армия
6878

Солдата из Бурятии в части довели до психушки?

За три месяца до возвращения домой солдат-срочник попал в психбольницу

О том, что произошло, родные узнали, когда дозвонились до его сослуживца. Командование части даже не сообщило матери о случившейся с ее сыном беде

Бадма Цыренов ушел в армию осенью 2010 года абсолютно здоровым. Он полностью прошел проверку специалистов военно-врачебной комиссии. Спустя девять месяцев службы в десантно-штурмовой бригаде в военной части №10103 в Петропавловске-Камчатском матрос попал в психиатрическое отделение военного госпиталя. Домой срочник из Бурятии вернулся уже «не в себе». Родители сразу же поместили его в Республиканский психоневрологический диспансер. Сейчас молодой человек находится в отделении для «остробольных». Врачи оценивают его состояние как тяжелое. Родители требуют ответа от военных: что случилось с их сыном во время прохождения службы, почему их не известили, что скрывают военные командиры?

Он сам решил идти в армию

По словам матери Екатерины Цыреновой, сын Бадма самостоятельно принял решение идти на службу. После окончания учебы в колледже статистики он поступил в Восточно-Сибирский технологический университет. Высшее образование молодой человек получал на коммерческой основе. Когда начался очередной призыв, Бадма учился на IV курсе. Он сообщил матери, что решил идти в армию, а после возвращения закончить учебу. У семьи Цыреновых возникли трудности по дальнейшей оплате обучения в университете.

— Он всегда был физически крепким, занимался спортом, боксом, — говорит мама Екатерина Цыренова.

Родные смирились с его решением. Юноша попал служить матросом в десантно-штурмовую бригаду в город Петропавловск-Камчатский. Домой он звонил регулярно, а в марте перестал выходить на связь. Отключен был и его мобильный телефон.

— Нам кое-как удалось дозвониться до его сослуживца, он нам и рассказал, что Бадма находится в психиатрическом отделении больницы, — говорит родная тетя солдата Екатерина Дармажапова.

Всегда был спокойным

В Интернете родственники нашли телефон воинской части и связались с руководством.

— Узнав, что мы его родные, какой-то командир стал кричать, что Бадма псих и разбил автопарк части, — рассказывает Екатерина Дармажапова.

Но родственники утверждают, что молодой человек всегда был очень домашним, спокойным и выдержанным. Что случилось и какие причины послужили для столь не­адекватной реакции, они не могут понять до сих пор.

— Я сразу спросила: неужели были какие-то неуставные отношения? После этого вопроса офицер изменил тон и стал меня успокаивать, — вспоминает возмущенная тетя.

Подобная реакция одного из командиров части насторожила родных. Но тогда они, прежде всего, переживали за здоровье молодого человека.

В военном госпитале, где находился матрос Цыренов, лечащий врач сообщила, что у него была травма головы, но сейчас поводов для беспокойства нет.

— Нас заверили, что его пролечили, у него все нормально и до демобилизации в июне он будет находиться в больнице, так как ему нужен покой, — рассказывает Екатерина Дармажапова.

Слова медика отчасти успокоили мать и тетю.

— Я еще спросила врача, сможет ли он самостоятельно доехать, не нужен ли ему сопровождающий, но она ответила, что его выписали с диагнозом «здоров», — рассказывает тетя.

Однако по дороге домой у Бадмы снова начались проблемы. Он отстал от поезда, путался во времени, не мог сказать, куда ему нужно ехать. Родным пришлось срочно выехать ему навстречу в другой город.

— Он выглядел неадекватно, глаза злые, на все реагировал возбужденно, — говорит тетя.

Сразу после возвращения вместо счастливой встречи родители были вынуждены поместить сына в больницу. Врачи называют его состояние тяжелым.

Достучаться до правды

Сейчас у родных множество вопросов к бывшим командирам Бадмы.

— Почему нам не позвонили сразу, когда все произошло? Почему лишь спустя месяц мы узнали, что он в больнице?! — возмущенно говорят и мама, и тетя Бадмы Цыренова.

Женщины уверены: их не ставили в известность, чтобы скрыть истинные обстоятельства какого-то инцидента. В том, что это были неуставные отношения среди солдат, они не сомневаются. Женщины обратились с письмами в военную прокуратуру, Комитет солдатских родителей и в Военный комиссариат по Октябрьскому району Улан-Удэ, откуда призывался юноша. Они уверены, что в больнице формально заключили «здоров», чтобы отправить домой и избавиться от нездорового солдата.

— Что-то же его заставило повредить военную технику, может, это было отчаяние из-за побоев? Откуда у него травма головы? Почему врачи написали, что он здоров, когда приехал он в ужасном состоянии. Он ушел абсолютно здоровым и вменяемым, а вернули его больным, — с негодованием говорит Екатерина Дармажапова.

Что сказали военные

Владимир Мамаев, замполит воинской части №10103 (где служил Бадма Цыренов), комментировать произошедшее отказался, сославшись на то, что не имеет права общаться с журналистами.

Сергей Коновалов, пресс-секретарь командования войсками и силами на северо-востоке РФ: «Если солдат-срочник серьезно заболел, командование части обязано сообщить родителям. В данной ситуации больше вопросов, чем ответов. Предлагаю направить обращение с описанием всей ситуации на имя командующего войсками и силами на северо-востоке, чтобы было начато разбирательство».

Николай Капинос, военный комиссар отделения Военного комиссариата по Октябрьскому району Улан-Удэ, после полученного заявления от мамы Бадмы Цыренова направил запрос в воинскую часть с просьбой сообщить, при каких обстоятельствах матрос получил травму головы, где проходил лечение. Николай Капинос отказался от комментариев. Однако подчеркнул, что все призывники проходят военно-врачебную комиссию, «и не одну, а две».

Автор: Туяна Цыренжапова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях