Госслужащих и сотрудников правоохранительных органов смогут увольнять с формулировкой «в связи с утратой доверия», если они не отчитались о доходах, занимались предпринимательской деятельностью, не сделали попыток предотвратить конфликт интересов, являясь заинтересованным лицом, или участвовали в управлении иностранным НКО
Такой перечень оснований для увольнения содержится в пакете антикоррупционных поправок, внесенных 26 сентября президентом в Госдуму. Взыскание должно быть наложено по результатам служебной проверки и не позднее чем через месяц после того, как стало известно о нарушении, уточняет законопроект (срок может быть увеличен до шести месяцев, если требуется дополнительная проверка).
С инициативой увольнять заподозренных в коррупции чиновников на основе материалов, недостаточных для возбуждения уголовного дела, президент выступил в июле на Петербургском экономическом форуме, поручив администрации подготовить такой законопроект к 1 сентября. В итоге он вносит поправки в собственный антикоррупционный пакет, принятый в первом чтении в июне.
Это важное нововведение, но, для того чтобы оно заработало, нужны более четкие формулировки, говорит Владимир Южаков из Центра стратегических разработок. Остается открытым вопрос, кто и в каких случаях должен инициировать служебную проверку, в противном случае меры профилактики коррупции могут быть использованы для сведения счетов. А вот «не принимал мер по предотвращению конфликта интересов» звучит слишком обтекаемо — чиновник мог демонстративно, но безрезультатно «принимать меры», ключевым является вопрос, действовал ли он в условиях такого конфликта.
Также президент предлагает упростить правила предъявления государством исков к чиновникам в порядке регресса: после того как казна компенсировала гражданам вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) органов власти или должностных лиц, государство может взыскать эти средства с виновников произошедшего. Сейчас это может быть сделано, только если вина чиновника (прокурора, судьи, следователя) установлена приговором суда. Президент предлагает сохранить такое ограничение только для судей, а во всех остальных случаях Россия сможет напрямую требовать от проштрафившихся чиновников компенсации — например, сумм, выплаченных по решению страсбургского суда.
Такое нововведение давно назрело и может стать очень действенным, потому что предусматривает личную ответственность чиновника, говорит адвокат Алексей Мельников. С другой стороны, заработает оно только при наличии политической воли: сейчас проштрафившиеся чиновники не несут даже дисциплинарной ответственности — кто же будет наказывать их рублем? Возможно, потребуется создание специального подразделения в Генпрокуратуре или Минфине, рассуждает юрист.
Внося новый пакет, Медведев тестирует договоренности, достигнутые при переформатировании тандема, говорит политолог Михаил Виноградов, скорость его принятия продемонстрирует степень лояльности единороссов новому лидеру.
Источник: "Ведомости"
Политика
2483