Главное Популярное Все Моя лента
Войти

Бурятское кино сегодня


3011
В целом в республике ситуация для своего кинопроизводства уже созрела, считает Солбон Лыгденов. Работает несколько студий, выходят в прокат комедии. Осталось только поддержать, создавать уже не надо.

Бурятский раскадровщик


Постановщик трюков, рас-кадровщик, режиссер - Солбон Лыгденов нашел себя. Однако его карьера в киноиндустрии пошла в гору в Москве, а не в Бурятии. «Питер ФМ», «Черная Молния», «Код апокалипсиса», «Обитаемый остров», «Тарас Бульба», «Мы из будущего» - число фильмов, в ко­торых он ставил сцены и трюки, уже перевалило за сорок.

Актив­но идет работа не только в обеих столицах. Мастер приложил руку к созданию фильмов «По велению Чингис Хана» в Якутии и «Дети си­него фламинго» в Свердловской области.

Впрочем, и малая родина не остается без внимания. Свое отражение республика находит в фильме Лыгденова «Золотые шах­маты Будды», в сделанных, им ро­ликах к 350-летию вхождения Бу­рятии в состав России.

Вообще же у Солбона было и есть множество планов по созданию в республике киноиндустрии, которыми он, од­нако, делиться не намерен.

-Есть проекты, а как же,- гово­рит он. - Без мечты и планов вооб­ще жить нельзя. Считай, что ты спи­сал себя. Все, отдыхай. Но говорить о них, хвастаться ими не стоит. Опыт прошлого года меня просто убил. Столько наговорили, напла­нировали, но обломились жёстко.

В прошлом году Солбон Лыгденов планировал снять в Бурятии фильм под названием «Дарима», но «случился облом».

Год великого облома

А задумки были грандиозные. Съемки фильма должны были начаться в Тункинском районе, продолжиться в Улан-Удэ, а закон­читься во Франции.

Драма о жизни молодежи должна была появиться к 350-летию республики. Весной 2010-го была сформирована груп­па из московских и петербургских профессионалов, начат кастинг актеров, выбор натуры, где бу­дет сниматься фильм.

Создатели фильма уже ждали прибытия всей техники из Москвы и Петербурга, когда вдруг оказалось, что финан­сировать фильм некому.

-Много было задумано, - пояс­няет Солбон. - Однако реализовано на подготовительном уровне. Съемки должны были вестись на большой территории, а это боль­шие деньги. Кроме того, у нас в Бурятии специалистов по кино нет, поэтому приходилась нанимать людей из западной части России. Но, к сожалению, начало не было поддержано финансово. Были, конечно, люди, которые помогли, помощь принял. Но этих денег хва­тило только на подготовительный этап. Проект будет осуществлён, подход к поиску денег будет уже другой. Хотя получить средства от правительства я все же попытаюсь.

Причину режиссер видит в ри­скованности такой затеи. В Буря­тии о нем много пишут, но мало кто его знает - работает Солбон в основном в европейской части России.

Однако к неудаче Солбон отнесся философски:

-Не хочется грузиться и причи­тать: «Боже мой! У нас ничего не по­лучится». Никаких претензий из-за прошлогоднего облома я ни к кому не имею. Я всех понимаю, я бы и сам испугался вкладывать деньги неизвестно куда, - смеется он.

И тут же с улыбкой добавляет:

-Вообще, это неконструктивно, тратить время, обсуждая неудачи. Сейчас надежда на близких людей, на знакомых, которые меня хоро­шо знают и мне доверяют.

Утром стулья -вечером деньги

Средств на реализацию мас­штабного проекта у республики не нашлось, однако ролики к 350-ле­тию вхождения Бурятии в состав России были заказаны Солбону Лыгденову.

-О том, что собираются снимать ролики, я слышал еще в апреле. Но ко мне почему-то обратились I только в конце мая, - в недоумении пожимает плечами он. - При этом сказали, что деньги дадут только , по факту. Но если мы собираемся красиво показывать республику, . то нужны экспедиции, специали­сты. Пришлось уже на первом из , них выворачивать свои карманы. , Деньги выделили лишь после начала съемок. Но, несмотря на это, ролики получились отличные, - признает режиссер.

Создать ролик - дело тонкое.  Нужно в лесу, в горах ночевать, закаты-рассветы встречать, чтобы поймать все. Приложенные усилия увенчались успехом.

Немаловажным было и то, что Лыгденов смог подобрать команду талантливых операторов, техников и прочих специалистов из Улан-Удэ. Вместе они стали единой командой, что и определило успех отснятого ви­део.

Секреты успешного фильма

Подобрать хорошую команду -лишь часть успеха. Частая ошибка начинающих продюсеров - делать ставку на «звезду». Как утвержда­ет Солбон Лыгденов, успешность фильма ни в коей мере не опреде­лятся известностью актера. Важно работать профессионально.

-В наших же условиях у тебя две мысли в голове одновременно крутятся: как бы фильм снять и где бы на стороне подзаработать. А от этого на самом деле очень сильно устаешь, и начинается твое разло­жение как творца.  Важно и чувствовать, чего хо­чет зритель. Я очень люблю своего зрителя. Когда я с продюсером на­чинаю новый фильм обсуждать, он говорит, мол, зрителю надо толь­ко хлеба и зрелищ, ему не до ума, только бы сидеть в кинотеатре и хрустеть попкорном. А продюсер не прав. У нас зритель очень тон­кий, он любить мыслить.

Снять качественную комедию стоит большого труда, уверен Солбон Лыгденов. Нужно угадать, что нужно зрителю.

-Режиссер должен понимать, чего зритель сейчас хочет. А хочет он, например, посмеяться над че­тырьмя ребятами, которые купили машину.

Перспектива стать брендом

Угадать, чего хочет зритель, уда­лось создателям «Чайника». Счаст­ливое стечение обстоятельств или показатель развития бурятского кинематографа? И то, и другое, считает Солбон. Он признает, что в Бурятии зарождается целая от­расль, называющаяся киноинду­стрией. Работают несколько сту­дий, которые независимо друг от друга снимают фильмы. И главный показатель достаточно высокого развития - производство фильмов уже приносит доход.

-Надо, чтобы продукт имел вы­ход не только у нас в регионе, но и за его пределами, - утверждает Солбон. - Проблема в том, что там немного другие требования и по техническим данным, и по творче­ству. Хотя расширить ареал распро­странения бурятского кино вполне реально.

-Выход в прокат бурятских фильмов меня вообще порадовал. Ребята - молодцы. Думаю, в данный момент надо их поддержать, по­мочь им. Думаю, перспектива есть.

Московский потенциал

Не только на местных кинопро­изводителей возлагает надежды Солбон. Он собирает вокруг себя творческую молодежь в Москве и Петербурге и лелеет мечту, что ког­да-нибудь эти молодые люди вер­нутся в Бурятию и снимут отличное кино. Тех, кто проявляет желание работать в киноиндустрии, Солбон устраивает - изучать «кухню» кино­производства.

-Я в кино стараюсь своих земля­ков подтягивать. Не во ВГИК, конеч­но, - смеется он. - Денег, чтобы вы­учить своего режиссера, у меня нет - очень уж дорогое удовольствие. Самый лучший институт для кино -просто попасть на съемочную пло­щадку. Зацепиться. Ребята приходи­ли, я их просто рабочими устраивал. А сейчас они работают в кино, не имея специальных дипломов. Если зарплата будет такая же, как в Москве, они все приедут и такой же профессиональный уровень по­кажут. Киноисскуство должно стать биз­несом, чтобы профессионал мог не думать о том, где взять денег, а про­сто повышать свой уровень.

- Надо стремиться к тому, чтобы бурятское кино стало брендом республики. И я твёрдо уверен в этом..

Тайна народа Бурятии

А пока высокие зарплаты для деятелей искусств только в мечтах, Солбон курсирует по маршруту Мо­сква - Улан-Удэ - Москва. В столице можно и заработать, и найти друзей, способных вложиться в фильм, но отдохнуть - только на родине.

-Как бы хорошо ты ни зарабаты­вал, душа требует полета, творче­ского вдохновения, - делится Солбон. - Весь мир красив, я не спорю. Поездить по миру, пообщаться с людьми одно удовольствие. Но вот я точно говорю - массу впечатлений получаю только в Бурятии. И меня всегда удивляло - сколько ни при­езжаешь, всегда все по-новому. Куда бы ни поехал, я получаю массу твор­ческой энергии, вдохновения.

Однако для Солбона источником вдохновения также являются люди, живущие в Бурятии. Причем, по его словам, сами жители республики ничего особенного в себе не заме­чают.

-Здесь очень многое таится в людях. Мы привыкли принимать постороннее мнение, что регион у нас пассивный, депрессивный. И наш народ перестал ценить себя в творческом плане. А на самом деле здесь потенциал очень большой. Мне достаточно проехать в Джиду, Агу, Курумкан - неважно, пообщав­шись с людьми, я получаю творче­скую энергию.

Источник: ИД "Буряад Yнэн"
Читать далее

Читайте также