что первые два десятилетия ХХ века были тяжелыми для бурят. Ликвидация Степных дум как органов самоуправления воспринималось как ущемление национальных прав, а изъятие земель вызывало переселение в Монголию.
«Последним крупным вынужденным переселением за пределы России был уход в 1908 - 1914 годах в Монголию около 32,5% агинских бурят. Это явилось следствием сокращения землепользования забайкальских кочевников по землеустроительному закону от 5 июня 1900 года», – приводит цифры историк Скобелев.
Первая модель государства
Не успела отшуметь Февральская революция 1917 года, как весной в Чите собрались делегаты первого всебурятского съезда. Официально он назывался Первый общенациональный съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии. Проходил два дня, с 23 по 25 апреля 1917 года.
Главное решение того съезда - создать автономию с названием «Буряад-Монгол улс». Постановление гласило об образовании бурятской автономии по схеме сомон – хошун – аймак. Так, первая автономия делилась на четыре района: Агинский, Баргузинский, Хоринский и Селенгинский аймаки. Правительство нового государства носило длинное название - Центральный национальный комитет бурят-монголов Восточной Сибири. В обиход вошло более простое название - Бурнацком.
«Национальный комитет верен русской революции и разделит ее победу или поражение, ибо спасение монголо-бурят как нации и народности только в революции, в ее победе, – писал Элбэг Доржи Ринчино в сентябре 1917 года. - Вымирание народа, его угасание прекратит лишь свободный и здоровый режим трудовой федеративно-демократической республики».
Почти Швейцария
29 июня 1918 года образованное в Омске Временное сибирское правительство отменило все декреты Совета Народных Комиссаров. Началась гражданская война в Сибири. Бурнацком, как правительственный и одновременно законодательный орган, официально объявил о неучастии бурят в гражданской войне. Фактически лидеры национального движения пытались путем нейтралитета сохранить бурятское население от втягивания в гражданскую войну. Но оградиться от нее было почти невозможно. Не случайно в годы правления в Забайкалье атамана Семенова Бурнацком переименовали в Бурят-Монгольскую народную Думу. А сам грозный атаман Семенов предложил сформировать национальный бурятский полк. Причем полк назвать именем Доржи Банзарова. Тогда же организовали школу младших офицеров. В ней прошел подготовку будущий генерал-лейтенант Маньчжоу-Го Уржин Гармаев. Но о нем речь пойдет позже в отдельной статье.
«Борьба с вымиранием инородцев, конечно, ляжет всей тяжестью на организующиеся ныне органы земства и главным образом на уездные земства. И эта борьба будет тогда лишь плодотворной, когда за нее возьмутся сами инородцы, организованные в отдельные уездные (аймачные) земства. Смешанные уездные земства с русско-крестьянским большинством никогда с этой задачей не справятся. При тех слишком ненормальных взаимоотношениях, которые существуют между русским и инородческим населением Сибири, – писал Ринично уже в 1918 году. - Бурят-монголы, настаивая на создании аймачного земства, ничего не требуют. Они требуют лишь в форме земских учреждений восстановления их национального самоуправления, уничтоженного насильственно, путем применения репрессий самодержавным правительством Плеве».
Буддийское государство
Чита тех лет видится сейчас центром панмонголизма. Потому что в этом же городе 25 февраля 1919 года открылась "панмонгольская" конференция. На ней провозгласили создание буддийского государства. Под названием "Великая Монголия" оно должно было объединить территории Внешней и Внутренней Монголии, Бурятии, Тывы и часть Маньчжурии. Главой правительства "Великой Монголии" избрали представителя Внутренней Монголии Нейсе-гегена. Его армию возглавил не кто иной, как атаман Семенов. Сподвижник Семенова - барон Роман Унгерн фон Штернберг.
Если первый из этой пары мог сослаться на свои бурятское корни, то второй - прибалтийский барон - считал себя буддистом. Начинается призыв в их армию «Великой Монголии».
Хан трех царств
Третье государственное образование на нашей территории появилось в какой-то мере как ответ на «Великую Монголию». Точнее, на насильственный призыв в ее армию. В том же 1919 году в майский день кижингинский лама-созерцатель Сандан Цыденов объявил о создании буддийского государства. В историю оно вошло как булагатское "теократическое" движение.
«Я, Духовный владыка, хан трех царств, царь многих народов, повелеваю... все не должны подлежать призыву на военную службу...» - заявил глава нового государства.
Итак, мы назвали самые известные имена тех, кто стоял у разных истоков нашей автономии. Добавим к ним и тех, кто в разное время входил в состав Бурнацкома. Это знаменитые имена – Михаил Богданов и Агван Доржиев.
Предлагаем читателям выбрать из названных в статье героев того, о ком мы расскажем первым в цикле статей «Имя - Бурятия».
Общество
4017
Исторический проект "Имя - Бурятия"
В мае 2013 года Бурятия отметит 90-летие со дня образования. ИД «Информ Полис» предлагает к этой дате выявить исторические личности, которые являются значимыми фигурами в истории Бурятии. Список «претендентов» составляете вы, наши читатели