Политика
2158

На совещании оперативного штаба в Ярославле Дмитрий Медведев потребовал сократить число работающих в России авиакомпаний

На совещании оперативного штаба по ликвидации последствий авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем президент Дмитрий Медведев потребовал сократить число работающих в России авиакомпаний

«Ситуация в области гражданской авиации в России должна быть радикально изменена», – заявил глава государства. «Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено, и сделать это надо в самые короткие сроки», – потребовал Дмитрий Медведев и сообщил, что даст соответствующее поручение правительству.

По его словам, «необходимо наконец разобраться с тем, как работают авиаперевозчики».

«Неоднократно говорилось о том, что их много, но я не видел решений, связанных с их слиянием и ликвидацией», – подчеркнул президент. Дмитрий Медведев особо отметил, что говорит в данном случае не о последнем авиапроисшествии. «Здесь пока нет оснований подводить итоги, я говорю в целом о ситуации», – добавил он. По мнению главы государства, должны остаться те авиакомпании, которые «имеют силы и средства, чтобы обслуживать парк, привлекать квалифицированный персонал и платить ему достойную зарплату».

Кроме того, Дмитрий Медведев констатировал необходимость обновления отечественного авиапарка, даже если это повлечет за собой ущемление интересов российского авиапрома. «Проблема парка есть, и правительству, видимо, придется принять очень непростое решение. Ценность человеческой жизни здесь должна быть выше, чем особые соображения, включая поддержку отечественного производителя», – подчеркнул президент. «Конечно, нужно думать о своих, но если они не способны „раскрутиться”, нужно покупать технику за рубежом», – отметил он. «Я дам поручение правительству, это должна быть большая программа, нужны будут большие деньги», – признал он.

Президент поручил Минтрансу и профильным ведомствам обратить самое серьезное внимание на уровень подготовки летного состава в российской гражданской авиации, потому что «с этим тоже не все в порядке». «Нужно посмотреть в каждой авиакомпании на квалификацию экипажа. Там масса чудес происходит. Чего только не рассказывают», – возмутился он. В итоге же, как выразился глава государства, «надо почистить тех, кто не готов работать».

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов не видит очевидной связи между уменьшением количества авиакомпаний и ростом безопасности авиаперевозок. «Авиационные происшествия могут происходить и с судами крупных перевозчиков. От этого не застрахован никто, – отмечает он. – Сама предлагаемая мера – „радикальное сокращение числа авиакомпаний” – вряд ли реализуема без нарушения закона. Для ликвидации авиакомпании (отзыв лицензии эксплуатанта) необходимы веские основания. Учитывая строгость наших авиационных правил, а также тот факт, что в авиации самоубийц нет, можно утверждать, что практически все игроки данного рынка (авиакомпании, аэропорты, технические службы) соблюдают действующие нормы и правила авиаперевозок».

К происшествиям и катастрофам, как правило, приводит сочетание факторов, и они могут возникнуть у любого авиаперевозчика, а не только у маленькой компании, говорит аналитик. Поэтому если даже предположить, что число авиакомпаний будет сокращено, то безопасность вырастет лишь потому, что будет осуществляться меньше рейсов и самих перевозчиков станет меньше, считает он.

По данным Дмитрия Баранова, основной объем перевозок (96,9% от общего объема за январь–июль 2011 года по данным Росавиации) осуществляют 35 ведущих авиакомпаний, к которым у авиационных властей особых претензий нет, и значит, у них отзываться лицензии эксплуатанта, скорее всего, не будут. «А первые 15 авиакомпаний по объему перевезенных пассажиров имеют долю в 81,8% от общего объема перевезенных пассажиров, – говорит он. – То есть рынок пассажирских перевозок фактически сложился, и если какие-то небольшие авиакомпании будут лишены лицензии, то это практически никак не скажется ни на уровне конкуренции на нашем рынке, ни на качестве предоставляемых услуг. Скорее, повлиять на это могут действия какой-то из крупнейших авиакомпаний, в результате чего остальные крупные перевозчики будут вынуждены предпринимать ответные шаги, либо допуск на внутрироссийский рынок перевозок иностранных авиаперевозчиков, тогда конкуренция действительно может усилиться и качество услуг может вырасти».

«Уменьшение количества авиакомпаний скорее повлечет укрепление позиций крупных игроков на рынке, нежели рост безопасности перевозок, – соглашается аналитик „Инвесткафе” Кирилл Маркин. – Не факт, что при реализации предложения по сокращению количества операторов на выходе мы получим рост безопасности авиаперевозок, поскольку многое тут зависит от человеческого фактора и профессиональной подготовки летного состава».

«Прозвучало предложение радикально сократить количество компаний, однако критерии, по которым должен проходить отбор, озвучены не были, это, в свою очередь, может привести к негативным последствиям в результате вероятной неразберихи с реализацией послания президента, в духе: „сейчас как разберусь и накажу кого попало”, – говорит аналитик. – Сокращение числа перевозчиков скорее снизит конкурентную борьбу, и не факт, что в итоге мы получим более высокое качество услуг. Меньше альтернатив – меньше конкуренция».

Дмитрий Трофимов, руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит», тоже уверен, что уменьшение количества авиакомпаний само по себе на безопасность авиаперевозок не повлияет. «Все будет зависеть от новых собственников – те компании, которые заботятся об этом (обучают пилотов, закупают новую технику и т.д.), будут интегрировать новые активы с учетом своих стандартов. В любом случае подобная интеграция потребует времени», – полагает аналитик.

По его мнению, на конкуренцию, вероятно, это серьезно не повлияет, так как мелкие компании обслуживают региональные интересы и, как правило, низко рентабельны или дотируемы. «По каким-то направлениям просто перестанут вообще летать, например, там, где один-два рейса в неделю в Москву или крупный областной центр, – считает он. – На качество услуг это никак не повлияет, скорее, наоборот, крупные компании направят часть финансовых ресурсов (неважно, собственных или заемных) на „неожиданно подвернувшиеся” активы».

Эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Петр Клюев считает, что предлагаемые инициативы и ограничения, очевидно, приведут к сокращению игроков на рынке. «С рынка уйдут многие региональные компании, билеты подорожают, перелеты станут менее доступными для жителей Сибири и Дальнего Востока. Ждать каких-либо позитивных последствий от этого решения сложно, так как оно не приведет к повышению безопасности и улучшению обслуживания пассажиров авиарейсов, – говорит он. – У нас действительно есть компании, на балансе которых находится всего несколько самолетов, и они не получают полноценное техническое обслуживание. Но вытеснение всех небольших компаний сократит и без того постоянно уменьшающееся количество региональных маршрутов, приведет к удорожанию билетов и отрежет регионы СФР и ДВФО друг от друга».

«Сейчас метод укрупнения авиакомпаний видится только один – немолодую технику одной мелкой компании объединяют со старой техникой другой. В итоге получаем 20 бортов, выпущенных еще в „нерушимом” XX веке, – отмечает эксперт ИФК „Солид” Эльвира Малахова. – Формально поручение президента выполнено. Недостает самой малости – квалифицированных кадров „на земле и в небе” да качественного обслуживания. Закрытие большей части летных училищ, готовивших пилотов и техников, в 90-е и нулевые предопределило текущее положение дел. В сухом остатке – гигантский парк стареющих „Ту”, „Анов” и „Илов”, немного разбавленных тоже не молодыми „эрбасами” и „боингами”».

По сути, говорит аналитик, новые авиалайнеры находятся в парках в единичных экземплярах. Авиакомпании только планируют обновление парков, а быстро это сделать невозможно. «Пример SSJ показателен – слов было сказано много, а реальных бортов передано перевозчикам всего три. По плану первые экземпляры должны были встать на регулярные рейсы еще в 2008 году», – напоминает она.

При этом, по ее мнению, уменьшение количества авиакомпаний точно не снизит цены. «Большинство компаний сейчас – это мелкие региональные перевозчики, работающие в узких нишах, как разбившийся недавно 48-летний Ан-12. Все массовые направления поделены между крупными игроками, такими как „Аэрофлот”, „Трансаэро”, S7, Utair. Лидеры давно пересели на импортную технику и чаще всего обслуживают за пределами России, – говорит Эльвира Малахова. – С уходом мелких игроков, скорее всего, просто отомрут некоторые направления и пострадают жители удаленных регионов. Выход из ситуации – в развитии региональных перевозок по образцу США с максимальной либерализацией Воздушного кодекса и передачей функций обучения и сертификации на легкомоторные самолеты от государства частным структурам».

Что касается прозвучавшего на этой неделе предложения Росавиации запретить допуск к регулярным пассажирским авиарейсам компаний, обслуживающих менее 20 однотипных самолетов, то к нему аналитики отнесли скептически. «В Росавиации прекрасно понимают, что даже не все из 35 авиакомпаний, которые перевозят 96,9% пассажиров в стране, отвечают этому условию, – говорит Дмитрий Баранов. – Даже если бы кто-то из авиакомпаний захотел выполнить это условие, то это просто физически нельзя сделать быстро. Авиапроизводители не поставят так быстро новые самолеты, да и на рынке их приобрести крайне затруднительно. И это не говоря о тех больших деньгах, которые потребуются для этих покупок».

Поэтому, по мнению аналитика, вероятнее всего, будет введен некий переходный период, в течение которого авиакомпаниям разрешат постепенно увеличить число однотипных воздушных судов. «Либо будут изменены сами условия, например, разрешать иметь в парке два типа воздушных судов каждого по 10 единиц, – считает он. – Но главное, что ведущие 15 авиакомпаний страны уже либо соответствуют этим условиям, либо близки к его выполнению, поэтому не стоит ожидать коллапса на российском рынке пассажирских перевозок».

Источник: expert.ru

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях