Общество
6307

Возможна ли реинкарнация Далай-ламы в России?

Тибетско-китайский конфликт подчеркнул неустойчивость единства буддийских регионов России. Фундамент верховенства бурятского буддизма подорван — глава калмыцких буддистов претендует на место Хамбо ламы Аюшеева в Межрелигиозном совете России

На днях Тэло Тулку Ринпоче, верховный лама Калмыкии, в интервью «Независимой газете» заявил: «Сегодня на федеральном уровне представлена только Буддийская традиционная сангха России — организация, которая никак не связана с головными буддийскими организациями двух других республик: ни с объединением буддистов Калмыкии, ни с объединением буддистов Тувы.

Интересы этих республик не принимаются в расчет, если федеральный центр прислушивается исключительно к базирующейся в Бурятии сангхе. Мы можем однозначно заявить, что присутствие ее главы Дамба-ламы Аюшеева в федеральных органах власти не принесло никакой пользы ни буддистам Калмыкии, ни буддистам Тувы. Их голоса не слышны, а интересы не учтены. Это нужно менять, и чем быстрее, тем лучше».

Вместе в России

В отличие от православия в российском и мировом буддизме никогда не было единой централизованной организации. Народы Калмыкии, Бурятии и Тувы приняли буддизм в разные годы и в разные годы вошли в состав России. Все они восприняли Учение Будды в его тибетском варианте и признавали духовными авторитетами Далай-ламу и других тибетских иерархов.

Но духовная жизнь бурят, тувинцев и калмыков развивалась самостоятельно. В СССР буддизм подвергался гонениям, и после крушения советской империи буддийским народам пришлось вместе возрождать свою религию.

Буряты, сохранившие в советский период действующие дацаны, оказывали помощь единоверцам. В конце 80-х годов ряд бурятских лам был откомандирован для работы в Калмыкию, и с того же периода калмыцкие и тувинские хувараки получали образование в буддийском университете в Иволгинском дацане. До 80 процентов тувинских лам получили образование в Бурятии.

В программах буддийского сотрудничества и взаимообмена приняли участие несколько сотен человек. В итоге буддисты трех республик получили огромный совместный практический опыт в проведении массовых буддийских церемоний, занятий медитацией и в изучении философии.

Его Святейшество и Россия

Единым фронтом российские буддисты выступали и в деле организации приезда Его Святейшества Далай-ламы в нашу страну. Независимо от большой политики они помнят, что в помыслах и молитвах Его Святейшества всегда есть место заботе о благополучии буддийских народов России.

Однако российский МИД раз за разом отказывает в визе Далай-ламе. Во время визита в США Владимиру Путину задали вопрос, связанный с отказом в визе Далай-ламе. И тогда Путин пересказал свой разговор с китайским дипломатом, спросившим, сколько буддистов проживают в России: «Я сказал ему, что примерно 1,5 млн., а он в шутку ответил: тогда выбирайте, с кем вам дружить — с этими 1,5 млн. или 1,5 млрд. китайцев».

На днях Далай-лама вновь предупредил, что его следующее воплощение появится на свет в эмиграции, но ни в коем случае не в Тибете, входящем в состав КНР. «Я заявляю, что окончательное решение о следующем перерождении принимаю только я сам и никто больше. И уж во всяком случае не китайские коммунисты», — заявил он. Пекин, в свою очередь, заявил, что очередной Далай-лама появится на территории Тибета в соответствии с традицией.

Монголия или Индия

Свое заявление иерарх сделал в Вашингтоне, где он отмечает свое 76-летие. А в мае текущего года формальным главой тибетского правительства в изгнании был избран гражданин США Лобсанг Сангай. Глава буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче (в миру Эрдни Омбадыков) также родился в США в семье калмыцких эмигрантов, а буддийское образование получил в тибетском монастыре «Дрепунг Гоман» в Индии. Не случайно глава буддистов Калмыкии имеет особенно тесные связи с тибетским правительством в Индии и с буддийским лобби в США.

Между тем заявление Далай-ламы о вероятности его следующего воплощения в эмиграции поставило вопрос о конкретном месте рождения.

Выбор небольшой. Это тибетская эмиграция и провинция Ладак в Индии, Монголия и Россия, где традиционно проживают приверженцы тибетского буддизма.

 В свое время именно монголы объединили Тибет и учредили титул Далай-лам. А воплощение IV Далай-ламы было найдено в Монголии в районе Сэчен Чёкхор в царском роду Джингир. В Монголии в качестве господствующей религии ламаизм утвердился в середине XVII века, а в период автономии в ней установилась теократия — власть Богдо-гэгэнов.

После революции и смерти VIII Богдо-гэгэна Монголия была провозглашена народной республикой. Но после краха мировой системы социализма монголы не восстановили не только светскую, но и духовную власть Богдо-гэгэна. Ныне Богдо-гэгэн IX, или Джебцун Ринпоче, тибетец по происхождению, проживает в Дхарамсале. Его переезд в Улан-Батор не имеет никакой перспективы, поскольку буддийская теократия для свободной демократической Монголии — это анахронизм, и вопрос о реинкарнации Далай-ламы в этой стране отпадает сам собой.

Индия наряду с Китаем является ныне одной из наиболее динамично развивающихся держав и заинтересована в нормализации отношений с Поднебесной. Очевидно, что выгоды экономического сотрудничества с Китаем перевесят сомнительные дивиденды от размещения на своей территории постоянного источника напряженности в лице тибетской эмиграции.

Калмыцкий вариант

Таким образом, единственным потенциальным местом для реинкарнации Его Святейшества остается Россия. Не случайно среди российских буддистов стали популярны предсказания о том, что следующий Далай-лама появится в одном из российских регионов. Однако в Бурятии, признавая институт перерождений за рубежом, у себя традиционно не признавали хубилганов-перерожденцев.

 Подчеркнуто дистанцируется от решения вопроса с приглашением Далай-ламы в Россию и руководство республики. 1 июля 2011 года президент Вячеслав Наговицын, отвечая на вопрос монгольского журналиста о вероятности приглашения Далай-ламы, отметил: «Вопрос этот лежит вне плоскости регионального уровня, это вопрос федерального значения, поскольку он относится все-таки больше к политике, нежели к экономике или межнациональному обмену. Вопрос должен быть обсужден на уровне государства, МИДа».

Из трех буддийских регионов России только Калмыкия поддерживает наиболее тесные связи с тибетской эмиграцией. Ее бывший президент Кирсан Илюмжинов последовательно и не без успеха позиционировал ее как центр европейского и российского буддизма. Во-вторых, в ситуации, когда на ее границах идет религиозная война за установление Имарата Кавказ, а в республике растет кавказская диаспора, нужны действенные меры по укреплению собственной национальной и религиозной идентичности.

Реинкарнация Далай-ламы в Калмыкии и является тем самым неординарным и сильнодействующим способом. А членство в Межрелигиозном совете при президенте РФ стало бы для калмыков удобной площадкой для влияния на позицию России в тибетском вопросе. Однако локальные выгоды для Калмыкии означают безусловное ухудшение отношений в целом для страны с ее стратегическим партнером.

Вряд ли Россия, так же как Монголия и Индия, граничащая с Китаем и имеющая с ней тесные связи, позволит найти у себя новое воплощение Его Святейшества.

Автор: Александр Махачкеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях